- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мифтахова З.Б. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Лениногорский политехнический
колледж» в городе Азнакаево
Согласовано: Утверждаю:
МО филиала «ЛПК» зам.директора по УПР
________________ __________________
Шакиржанова А.Ф. Р.Р.Нургалиев
от _______ 20__ г. _________ 20__ г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
общеобразовательного цикла
Русский язык и культура речи
для специальности: 260807
«Технология продукции общественного питания»
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», предназначенной для изучения литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.
Организация-разработчик:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Лениногорский политехнический колледж» филиал г. Азнакаево
Разработчик:
Мифтахова З.Б. преподаватель русского языка и литературы филиал ГАОУ CПО «Лениногорский политехнический колледж» г. Азнакаево
Рекомендована предметно-цикловой комиссией гуманитарных дисциплин, протокол № 1 от «___» сентября 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5 ДИСЦИПЛИНЫ
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 12
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке по профилю основных образовательных программ колледжа.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Вариативная часть цикла ОПОП.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь.
-
Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами.
-
Различать элементы нормативной и ненормативной речи, анализировать речь с точки зрения ее нормативности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи.
-
Пользоваться словарями и справочниками. Определять лексическое значение слов.
-
Распознавать и исправлять лексические, фразеологические, орфоэпические, грамматические, орфографические, синтаксические и пунктуационные ошибки, ошибки в словообразовании.
-
Находить и употреблять основные изобразительные средства языка в тексте, использовать лексические, словообразовательные, фонетические, фразеологические, синтаксические средства выразительности.
-
Выбирать жанр, композицию текста и языковые средства в зависимости от темы, адресата и ситуации общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
Различия между языком и речью, признаки литературного языка, функции языка как средства формирования и трансляции мысли.
-
Социально-стилистическое расслоение современного русского языка.
-
Нормы русского литературного языка, единицы языка.
-
Основные виды орфоэпических, лексических, грамматических, синтаксических ошибок, ошибок в образовании слов.
-
Наиболее выразительные средства языка, выразительные возможности частей речи.
-
Специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося - 22 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
14
контрольные работы
4
курсовая работа (проект) {если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
• Подготовка рефератов, устных сообщений
2
• наблюдение за устной речью окружающих
-
• работа со справочной литературой и словарями
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
1.Общие сведения о языке и речи. Основные единицы и уровни.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
-
Раздел 1.
Литературный язык - высшая форма развития национального языка
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
2
2
2. Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
-
Тема 1. 2.
Содержание учебного материала
2
1
3. Русский национальный язык в историческом развитии.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений по истории языка
2
Тема 1.3
Содержание учебного материала
2
2
4. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся со словарями: анализ словарной статьи
2
Тема 1.4
Содержание учебного материала
2
1
5.Система норм русского литературного языка. Коммуникативные качества речи
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
-
Раздел 2.
Литературный язык и языковые нормы
2
Тема 2.1
Содержание учебного материала
2
6. Фонетика, орфоэпия. Орфоэпические и фонетические нормы.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся с орфоэпическим словарем
2
Тема 2.2
Содержание учебного материала
4
1
7. Графика. Орфография. Орфографические нормы русского языка
2
Лабораторные работы
-
1. Практическое занятие: Совершенствование навыка грамотного письма.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: совершенствование навыков письма, выполнение упражнений
2
Тема 2.3
Содержание учебного материала
2
2
8. Лексика. Лексические нормы
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся с толковыми словарями и словарями синонимов, паронимов
2
Тема 2.4
Содержание учебного материала
2
2
9. Фразеология. Типы фразеологических единиц
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
-
Тема 2.5
Содержание учебного материала
2
2
10. Словообразование и словообразовательные средства языка
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающихся: словообразовательный анализ слов, работа со словарем
2
Тема 2.6
Содержание учебного материала
4
2
11. Морфология. Морфологические нормы русского литературного языка
2
Лабораторные работы
-
2. Практическое занятие: Анализ трудных случаев формообразования и употребления частей речи.
2
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий по исправлению ошибок в образовании форм слов
2
Тема 2.7
Содержание учебного материала
4
2
12. Синтаксис. Синтаксические нормы русского языка. Словосочетание и предложение
2
Лабораторные работы
-
3. Практическое занятие: Определение синтаксических ошибок в тексте.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: грамматический анализ предложений разных типов
2
Тема 2.8
Содержание учебного материала
4
2
13. Пунктуационные нормы русского языка
2
Лабораторные работы
-
4. Практическое занятие: Закрепление пунктуационных норм
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа: совершенствование навыков письма, выполнение упражнений
2
Раздел 3.
Текст и его особенности
2
Тема 3.1
Содержание учебного материала
2
14. Текст как речевое произведение. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
-
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
10
2
15.Функциональные стили русского литературного языка в историческом развитии
2
16. Официально-деловой и научный стили русского языка. Стилевые черты и жанровые особенности.
2
17. Языковые особенности публицистического и разговорного стилей. Основные жанры.
2
18. Художественный стиль. Особое место языка художественной литературы в стилистике.
2
Лабораторные работы
-
5. Практическое занятие: Определение состава стилевых черт. Жанры
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: стилистический анализ предложенных текстов
2
Тема 3.3
Содержание учебного материала
2
2
19. Лексические средства и приемы выразительности речи. Использование тропов и фигур в художественной речи.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: поиск средств выразительности, выполнение упражнений
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрен ы)
(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта примерной программы)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта примерной программы)
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позгщии столбг/а 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и культуры речи.
Оборудование учебного кабинета:
-
комплект учебно-методической документации;
-
раздаточный материал; Технические средства обучения:
-
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением,
-
мультимедиапроектор.
3.2 Пнформационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Бабкина Е.С. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. пособие- Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2010.- 106 с.
-
Введенская, JI.A. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для СПО / JI.A. Введенская, М.Н. Черкасова. - 6-е изд., - Ростов н/Д : Феникс, 2007,- 382 с.
-
Введенская, JI.A. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. вузов / JI.A. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. - Изд. 6-е - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 544 с.
-
Голуб, И.Б. Культура письменной и устной речи / И.Б. Голуб. - М.: Кнорус,2010 - 264 с.
-
Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М: Логос, 2003.-432 с.
-
Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. - М.: Флинта, 2008. - 464 с.
-
Прохватилова O.A. Стилистика русского языка : учебное пособие / O.A. Прохватилова, Е.С. Стрельникова. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2006. - 659 с.
-
Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учебное пособие Л.В. Рахманин. - М. : Флинта, 2012.-255 с.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. / Розенталь Д.Э. и др. - 16-е изд. - М.: ЧеРо, 2012. - 368 с.
-
Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
-
Русский язык и культура речи: Учебник. - 2-е изд., перераб и доп. / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. -М.: Инфра-М, 2009. -166 с.
Дополнительные источники:
-
Голуб, И.Б. Трудности русской орфографии. Правила, примеры и упражнения в стихах (для ссузов) / И.Б. Голуб. - М.: Кнорус,2010- 144 с.
-
Ильин Д.Ю., Сидорова Е.Г., Харченко С.Ю. Систематический практикум по русской орфографии 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 232с.
-
Ильин Д.Ю., Сидорова Е.Г., Харченко С.Ю. Систематический практикум по русской пунктуации (для студентов высших учебных заведений). - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 152 с.
-
Культура письменной и устной речи делового человека: Справочник: Практикум / Н.С. Водина и др. - 14-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 315 с.
-
Прохватилова O.A. Стилистика деловой речи: Методические рекомендации и контрольные задания / Прохватилова O.A., Бондаренко О.В., Колесник C.B. - Волгоград : Издательство ВолГУ, 2000.
-
Русский язык : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 703 е., 16 с. вкл.
-
Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. -М.: Гардики,2002.-312с.
-
Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : Учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 310 с.
Словари:
-
Даль, В. И Толковый словарь живого великорусского языка : В 4-х тт./ В. И. Даль. -М. : Рус. яз, 1981.
-
Захаренко Е. Н., Комарова JI. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов : 25 000 слов и словосочетаний. - М. : Азбуковник, 2003 - 784 с.
-
Иванова, Т.Ф. Русская речь в эфире: комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Т.А. Черкасова. -М., 2005.
-
Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова. -М.: Флинта: Наука,2003. - 840 с.
-
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М. : Сов. энцикл., 1990. - 685 с.
-
Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Вып. 1 / Авторы Ю. Д. Апресян, В. Ю. Апресян, О .Ю. Богуславская, и др.; Под общ. ред. Ю. Д. Апресяна. - М. : Языки славянской культуры, 1997. - 552 с.
-
Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. -М.: Оникс; Мир и образование, 2006,- 976 с.
-
Орфоэпический словарь русского языка. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -336 с.
-
Семенова, Н.М. Прописная или строчная?: Тематический словарь - справочник / Н.М. Семенова. - М.: Рус. яз. - Медиа,2006. - 710 с.
-
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, ин-т лингвист, исследований; гл. ред. А.П. Евгеньева. - Изд. 4-е, стереотип. - М. : Полиграф-ресурсы, 1999.
-
Словарь синонимов русского языка: В 2-х тт. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - Л.: Наука, 1970-1971 .
-
Современный словарь иностранных слов: Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология /Л.М.Баш, A.B. Боброва, ГЛ. Вечеслова, P.C. Кимягарова, Е.М. Сендровиц. - М.: Цитадель - Трейд,2006. - 960 с.
-
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А.Н. Тихонов. - М.: ACT: Астрель, 2002. - 704 с.
-
Толковый словарь русского языка : В 4-х тт. / Под редакцией Д.Н. Ушакова; Государственный институт «Советская Энциклопедия». - М. : ОГИЗ, 1938.
-
Фразеологический словарь русского языка / сост. А.Н. Тихонов. - М.: Рус.яз. - Медиа, 2006. - 334 с.
Интернет-ресурсы:
-
Академическая грамматика русского языка. - Режим доступа: http: //rusgram. narod.ru.
-
Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - Режим доступа: gramota.ru.
-
Малый академический словарь русского языка. - Режим доступа: mas-dict.narod.ru.
-
Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи. - gramma.ru.
-
Словари и справочные материалы в режиме интерактивного доступа. -Режим доступа: slovari.ru.
-
Рукописные памятники Древней Руси - ресурс, посвященный памятникам древнерусской литературы. - Режим доступа: lrc-lib.ru
-
Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова- (ИРЯ РАН): - Режим доступа: ruslang.ru.
-
Энциклопедия языкознания. - Режим доступа: jazykoznanie.ru.
-
Русский филологический портал. - Режим доступа: http: // philology. ru.
-
Интерактивный доступ к словарям. - Режим доступа: slovari.yandex.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно- правовых систем.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать:
3 1. Различия между языком и речью, признаки литературного языка, функции языка как средства формирования и трансляции мысли.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
3 2. Социально-стилистическое расслоение современного русского языка.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
3 3. Нормы русского литературного языка, единицы языка.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
3 4. Основные виды орфоэпических, лексических, грамматических, синтаксических ошибок, ошибок в образовании слов.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
3 5. Наиболее выразительные средства языка, выразительные возможности частей речи.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
3 6. Специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
Уметь:
У 1. Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
У 2. Различать элементы нормативной и ненормативной речи, анализировать речь с точки зрения ее нормативности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
У 3. Пользоваться словарями и справочниками, определять лексическое значение слов.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
У 4. Распознавать и исправлять лексические, фразеологические, орфоэпические, грамматические, орфографические, синтаксические и пунктуационные ошибки, ошибки в словообразовании.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
У 5. Находить и употреблять основные изобразительные средства языка в тексте, использовать лексические, словообразовательные, фонетические, фразеологические, синтаксические средства выразительности.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
У 6. Выбирать жанр, композицию текста и языковые средства в зависимости от темы, адресата и ситуации общения.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы Оценка устного сообщения
Результаты переносятся из паспорта примерной программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по примерной программе учебной дисциплины.
Разработчик:
Мифтахова З.Б. преподаватель русского языка и литературы филиал ГАОУ CПО «Лениногорский политехнический колледж» г. Азнакаево
3