Рабочая программа по чтению для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

`Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 72

г. Челябинска

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Заместителем директора по УР Директор школы

Протокол №__ _______________ _________В.Г. Терентьева

от _____/_____/ 201___г. от _____/_____/ 201___г. _____/_____/ 201___г.

Рабочая программа по чтению и развитию речи

(8 класс).





Составитель:

Думаева О.А. учитель 1 категории






г.Челябинск 2012

Содержание

1 .Пояснительная записка;

2. .Календарно - тематический план;

3. Учебно-методический комплекс

4. Требования к уровню подготовки обучающихся, успешно освоивших рабочую программу;

5. Контрольно-измерительные материалы;

6. Приложение

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по чтению и развитию речи.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1.Закон РФ « Об образовании».

2. Типовое положение о специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.

(Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288)

3. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Чтение и развитие речи » автор В.В.Воронкова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 г. - Сб. 2;

4. Приказ МОиН РФ от 24 декабря 2010г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012учебный год».

5. Приказ МОиН Челябинской области № 01-2205 от 10.08.2012г. об утверждении областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида Челябинской области на 2012-2013 учебный год

6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (САНПИН 2.4.2.2821-10)

7. Учебный план МСКОУ школы №72 на 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа определяет цели и задачи обучения чтению и развитию речи на начальном этапе, содержание, требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании курса.

Цель курса по чтению и развитию речи


  • формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения

Задачи по чтению и развитию речи:

  • формировать навыки осмысленно воспринимать прочитанное;

  • формировать навыки сознательного, беглого, правильного, выразительного, самостоятельного чтения;

  • развивать познавательную деятельность, личностные качества учащихся;

  • развивать умение устанавливать причинно - следственные связи и закономерности;

  • формировать познавательную деятельность учащихся;

  • развивать устную связную речь;

  • осуществлять практическую направленность и связь с другими учебными предметами;

  • формировать читательскую самостоятельность;

  • развивать интерес к чтению, любознательность; воспитанию трудолюбия, самостоятельности

  • осмысленно воспринимать прочитанное;

Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению и развитию речи обуславливает его специфику. Все знания учащихся, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основные межпредметные связи курса «Чтение и развитие речи» строятся по линиям:


  • Чтение и развитие речи - русский язык;

  • Чтение и развитие речи - география;

  • Чтение и развитие речи - трудовое обучение;

  • Чтение и развитие речи - история;

  • Чтение и развитие речи -биология.

В рабочей программе по чтению и развитию речи предусмотрены уроки:

  • комбинированные;

  • вводные;

  • изучение нового материала;

  • обобщения;

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по чтению и развитию речи В.В.Воронковой, которая не предусматривает определение количества часов по крупным темам. Рабочая программа курса «Чтение и развитие речи» в 8классе определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и рассчитана на 34 учебные недели, 102 часа (3 ч. в неделю). Количество часов на прохождение темы определяется учителем и зависит от состава класса и диагноза данных учащихся.

Распределение часов по крупным темам по курсу «Чтение и развитие речи».


Тема

Кол-во часов


« Устное народное творчество»

9

«Литературные сказки»

6

«Русская литература ХIX века»

58

«Русская литература ХXвека»

29

Итого

102


Обоснование распределения учебных часов по четвертям.

8 класс

Количество часов

Количество уроков внеклассного чтения

I четверть

27

2

II четверть

21

2

III четверть

30

3

IV четверть

24

2

Всего

102

9



НРК.

В соответствии с ОБУП на изучение национального регионального компонента отводится не более 15% учебного времени в год. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на различных этапах урока в ходе изучения тем и в соответствии с КТП.

В качестве пособий для изучения национального регионального компонента используются:

  1. Литературное краеведение. Челябинская область. Учебное пособие. Под ред. В.А. Михнюкевича. Челябинск: АБРИС, 2006

  2. Лазарев А.И.

Народоведение 3: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2000.

( Народные промыслы и ремесла.)

  1. Народоведение 4: Русские праздники.

Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2005 (Четвертый год обучения). Русские праздники.

  1. Плохих Г.П

Рассказы о живой воде. Книга по краеведению для школьников среднего и старшего возраста и их родителей. Челябинск, 2006

5. Тырычева Л.А.

Наш край. Учебное пособие. Миасс, «Геотур», 1996

6. Наш край Уральский - малая родина. Сборник учебных заданий для начальной

школы. Челябинск, 1996

7. Вестник Челябинского общества краеведов. Спецвыпуск.

Школьное краеведение. Вып. 2(3).- Челябинск:, ЧГПУ, 2001

8. Корецкая Т.Л.

Земля уральская: энциклопедия для детей.

Челябинск, ОАО Южно-Уральское книжное издательство, 2004

9. Вехи Великой Победы. Воспоминания ветеранов ЮУЖД /ред.-сост. А.Л.Казаков

Челябинск: «Автограф», 2010

10. Крохалева Т.Н.

Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. Челябинск, ООО Взгляд, 2002

11. Фонотов М.

Голубые зеркала Каменного пояса. Челябинск, Взгляд, 2004

12. Ефремцев С.В.

Бабушкасловесность. Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2010

13. Сыч Е.К.

Замечательный день. Стихи для детей. Челябинск: Издатель Т.Лурье,2004

14. Бажов П.П.

Малахитовая шкатулка. М., Эксмо, 2006

15. Пикулева Н.В.

Слово на ладошке: занятия, обогощающие внутренний мир ребенка.

Ч., Издательство Марины Волковой, 2006

16. Мамин-Сибиряк Д.Н.

Серая шейка: сказки и рассказы/Д.Н. Мамин-Сибиряк. М.:Астрель, 2008. Хрестоматия школьника.

17. Раннева Е.А.

Что такое счастье. Стихи для детей. Челябинск: Издательство Т.Лурье, 2008

18. Современные уральские литературные сказки.

Екатеринбург, Банк культурной информации, 1994. (Серия «Иллюстрированная библиотека сказок для детей и взрослых).

19. Бажов П.П.

Серебряное копытце. Уральские сказы. М.:«Стрекоза», 2008. Библиотека школьника.

20. Пермяк Е.А.

Рассказы. М.:«Стрекоза», 2008. Библиотека школьника.

21. Пермяк Е.А.

Памятные узелки. Сказки и рассказы. М., Астрель:АСТ, 2008. Хрестоматия школьника.

22. Уральские сказки. Из фольклорного наследия И.Я.Стяжкина. Т. 1.

Свердловский областной Дом фольклора, 2002

23. Рубинская Н.

Однажды здесь. Книга стихотворений. Ч., Южно-Уральское книжное издательство, 2005

24. Горская А., Сафонов А.

Только в Челябинске… Ч., Южно-Уральское книжное издательство, 2001

25. Утренний час. Сборник стихов.

Ч., Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский изд. торг. дом, 2001

26. Шилов Н. П.

Безусый Самсусам (стихи для детей).- Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2001

27. Раннева Е.

Цветной паровоз/Елена Раннева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005

28. Раннева Е.

Скакарик /Елена Раннева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005

29. Рождественские сказки: сборник/ Сост. И.Л.Унру.- Челябинск: Изд-во Марины

Волковой, 2008

30. Рязанов А., Шмаков В.

Рассказы о войне. .- Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2010

31. Фонотов М.

Родная старина: Очерки истории Южногоурала.- Челябинск: Издательство

Игоря Розина, 2011

Формой включения НРК является элемент урока (5 - 10 мин.)

Распределение НРК по крупным темам:


№ п/п

№ урока

Кол-во час.*

Источник информации

  1. « Устное народное творчество»

1,

0,2

Лазарев А.И.Народоведение 3: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2000.

( Народные промыслы и ремесла.)

Народоведение 4: Русские праздники.

Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2005 (Четвертый год обучения). Русские праздники.


  1. «Литературные сказки.»

11,15

0,5

Плохих Г.ПРассказы о живой воде. Книга по краеведению для школьников среднего и старшего возраста и их родителей. Челябинск, 2006

Тырычева Л.А.Наш край. Учебное пособие. Миасс, «Геотур», 1996

Наш край Уральский - малая родина. Сборник учебных заданий для начальной школы. Челябинск, 1996

Вестник Челябинского общества краеведов. Спецвыпуск.

Школьное краеведение. Вып. 2(3).- Челябинск:, ЧГПУ, 2001

Корецкая Т.Л.Земля уральская: энциклопедия для детей. Челябинск, ОАО Южно-Уральское книжное издательство,2004

  1. «Русская литература XIX в.»

20,22,24,28,30,35,36,39,45,47,48,49,60,61,63

3

Вехи Великой Победы. Воспоминания ветеранов ЮУЖД /ред.-сост. А.Л.Качалов; Челябинск: «Автограф», 2010

Крохалева Т.Н.Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. Челябинск, ООО Взгляд, 2002

Фонотов М.Голубые зеркала Каменного пояса. Челябинск, Взгляд, 2004

Ефремцев С.В.Бабушкасловесность. Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2010

Сыч Е.К.Замечательный день. Стихи для детей. Челябинск: Издатель Т.Лурье,2004

Бажов П.П.Малахитовая шкатулка. М., Эксмо, 2006

Пикулева Н.В.Слово на ладошке: занятия, обогощающие внутренний мир ребенка.Ч., Издательство Марины Волковой, 2006


  1. «Русская литература XX в.»

67,68,69,71,72,74,77,78,79,81,83,88,91,93,95,97,102

3,5

Горская А., Сафонов А.Только в Челябинске… Ч., Южно-Уральское книжное издательство, 2001

Утренний час. Сборник стихов.Ч., Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский изд. торг. дом, 2001

Шилов Н. П.Безусый Самсусам (стихи для детей).- Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2001

Раннева Е.Цветной паровоз/Елена Раннева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005

Раннева Е. Скакарик /Елена Раннева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005

Рождественские сказки: сборник/ Сост. И.Л.Унру.- Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2008

Рязанов А., Шмаков В. Рассказы о войне. .- Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2010

Фонотов М. Родная старина: Очерки истории Южногоурала.- Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2011


Рабочая программа предусматривает коррекционную работу на уроках

чтения и развития речи:

1.Навыки чтения.

-совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения;

- самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей оценкой классом;

- чтение диалогов по ролям ,драматизация.

2.Работа с текстом.

- совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков;

- анализ произведения с нравственной точки зрения;

- составление характеристики героя;

- выделение авторского отношения;

- формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.

3.Развитие импрессивной речи.

- развивать умение внимательно слушать речь;

- развивать умения улавливать скрытый смысл произведения;

- обогащение и уточнение словарного запаса.

4.Формирование экспрессивной речи.

- развитие коммуникативной разговорной речи;

- обучение правильному полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обучение грамотному построению предложений в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного;

- коррекция эмоциональной окраски речи;

- развитие и коррекция при чтении диалога;

5.Коррекция мышления.

- установление причинно-следственных связей и закономерностей;

- упражнения, помогающие упорядочить анализ ( от частного к общему и наоборот);

- обобщение данных, полученных от анализа;

- обучение умению правильно строить логические рассуждения с опорой на схемы;

6.Коррекция познавательной деятельности.

- формирование читательской самостоятельности;

- развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями литературы;

- формирование навыка самостоятельного чтения книг, читательской культуры;

- посещение школьной библиотеки, умение выбирать книгу по интересу.

7.Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы.

- релаксационные упражнения для мимики лица;

- драматизация;

- чтение по ролям.

2. Календарно - тематическое планирование по чтению

и развитию речи в 8 классе.

(102 часа- 3 часа в неделю)


Первая четверть (27 часов).

Тема

Дата

план/

факт

Словарь

Содержание

урока

Наглядность

НРК

Задание в учебнике

Устное народное творчество.

1.Устное народное творчество. Пословицы ипоговрки.

Жанр

Зачин

изречение

Определение жанровых особенностей.

Виды сказок.

С.4

Сборник сказок.

Рассказ об уральском сказочнике И.Бажове

С.3-5вопросы и пересказ

2.Одно дело делаешь,другое не порть.

Шей да пори,не будет пустой поры.

Зарплата

Охра

Белила

Галопом

Клейстер

Определение жанровых особенностей.

Деление на части, озаглавливание. Пересказ по плану.

С.5-15

Иллюстрации к сказке

М/ф «Волшебное кольцо», 1979г., реж. Л.Носырев.

С.6-7,деление на части, пересказ

3.Коня в гости зовут не мёд пить, а воду возить.

Загадки.Сказки.

Умолять

Замысловатость

Неказистость

Бытовые

Волшебные

Определение жанровых особенностей.

Деление на части, озаглавливание. Пересказ по плану.

С.5-15

Иллюстрации к сказке

М/ф «Волшебное кольцо», 1979г., реж. Л.Носырев.

С.8-11, пересказ

4. Русская сказка «Иван - крестьянский сын»Ч.1

Булатные

Дозор

Ощетиниться

Рассёк

Нахождение образных слов и выражений.

С.15-16

Народные баллады и авторские.

С.16-18

Сборник пословиц и поговорок.

Картина В.М.Васнецова

Три богатыря»

С.13-16,пересказ

5.Русская сказка «Иван - крестьянский сын» Ч.2

Оборотиться

Невестки

Любезные

Кушак

Деление на части, озаглавливание.

Составление киноленты видения.

Работа над интонацией.

С.18-20

Иллюстрация в учебнике. с.20

С.16-19,выразительное чтение,1 гр. заучивание отрывка

6.Былины.

Илья Муромец и Соловей- Разбойник.

Часть 1.

Былины

Зачин

Исход

Чернигов

Заутреню

Обеденка

Киев-град

Пехота

Прямоезжая дорожка

Святорусский

Тёмны лесушки

Окольная дорожка

Чтение по ролям. Подбор пословиц и поговорок, подходящих к героям баллады.

С.20-24

С.20-24,выразительное чтение, характеристика героев

7. Илья Муромец и Соловей- Разбойник.

Часть 2.

Промеж ног пускал

Корзни

Да ко тоей

Волчья сыть

Тугой лук разрывчатый

Стремечко

Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.Работа с иллюстрацией.

С.24-26

Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Звукозаписи отрывков из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

Иллюстрация учебника.

С24-26,чтение и пересказ, ответы на вопросы

8. Внеклассное чтение.

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

Нахождение и чтение старинных слов и выражений.

С.25-30

Иллюстрации к произведению.

Чтение дополнительной литературы.

Литературные сказки.

9.Литературные сказки. А.Погорельский

«Чёрная курица» Часть 1.

Повести-сказки

Прозаические

Условно-бытовые

Пансион

Бранчливая

Империал

Нахождение и чтение старинных слов и выражений. Работа с иллюстрацией в учебнике.

Озаглавливание 1 части.

С.27-31

Иллюстрации к произведению.

С.27-31,

вырызительное чтение

10.А.Погорельский

«Чёрная курица» Часть 2.

Балдахин

Пол-аршина

Мантия

Принуждать

Мрамор

Чиновники

Величество

Шлейф

Король

Министр

Придворные

Брильянт

Яхонт

Изумруд

Чтение, ответы на вопросы. Озаглавливание 2 части,работа с иллюстрацией.

С.32-36

Иллюстрации к произведению.

Достопримечательности г.Челябинска.

С.32-36, чтение и пересказ, ответы на вопросы

11.А.Погорельский

«Чёрная курица» Часть 3.

Великодушие

Восхищение

Порок

Надменность

Розги

Накрахмаленный платок

Чтение и анализ 3 части,озаглавливание.Работа с иллюстрацией в учебнике. Пересказ по данному плану.Вывод.

С.36-40

Иллюстрации к произведению.

С.36-40,пересказ по вопросам

12.С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек» 1 часть.

В некиим

Казна

Вдовец

Тувалет

Камни самоцветные

Венец

Убранство

Дивиться

Яства

Знакомство с биографией писателя. Чтение и анализ1части,озаглавливание. Работа с иллюстрацией в учебнике.

С.43-46

Иллюстрация к произведению.

С.42-48,заучивание наизусть

13 .С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек» 2 часть.

Красавица писаная

Закручинился

Взвидеть

Зычный голос

Заклятие

Чтение и анализ 2 части, озаглавливание. Работа с иллюстрацией в учебнике. Составление плана .

С.48-51

Иллюстрация к произведению.

Беседа об Уральской зиме

С.48-52,заучивание наизусть

Русская литература XIXвека.

14.Пушкин А. Биография.

Дворянский род

Лицей

Кавказ

Ссылка

Цензура

Знакомство с биографией поэта.Просмотр презентации о русском поэте. С.54-56

С54-56,пересказ

15.Пушкин А.

« Осень»(отрывки)

Роща

Хлад

Суровая

Бранят

Унылая Очарование

Выразительное чтение стихотворений, беседа по содержанию

С.57-58

Портрет поэта

Картина осени.

Особенности осени на Урале.

С.57-58,выразительное чтение

16.Пушкин А. Избранное.

Безуханный

Неведомый

Нерукотворный

Финн

Тунгус

Восславлять

Калмык

Чтение и анализ стихотворений.Ответы на вопросы.Составление киноленты видения.С.58-59

Портрет поэта

С.58-61деление на части, характеристика героев

17.Пушкин А.

« Руслан и Людмила»

(отрывки).

Ч.1

Гридница

Владимир-солнце

Сражённый

Прадед

Мертвить

Брада

Старец

Составление характеристики персонажей.

Интонационная выразительность текста.

С.61-63

Портрет поэта

Иллюстрации к произведению

С.61-63, озаглавливание, характеристика героев

18. Пушкин А.

« Руслан и Людмила»

(отрывки).

Ч.2

Нагие

Карлик

Арап

Трепетать

Рой

Чтение и анализ 2 части,озаглавливание.С 63-64

Портрет писателя

Выставка книг

Знакомство с улицей А.Пушкина в Челябинске

С.63-64,пересказ по вопросам

19 .Пушкин А.

« Руслан и Людмила»

(отрывки).

Ч.3

Очи

Уста

Изнеможённый

Наездник

дерзостный

Выразительное чтение 3 части.Анализ,озаглавливание.

С.64-66

С.64-66,выразительное чтение

20. Пушкин А.

« Руслан и Людмила»

(отрывки).

Ч.5

Пламенеть

Булава

Пощада

Внемлеть

Хладна сталь

Знакомство с 5 частью,анализ,работа с иллюстрацией.

С.66-69

Иллюстрация учебника.

Беседа о патриотизме к Родине, своему городу

С.66-69,заучивание наизусть

21.Пушкин А.

« Руслан и Людмила»

(отрывки).

Ч.6

Живая вода

Мёртвая вода

Трепетать

Взирать

Вспрянуть

Чело

Ликовать

Дума

Чуждаясь

Дивиться

Гнев

Чародейство

Выразительное чтение 6 части.Анализ,озаглавливание.

С.70-72

Рассматривание иллюстрации.

С.70-72,выразительное чтение

22. А.С.Пушкин «Метель» Ч.1

Бостон

Прапорщик

Поместье

Предаться

Венчаться

Девушка

Капот

Составление характеристики персонажей.

Озаглавливание 1 части.

С.73-75

Рассказ о библиотеке им.А.Пушкина в Челябинске

С.73-75,деление на части. озаглавливание частей

23.А.С.Пушкин «Метель» Ч.2

Околица

Свирепствовать

Полусумашедшее

Ненарадово

Чтение и разбор 2 части.Рассматривание иллюстрации.

С.75-79

Иллюстрации к произведению

С.75-79,деление на части. озаглавливание частей

24. А.С.Пушкин «Метель» Ч.3

Гусарский полковник

Подстрекать

Паперть

Свидеться

Ямщик

Налой

Горничная

Кибитка

Чтение и анализ 3 части повести.Работа с иллюстрацией в учебнике.Подобрать подходящую поговорку к повести.

С.79-82.

Иллюстрации к произведению

С.79-82,деление на части. озаглавливание частей

25.Итоговый урок по теме: Творчество А.С.Пушкина.

Контрольный тест.

Презентация к уроку.Тест.

Нахождение главной мысли и анализ произведений писателя.

Иллюстрации к произведениям

С.82,ответы на вопросы

26.Внеклассное чтение.

А.Р.Беляев «Золотая гора»


Чтение дополнительной литературы.

27.М.Ю.Лермонтов.Биография.

Пансион

Московский университет

Кавалерийская школа

Дуэль

Знакомство с биографией поэта.

Портрет поэта

Выставка книг

Рассказ о выставке книг в школьной библиотеке, посвящённой М.Лермонтову.

.

С.83-85,чтение и пересказ

Вторая четверть (21 час).

Тема

Дата

Словарь

Содержание

урока

Наглядность

НРК

Домашнее

задание

1.М.Ю.Лермонтов

Тучи.

Лазурь

Жемчуг

Изгнанник

Ядовитая

Выразительное чтение стихотворения.Анализ.

С. 86

Портрет поэта.

С86,выразительное чтение

2М.Ю.Лермонтов

Кавказ.

Отторгнуть

Отчизна кавказ

Лета

Выразительное чтение стиха, расстановка пауз. Нахождение главной мысли произведения.

С.87

Иллюстрации к произведению

С. 87,выразительное чтение

3. М.Ю.Лермонтов

« Белла» 1 часть.


Провиант

Верста

Мирной

Кунаки

Мулла

Буза

Кинжал

Знакомство с 1 частью романа. Ответы на вопросы. Чтение по ролям. С.88-89

Иллюстрации к произведению

С.88-89, чтение по ролям

4 .М.Ю.Лермонтов

« Белла» 2 часть.

Исподлобья

Бешмет

Сакля

Абрек

Табун

Чтение 2 части. Вопросы и задания в конце текста. Чтение по ролям.

С.89-93

Иллюстрации к произведениям.

С.89-93 ,вопросы

5..М.Ю.Лермонтов

« Белла» 3 часть.

Гвалт

Шашка

Чтение 3 части. Вопросы и задания в конце текста. Чтение по ролям.

С.93-96

С.93-96,пересказ по плану

6. И.А.Крылов .

Биография.

Лебедь,рак и щука.

Тверь

Отставка

Басня

Мораль

Нравоучение

Презентация по творчеству И.Крылова.

Дата рождения особенности биографии и творчества

С.97-100

Портрет писателя

Выставка книг

Беседа о выставке книг, посвящённой И.Крылову.

С.97-100,чтение дополнительной литературы, пересказ

7. И.Крылов «Свинья под дубом»

Обитель

Палаты

Почил

Беседа о непосильном труде бурлаков.

Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз.

Интонационная выразительность текста.
С.100-101

Иллюстрация учебника

С.100-101,выразительное чтение

8.Внеклассное чтение.

Ю.В.Бондарев «На большой реке»

Чтение дополнительной литературы.

Чтение дополнительнойлитературы.

Инд. задания

9.Н.В.Гоголь . Биография.(презентация)

Украина

Чиновники

Знакомство с биографией Гоголя, просмотр презентации.

С.102-103

Рассказ о мероприятиях в Челябинске, посвящённых писателю.

С.102-103,пересказ

10.Н.В.Гоголь «Чичиков».1 ч.

Сюртук

Пегая лошадка

Полтина

Невзначай

Ненароком

Треух

Фуфайка

Чтение и анализ 1 части произведения.

Вопросы в конце части.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

С.103-107

Иллюстрации к произведению

С.103-107, заучивание наизусть отрывка

11. Н.В.Гоголь «Чичиков».2 ч.

Училище

Казённая палата

Протекция

Повытчик

Чёрство-мраморное лицо

Насупротив

Вакантное место

Чтение и анализ 2 части произведения.

Вопросы в конце части.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

С.107-109

Иллюстрации к произведению

С.107-109,выразительное чтение

12.Н.А.Некрасов. Биография.

«Крестьянские дети»(отрывок)

Ярославский помещик

Отставной офицер

Материальная поддержка

Плут

Низкого рода

Суматоха

Знакомство с биографией поэта.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

С.110-113

Портрет поэта

С110-113,чтение дополнительной литературы, пересказ

13. Н.А.Некрасов

«Крестьянка»

Крестьянка

Селенье

Зрячий

Убогий

Копна

Воздаяние

Нахождение и объяснение образных слов.

Выразительное чтение

С.114-116

Заучивание отрывка наизусть.

Портрет поэта

Выставка книг

С.114-116, заучивание наизусть отрывка

14.А.В.Кольцов

Биография.

Раздумья селянина.

Скупщик

Незаурядные способности

Мещанская среда

Знакомство с биографией поэта .Выразительное чтение стихотворения.

С.117-118

Портрет писателя.

Выставка книг

Беседа о красоте Уральских озёр

С.117-118, заучивание наизусть

15. А.В.Кольцов

Горькая доля.

Знобить

Кровь застыла

Кафтан

Выразительное чтение стихотворения.

С.119

С.119, заучивание отрывка наизусть

16.И.В.Никитин Биография. «Зимняя ночь в деревне»

Приходское духовное училище

Ремесленник

Семинария

Извозчик

Сирота

Составление характеристики персонажа по плану.

Нахождение в тексте ответа на вопрос.

С.120-122

Иллюстрации к произведению

Беседа о красоте Уральской зимы.

С.120-122,пересказ

17.И.В.Никитин «Деревенский бедняк» (отрывок)

Едкий дым

Присмиреть

Составление характеристики персонажа по плану.

Нахождение в тексте ответа на вопрос.

С.123-124

Иллюстрации к произведению

Рассказ о русских традициях встречи Нового года.

С.123-124,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану

18.Л.Н.Толстой. Биография.

Университет

Автобиографическая трилогия

Знакомство с биографией писателя.

Портрет писателя

Рассказ о мероприятиях в городе Челябинске ,посвящённых писателю.

С.125-126,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану

19.Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» 1ч.

Денная

Ялик

Энтузиазм

Севастополь

Ампутация

Чтение и анализ 1 части рассказа.

С.127-129

Иллюстрации к произведению

С.127-129,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану

20.Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» 2ч.

Баррикада

Шинель

Матроска

Бастион

Пехота

Траверс

Фразерство

Составление характеристики персонажа по плану.

Нахождение в тексте ответа на вопрос.

С.129-132

Иллюстрации к произведению

С.129-132,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану

21. Внеклассное чтение.

К.Я.Ваншенкин Стихотворения.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Портрет писателя.

Выставка книг

Чтение дополнительной литературы.

Третья четверть (30 часов)

Тема

Дата

Словарь

Содержание

урока

Наглядность

НРК

Домашнее

задание

1.Л.Н.Толстой «Севастополь в августе 1855года».

Инкерман

Казаки

Телеграф

Штурм

Казарма

Бакенбарды

Составление характеристики персонажа по плану.

Нахождение в тексте ответа на вопрос.

С.101-121

Иллюстрации к произведению

С.132-134,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану

2.Толстой Л.Н. Детство.1ч.

Маман

Рояль

Утончённость

Чтение и анализ 1 части рассказа.

С.135-137

С.135-137,пересказ

3..Толстой Л.Н. Детство.2ч.

Орлиный нос

Прошлый век

Фортепьяно

Романс

Аккомпонировать

Чтение и анализ 2 части рассказа.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение в тексте ответа на вопросы.

С.137

Иллюстрации к произведению

С.137, озаглавливание частей ,пересказ по плану

4..Толстой Л.Н. Детство.3ч.

Шило

Дратва

Неблагодарность

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение в тексте ответа на вопросы.

С.138-140

Иллюстрации к произведению

С.138-140, озаглавливание частей ,пересказ по плану

5. Толстой Л.Н. Детство.4 ч.

Официант

Прогневаться

Гувернантка

Увещевать

Чтение и анализ 4 части рассказа.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение в тексте ответа на вопросы.

С.140-142

С.140-142,пересказ

6.Внеклассное чтение .С.А.Есенин Стихотворения.

Лирика

Составление характеристики персонажа по плану.

Нахождение в тексте ответа на вопрос.

С.101-121

Иллюстрации к произведениям.

Чтение дополнительной литературы.

7. А.Н.Майков. Биография. Осень(отрывок)

Академик

Юридический факультет

Пурпур

Знакомство с биографией поэта.

Выразительное чтение стиха.

С.143-145

Портрет поэта

Выставка книг

Иллюстрация книги

С.143-145,чтение дополнительной литературы, пересказ

8..А.Н.Майков. «Пейзаж»

Калея

Внемлеть

Выразительное чтение стиха,подготовка к заучиванию.

С.145-146

Иллюстрации к произведению

С.145-146,чтение и пересказ

9..Внеклассное чтение .В.А.Каверин «Два капитана»

Чтение дополнительной литературы.

Отрывки из фильма.

Чтение дополнительной литературы.

10.Ф.И.Тютчев Биография. «Листья»

Овстуг

Министерство иностранных дел

Зефиры

Знакомство с биографией поэта. Чтение стихотворения. С.147-149

Портрет писателя

Выставка книг

С.147-148,чтение дополнительной литературы,пересказ

11.Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

Принахмуриться

Исподлобья

Нахождение и объяснение образных слов.

С.149

Картины зелёных полей ,летней природы.

.

С.149, наизусть

12.А.П.Чехов.

Биография.

Юмор

Сатира

Попечитель

Знакомство с биографией писателя.

Портрет писателя

Беседа о театрах г.Челябинска.

С.150-151, пересказ

13.А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

Приказчик

Акцизный

Депеша

Генеральша

Тамошние

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение и объяснение образных слов.

С.152-156

Рассказ о спектаклях поставленных в Челябинском драмтеатре по произведениям А.Чехова

С.152-156, пересказ

14.А.П.Чехов «Пересолил»1 часть

Землемер

Сермяга

Возница

Чтение 1 части произведения.Озаглавливание.

Нахождение и объяснение образных слов.

С.142-163

Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич

С.156-158, пересказ

15.А.П.Чехов «Пересолил»2 часть

Коренастый

Револьвер

Целковый

Чтение 2 части произведения. Озаглавливание.

Нахождение и объяснение образных слов.

С.142-163

Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич

С.158-162, перескази ответы на вопросы

16. Внеклассное чтение.

В.А.Каверин «Два капитана»

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение и объяснение образных слов.

С.142-163

Портрет писателя, отрывки из фильма.

Беседа об улице ,посвящённой М.Горькому.

Чтение дополнительной литературы.

Русская литература ХХ века.

17.М.Горький

Биография.

Душевное затишье

Колорит

Кинжал

Тепличный цветок

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение и объяснение образных слов.

С.142-163

Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич

С.162-164, пересказ

18.М.Горький

«Сказки об Италии»

Рим

Генуя

Смазчик

Лигурия

Лигурийцы

Комунна

Синьор

Священник


Знакомство со сказкой.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение и объяснение образных слов.

С.142-163

Иллюстрация учебника.

С.164-168, пересказ

19.

В.В.Маяковский.Биография.

Грузия

Лесничий

Презентация о В.Маяковском.

Портрет автора.

С.169-171, пересказ

20.В.В.Маяковский «История Власа-лентяя и лоботряса»

Чаёвничать

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение и объяснение образных слов.

С.171-174

С.171-174, выразительное чтение

21.С.А.Есенин.

Биография.

Презентация о С.Есенине.

Предприимчивость

Церковно-учительская школа

Петроград

Просмотр презентации об Есенине.

Портрет автора.

Рассказ о выставке книг в библиотеке,посвящённых С.Есенину.

С.175-176,пересказ

22.С.Есенин «Задремали звёзды золотые»

Затон

Брезжет

Небосклон

Перламутр

Работа с иллюстрацией в учебнике. Подготовка к заучиванию.

Иллюстрация в учебнике.

Беседа об особенностях осени на Урале.

С.176, наизусть

23.С.Есенин «Топи да болота»

Топь

Тенькать

Гомон

Слухать

Ракита

Плат


Работа с иллюстрацией в учебнике. Подготовка к заучиванию.

Картина болота.

Беседа об особенностях ландшафта на Урале.

С.177,наизусть

24.С.Есенин «Спит ковыль»

Ковыль

Теплынь

Свирепствовать

Работа над образными выражениями,подготовка к заучиванию.

С.178, наизусть

25.М.Шолохов .Биография. «Дед Щукарь» 1ч.

Губерния

Гражданская война

Чернорабочий

Корреспондент

Нобелевская премия

Инсценировка

Экранизация

Нехай

Сазаники

Лавошные

Знакомство с биографией писателя.

Чтение 1 части романа.

С.179-181

Портрет писателя.

Иллюстрация учебника.

Рассказ об уральских писателях:А.

Горская.

С.179-181.деление на части ,пересказ 1 части

26.М.Шолохов .Биография. «Дед Щукарь» 2ч

Выдобриться

Гумно

Мякина

Суперечь

Повиниться

Ишо

Составление характеристики персонажей.

Озаглавливание 2 части. Ответы на вопросы.

С.181-183

С.181-183,пересказ 2 части

27.М.Шолохов .Биография. «Дед Щукарь» 3ч

Кондёр

Составление характеристики персонажей. Озаглавливание 3 части. Ответы на вопросы.

С.165-171

С.185-186,пересказ 3 части

28.Внеклассное чтение. А.С.Макаркнко Педагогическая поэма» (отрывки)

Нахождение и объяснение образных слов.

Рассказ о молодёжных организациях в Челябинске.

Чтение дополнительной литературы.Инд. задания

29.А.А.Фадеев. Биография. «Молодая гвардия» 1ч.

Краснодон

Великая Отечественная война

Подпольно

Партизаны

Вступительная беседа о ВОВ.

Знакомство с 1 частью. Озаглавливание.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.

С.187-189

Портрет писателя

Выставка книг

Беседа о мероприятиях в Челябинске,

посвящённых поэту.

С.187-189,чтение дополнительной литературы, пересказ

30.А.А.Фадеев «Молодая гвардия» 2ч.

Эсэсовцы

Унтер Фенбонг

Военнопленные

Знакомство с 2 частью. Озаглавливание.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.

С.189-191

Отрывки из фильма «Молодая гвардия»

С.189-191,пересказ 2 части

Четвёртая четверть (24 часа)

Тема

Дата

Словарь

Содержание

урока

Наглядность

НРК

Страницы в учебнике

1. А.А.Фадеев «Молодая гвардия» 3ч.

Бряцать

Чтение и анализ 3 части. Озаглавливание.

Пересказ по вопросам. Составление плана.

С.191-193

С.191-193,пересказ 3 части

2. А.А.Фадеев «Молодая гвардия» 4ч.

Стремглав

Багровый

Гигантский террикон

Суматоха

Чтение и анализ 4 части. Озаглавливание.

Пересказ составленному плану. Составление плана.

С.191-193

С.193-194,пересказ 4 части

3.В.П.Катаев. Биография.

«Сын полка» 1 ч.

Колоннада

Силуэт

Прогалина

Полесская чаща

Фляжка

Можжевельник

Вступительная беседа о ВОВ.

Знакомство с 1 частью. Озаглавливание.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.

С.195-196

Портрет писателя

Выставка книг

Рассказ о воинах-интернационалистах нашего горада.

С.195-196,пересказ по вопросам

4. В.П.Катаев «Сын полка» 2 ч.

Малокровный цвет

Истощение

Знакомство с 2 частью. Озаглавливание.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.

С.196-198

Иллюстрация к произведению.

Беседа о мероприятиях в Челябинске,

посвящённых писателю.

С.196-198,чтение дополнительной литературы, пересказ

5. В.П.Катаев «Сын полка» 4 ч.

Крошёнка

Ефрейтор

Щербатый рот

Каштановый

Закадычные друзья

Эшелон

Комендант

Знакомство с 4 частью. Озаглавливание.

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажей.

С.198-200

Иллюстрации к произведению

С.198-200
озаглавливание частей, пересказ по плану

6. В.П.Катаев «Сын полка» 6 ч.

Лиловый

Торба

Чтение и анализ 6 части. Озаглавливание.

Пересказ составленному плану. Составление плана.

С.191-193

Иллюстрации к произведению

С.200-202
озаглавливание частей, пересказ по плану

7. В.П.Катаев «Сын полка» 9 ч.

Итоговый урок.

Разведчик

Коневод

Чтение и анализ 9 части. Озаглавливание.

Пересказ составленному плану. Составление плана.

С.201-205

Иллюстрации к произведению

Рассказ о памятнике «Орлёнок»

С.202-205
озаглавливание частей, пересказ по плану

8. Внеклассное чтение .

К.М.Симонов

Стихотворения.

Оценивание поступка главного героя озаглавливание частей.

Беседа об участии детей вовремя ВОВ на Урале.

Чтение дополнительной литературы.

Инд. задания

9.Б.Н.Полевой. Биография.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.1

Попасть в «клещи»

Курс самолёта

Мессершмитт

Фланг

Гашетка

Прицел

Боекомплект

Знакомство с биографией писателя. Вступительная беседа о подвигах и тяжёлых испытаниях лётчиков в ВОВ.

Знакомство с 1 часть. С.206-207

Иллюстрации к произведению

Беседа о заводах Челябинска, которые помогали фронту во время ВОВ.

С.206-207,чтение и пересказ

10. Б.Н.Полевой.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.2

Унты

Сизый

Чтение и анализ 2 части. Озаглавливание.

Пересказ по составленному плану. С.207-208

Иллюстрация учебника

С.207-208,чтение и пересказ

11. Б.Н.Полевой.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.3

Чтение и анализ 3 части. Озаглавливание.

Пересказ по составленному плану. С.208-209

Портрет писателя

Выставка книг

С.208-209,чтение дополнительной литературы

12. Б.Н.Полевой.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.4

Армяк

Чтение и анализ 4 части. Озаглавливание.

Пересказ по составленному плану. С.209-210

Иллюстрация в учебнике.

С.209-110,чтение дополнительной литературы

13. Б.Н.Полевой.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.5

Шеф

Госпиталь

Ординатор

Гангрена

Чтение и анализ 5 части. Озаглавливание.

Пересказ по составленному плану. С.211-212

Портрет писателя

С.211-212,чтение дополнительной литературы

14. Б.Н.Полевой.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.6

Георгиевский Крест

Истребитель

Протезы

Чтение и анализ 6 части. Озаглавливание.

Пересказ по составленному плану. С.212-213

Отрывок из фильма

С.212-213,чтение дополнительной литературы

15. Б.Н.Полевой.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.7

Чтение и анализ 7 части. Озаглавливание.

Пересказ по составленному плануС.213-214

Отрывок из фильма

С.213-214,чтение дополнительной литературы

16. Б.Н.Полевой.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.8

Комиссия

Спирометры

Силоляры

Крафт-аппарат

Эшафот

Чтение и анализ 8 части. Озаглавливание.

Пересказ по составленному плануС.214-215

Отрывок из фильма

С.214-215,чтение дополнительной литературы

17. Б.Н.Полевой.

«Повесть о настоящем человеке»Ч.9

Курсант

УТ-2

Копия

Чтение и анализ 9 части. Озаглавливание.

Пересказ по составленному плануС.215-217

Отрывок из фильма

С.215-217,чтение дополнительной литературы

18.Внеклассное чтение.К.М.Симонов Стихотворения.

Союз художников

Скульптор

Сотрудница

Красная стрела

Составление плана пересказа. Пересказ.

Иллюстрации к произведению

Чтение дополнительной литературы.

Инд.задания

19.А.А.Сурков Биография.

«День торжества»

Волга

Донбасс

Берлин

Знакомство с биографией и творчеством поэта. Выразительное чтение стиха. Ответы на вопросы.

Портрет поэта.

С.218-219

20. А.А.Сурков

«В землянке»

Землянка

Заучивание стихов песни. Прослушивание песни. Отрывок из кинофильма.

Отрывок из фильма.

Рассказ о памятнике Скорбящим матерям.

С.219-220,наизусть

21.Ю.М.Нагибин Биография.

«Зимний дуб»Ч.1

Доброволец

Нефтяники

Торфогородок

Конезавод

Шпилька

Кузьминки

Нарисовать устный портрет героев.

Составление характеристики персонажей. Озаглавливание 1 части.

С.221-224

Портрет писателя, иллюстрация учебника

С.221-224,рассказ по составленному плану

22. Ю.М.Нагибин

«Зимний дуб»Ч.2

Чащоба

Бурелом

Чтение и анализ 2 части. Озаглавливание. Пересказ по плану.

Ответы на вопросы.

С.224-228

иллюстрация учебника

Беседа о деревьях, произрастающих на Урале.

С.224-228,рассказ по составленному плану

23.А.Г.Алексин Биография

«Самый счастливый день»

Оборонный завод

Знакомство с автором, Чтение и анализ произведения. Нахождение главной мысли

Пересказ по вопросам.

С.229-234

Портрет писателя

Выставка книг, иллюстрация учебника

С.229-234,рассказ по составленному плану

24. Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

Итоговый урок. Чтение и анализ дополнительной литературы. Задание на лето.

Портрет писателя

Выставка книг, иллюстрация учебника

Беседа о наступающем лете и его особенностях на Урале.

Чтение дополнительной литературы.


3. Учебно-методический комплекс

Учебно - методический комплекс по чтению и развитию речи.

Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.


Учебно-дидактический комплекс для учащихся:

З.Ф.Малышева «Чтение учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», М., Просвещение, 2006.


Дидактические пособия для учителя:


1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9классов. /Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Русский язык» автор В.В.Воронкова).- Москва, Просвещение, 2011г.;

2.А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М., «Владос», 2000.

Дидактические пособия для учащихся:

картины, портреты, иллюстрации.

Учебный предмет

Класс

Учебная программа по предмету

Учебники для учащихся

Чтение

8 класс

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Чтение и развитие речи. М.: Просвещение, 2011 г

В.В.Воронкова. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида

М.:Просвещение,2008




  1. А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М., «Владос», 2000.

О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс», М., «Экзамен», 2008.

4.Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

-наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно ,правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения , взятые из текста.

5.Контрольно-измерительные материалы.

Краткая характеристика контрольно-измерительных материалов.

Процесс обучения чтению и развитию речи постоянно сопровождается контролем техники чтения, который осуществляется в три этапа: предварительный, текущий, итоговый. (Тексты см. в Приложении № 1).

В ходе каждого контроля выполняется анализ проверки техники , способа, правильности, осознанности, выразительности и темпа чтения, позволяющие дифференцированно спланировать работу с учащимися .

( Приложение № 2)

Кроме того, после крупных тем проводится отслеживание качества изученного материала - тест. Отслеживание качества успеваемости дает не только картину усвоения знаний по теме или разделу, но и выявляет общие затруднения, ошибки, характерные для всех учащихся, а также индивидуальные трудности отдельных учеников. (Приложение № 3)

Качественный анализ контрольных тестов позволяет правильно спланировать работу над ошибками и провести индивидуальную работу с учащимися, которые не справились с тем или иным заданием. Результаты ошибочности можно проследить из анализа и классификации ошибок. Данный анализ позволяет подобрать необходимые дидактические задания, которые восстановят пробелы в знаниях учащихся. Чтобы спланировать индивидуальную работу с каждым учащимся, необходимо знать картину ошибочности при выполнении ими тех или иных заданий различной направленности. Для этого ведется мониторинг ошибочности (Приложение № 4)



6.Приложения



Приложение №1


1.Андрей Платонов

Корова (отрывок)

Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае. Этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами - сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одежной ветошью, стулом без ножек, - было место для ночлега коровы и для ее жизни в долгие зимы.

Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы. Сегодня он тоже пришел.

- Корова, корова, - говорил он, потому что у коровы не было своего имени, и он называл ее, как было написано в книге для чтения. - Ты ведь корова!.. Ты не скучай, твой сын выздоровеет, его нынче отец назад приведет.

У коровы был теленок - бычок; он вчерашний день подавился чем-то, и у него стала идти изо рта слюна и желчь. Отец побоялся, что теленок падет, и повел его сегодня на станцию - показать ветеринару.

Корова смотрела вбок на мальчика и молчала, жуя давно иссохшую, замученную смертью былинку. Она всегда узнавала мальчика, он любил ее. Ему нравилось в корове все, что в ней было, - добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу. Мальчик поглядел еще на нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками, откуда он кормился молоком, и потрогал крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди.

Посмотрев немного на мальчика, корова нагнула голову и взяла из корыта нежадным ртом несколько былинок. Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с нею долго трудиться, чтобы напитаться.

Вася ушел из сарая. На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные.


2.МЕЩЁРСКАЯ СТОРОНА
Повесть ( отрывки)

ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРИМЕТАХ

Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен.

Приметы на дорогах - это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.

Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета - это дым костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные. Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.

Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце изойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

  1. Иван - крестьянский сын и чудо-юдо

(отрывок из сказки)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:

- Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

- Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

- Здравствуй, бабушка, - говорят братья.

- Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?

- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

- Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.


Приложение 2.

ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Дата

Фамилия, имя

Способ чтения

Правильность

Ошибки

Темп чтения

Осознанность

Выразитель-ность

Оценка

Прим.

Слоги

Слоги +слова

Целые слова

Без ошибок

1-2 ошибки

3 и более ошибок

Повторы

Ударения

Искажения

Окончания

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Выразительно

Не выразительно



































Приложение 3.


ТЕСТ№1.

А.С ПУШКИН


1. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на публичном экзамене в Царскосельском лицее?

А. «Воспоминания в Царском Селе»
Б. «Городок»
В. «Деревня»


2. Какое из приведенных стихотворений А.Пушкин посвятил своему другу?
А. «И.И.Пущину»
Б. «19 октября»
В. «Я помню чудное мгновенье»



3. Кто из ссыльных декабристов написал ответ на пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»?
А. Кюхельбекер
Б. Волконский
В. Муравьев


4. Из какого произведения данные строки: «Мороз и солнце , день чудесный!» ?

А.Памятник
Б.Няне
В. Зимнее утро


5. Кто сыграл важную роль в творчестве А.С. Пушкина?
А. Мать
Б. Товарищи по лицею
В. Няня


6. Что делал поп на базаре в « Сказке о попе и о работнике его Балде?
А. Продавал товар
Б. Покупал товар
В. Искал работника


7. С кем соревновался Балда в «Сказке о …»
А. Попом
Б. Бесом
В. Бесёнком


8. Какое вознаграждение попросил Балда за работу?
А. Три щелка
Б.Варёную полбу
В. Мешок серебра


9. Кто помог Балде обхитрить бесёнка?
А.Поп
Б. Зайка
В. Кто-то другой


10. Где жили бесы?
А.В реке
Б. В море
В. В океане


11. К кому адресованы слова « Не гонялся бы ты за дешевизной!»
А. К Балде
Б. К попу
В. К бесёнку


12. Какой чертой характера можно характеризовать Балду?
А. Лживость
Б. Смекалка
В. ответственность



13. Назовите жанр произведения « Попе о работнике его Балде»:
А. Стихотворение
Б. Басня
В. Сказка

ТЕСТ №2.


ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА


1. В каком году родился М.Ю.Лермонтов?
А.1819
Б. 1818

В.1814

2.В каком году умер М.Ю.Лермонтов?
А.1845

Б.1850

В.1841


3. В каком издании впервые напечатали стихи М.Ю.Лермонтова?
А. Петербург

Б.Воззвание

В.маскарад


3. Кто является автором иллюстрации к произведению М.Ю. Лермонтова « Парус»?
А. Перов
Б. Тропинин
В. Васнецов


4. Кому посвящено стихотворение « Смерть поэта»?

А.Лермонтову

Б.Пушкину

В.Державину


5. Что делает ветер в произведении М.Ю. Лермонтова « Парус»?

А.Дует

Б.Бушует

В.Свищет


6. Каким настроением проникнуто стихотворение " Сосна"?
А. Нежностью

Б.Печалью

В. Тоской


7. Что не давал царь Кирибеевичу?
А.Ожерелье жемчужное

Б.Перстенёк яхонтовый

В.Злато -серебро


8. Должность Кирибеевича?
А.Лукавый раб
Б. Опричник
В. Боярин


9. Кто из героев " Песни..." говорил слова: "Уж вы, братцы мои,други кровные,

Поцалуемтесь да обнимимтесь на последнее расставание."

А.Кирибеевич

Б.Царь

В.Степан Порамонович


10. Укажите название стихотворения, отрывок из которого приведен ниже:
«Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез»
А. «Парус»
Б. «Родина»
В. «Смерть поэта»



ТЕСТ № 3.

Н. А. Некрасов «Крестьянка».

1. «Крестьянка» - это:

а) ода;

б) поэма;

в) стихотворение;

г) баллада.

2. Историческое событие, к которому сюжетно относится «Княгиня Трубецкая», это:

а) Отечественная война 1812 года;

б) восстание декабристов 1825 года;

в) Гражданская война;

г) Великая Отечественная война?

3. Княгиня Трубецкая воспринимает необходимость поехать к мужу:

а) как обязанность;

б) как желание отца;

в) как приказ царя;

г) как долг перед родным человеком.

4. В каком городе состоялся длительный разговор княгини Трубецкой и губернатора:

а) в Смоленске;

б) в Томске;

в) в Иркутске;

г) в Новосибирске?

5. Губернатор долго препятствовал княгине Трубецкой в проезде дальше, потому что:

а) жалел её;

б) имел строгий на то приказ;

в) не было коней;

г) княгиня была больна.

6. Основная идея произведения:

а) пресыщенность городской жизнью, толкающая людей на глупости;

б) долг жены быть рядом с мужем даже на каторге;

в) жена должна навещать мужа даже в таких отдалённых местах;

г) упрямство до добра не доводит.

7. Губернатор передумал задерживать княгиню Трубецкую, потому что:

а) она дала ему денег;

б) он влюбился в мужественную княгиню;

в) чтобы избавиться от лишних хлопот;

г) он был поражён героической настойчивостью женщины.

8. В названии поэмы:

а) заложена тема произведения;

б) чувствуется осуждение княгини автором;

в) чувствуется гордость автора по отношению к героине;

г) противопоставляются женщины мужчинам.


ТЕСТ № 4.

А.Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители».


1.Антоний Погорельский - это псевдоним?

а) да

б) нет

в) не знаю

2.Назовите имя, отчество и фамилию автора «Черной курицы…»:

а) Антоний Иванович Погорельский

б) Алексей Алексеевич Перовский

в) Антоний Алексеевич Погорельский

3. «Черная курица» - это сказка? Какая?

а) волшебная

б) о животных

в) бытовая

4. «Черная курица» - это сказка? Какая?

а) народная

б) литературная

в) не знаю

5.Сколько было лет главному герою сказки, Алеше?

а) 5-6

б) 7-8

в) 9-10

6.Кто скрашивал жизнь Алеши в пансионе?

а) друзья

б) курицы

в) кухарка

7.Как Алеша познакомился с Чернушкой?

а) во время прогулки

б) спас курицу от смерти

в) в Подземном царстве

8. Какое условие ставит Чернушка Алеше перед походом в Подземное

царство?

а) быть вежливым

б) быть внимательным

в) быть «скромным»

9.Объясните значение, в котором в сказке употреблено слово «скромный»:

а) вежливый и скромный

б) умеющий хранить тайны

в) тихий, незаметный

10.Что попросил Алеша у подземного короля?

а) исполнить его желания

б) отравить его обратно в пансион

в) навсегда оставить с ним Чернушку

11.Что ( или кто) помогло Алеше укрепить память и хорошо учиться?

а) король Подземного царства

б) семечко

в) Чернушка

12.Почему стал изменяться характер Алеши?

а) он потерял волшебное семечко

б) он стал присваивать себе то, что ему не принадлежит

в) виновата во всем Черная курица

13 Кем в Подземном царстве является Черная курица?

а) простым жителем

б) учителем

в) министром

14. Почему Черная курица уходит от Алеши навсегда?

а) они поссорились

б) вышло время пребывания Чернушки среди людей

в) из-за предательства Алеши

15.Как вы думаете, в чем мудрость этой сказки?

а) необходимо держать данное слово

б) нельзя предавать друзей

в) все достается только собственным трудом

16.Кто стоял перед Алешей в данном одеянии: «…в черном платье, в

малиновой шапочке с зубчиками и в белом накрахмаленном шейном

платке…»?

а) кухарка

б)жена учителя

в) Чернушка

17.Кому принадлежат мысли: «Если бы я был рыцарь, то никогда бы не

ездил на извозчике, а всегда верхом!»?

а) Алеше

б) учителю

в) Черной курице

18. Где находился пансион, в котором Алеша учился?

а) в Москве

б) в Санкт - Петербурге

в) в Казани

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

б

а

а

б

в

б

б

в

б

а

б

б

в

в

в

в

а

б

Система оценивания: «5» - 16-18 баллов; «4» - 12-15 баллов;

«3» - 8-11 баллов; «2» - 7 и менее баллов

ТЕСТ № 5.



Литературная сказка



Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует литературную сказку?

а) в основе сказки - реальные события б) повторяющийся сюжет

в) автор сказки - реальный человек г) добро всегда побеждает

2. Какого героя сказки называют литературным?

а) положительного героя б) любого героя сказки

в) главного персонажа сказки г) героя сказки, автор которой известен

3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

а) «Аленький цветочек» б)«Лягушка-Царевна»
в) «Кот в сапогах» г) «Спящая царевна»

4. Герой, какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица.

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

5. Соотнесите определения и литературные понятия

-Правило чередования ударных и безударных звуков. - Ритм

-Созвучие концов строк. -Размер

-Повторяемость однородных звуковых особенностей, - Рифма

равномерное чередование ударных и безударных слогов

6. Как называется данная часть сказки?

.. .И с невестою своей

обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

а)зачин б)кульминация
в) развитие действия г) исход

7. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?

а) В.А. Жуковский б)А.С.Пушкин
в) И.С. Тургенев г) П.П. Ершов

8. Запишите названия литературных сказок, в которых исполняется прием троекратного повтора, взятый из народных сказок.

9. Соотнесите сказки с их авторами.

«Спящая царевна»

П.П. Бажов

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

В.А.Жуковский

«Аленький цветочек»

А.С. Пушкин

«Каменный цветок»

С. Т. Аксаков

ТЕСТ № 6.


А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила»



1. Каков жанр произведения?

а) сказка в) поэма

б) повесть г) баллада

2. От чьего имени ведется повествование в поэме?

а) князя Владимира в) Руслана

б) древнего певца Баяна г) автора

3. О каких исторических событиях упоминается в поэме?

а) взятие Царь-Града

б) поход русского князя на половцев

в) бой с печенегами

4. Какие традиционные элементы сказок встречаются в поэме?

а) троекратный повтор г)"герои - животные

б) сказочный зачин д) победа добра над злом

в) волшебные предметы е) использование бытописания

5. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»?

а) волшебный клубок г) меч-кладенец

б) ковер-самолет д) живая вода

в) шапка-неведимка е) молодильные яблоки

6. О каком о русском городе говорится в произведении?

а) Москве в) Владимире

б) Новгороде г) Киеве

7. С помощью каких приемов автор показывает свое отношение к героям и событиям?

а)прямой характеристики героя в)композиции

б)авторских отступлений г)эпилога

8. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие авторскими ?

а) верный меч е) бранная слава

б) конь ретивый ж)ясные очи

в) молодая кровь з) синие туманы

г) тоскующая душа и) вещий Баян

д) темная ночь

9. Каковы основные черты характера Руслана.

а) сила, отвага б) справедливость, доброта

в) вспыльчивость, несдержанность г) преданность, верность

д) мужество, патриотиз

10. Назовите основные повороты сюжета в поэме «Руслан и Людмила».




Приложение №4

Мониторинг работы с тестами учащихся _____ класса, ___________________ уч. год


Список класса

Количество ошибок

Количество баллов

Оценка

ТЕСТ

I

II

III

IV

V

VI

VII

I

II

III

IV

V

VI

VII

I

II

III

IV

V

IV

VII


1























2























3























4























5























6























7























8























9























10























11























12























13























14























15























16



















































































































Всего






















Приложение №5. Электронные образовательные продукты.


Тема


Форма ИКТ

Автор (источник)

Использование

А. Пушкин

в/фильм

Интернет-ресурсы

prezentacii.com/literatura/

Ознакомление

Лирика А. Пушкина

в/фильм

Интернет-ресурсы

prezentacii.com/literatura/

Ознакомление

Изобразительно-выразительные средства языка

в/фильм

Интернет-ресурсы

powerpt.ru/prezentacii-po-literature/

Ознакомление

Исторические произведения А. Пушкина

презентация

Интернет-ресурсы

powerpt.ru/prezentacii-po-literature/

Ознакомление

М Лермонтов

в/фильм

Интернет-ресурсы

powerpt.ru/prezentacii-po-literature/

Ознакомление

А.Чехов

в/фильм

Интернет-ресурсы

powerpt.ru/prezentacii-po-literature/

Ознакомление

С.Есенин

в/фильм

Интернет-ресурсы

powerpt.ru/prezentacii-po-literature/

Ознакомление

Литература 2-й половины 19 века.

презентация

Интернет-ресурсы

powerpt.ru/prezentacii-po-literature/

Обобщающий урок

Литература начала 20 века.

презентация

Интернет-ресурсы

powerpt.ru/prezentacii-po-literature/

Обобщающий урок




© 2010-2022