- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубинская В.К. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
(для учащихся 10-ых классов).
Задачи: а) обучающие - тематическое расширение и углубление
знаний, популяризация знаний по русской литературе:
б) развивающие - формирование умения выражать
собственную точку зрения, пользоваться знаниями на практике,
развитие умения работать в группе; выразить свой креатив;
в) воспитывающие - развитие коммуникативных умений,
привитие интереса к предмету.
Ход игры.
I Организационный момент.
Знатоки литературы 10-ых классов играют против работников школы.
Условия игры: команды двух классов выступают на равных условиях - после озвученного вопроса на обсуждение ответа даётся полминуты,
затем ответ записывается на бумаге и быстро передаётся в жюри,
после чего капитаны команд определяют, кто отвечает вслух (поочерёдно: начинает первый раз команда «Б» класса, потом - отвечает команда другого класса; при следующем задании - очерёдность меняется).
За всю игру может выпасть всего раз один льготный балл.
В течение игры каждая команда имеет право три раза обратиться к помощи болельщиков, которые не расслабляются ни на минуту, так как за помощью зала команда обратится, когда сама сочтёт это нужным.
В течение всей игры болельщики сочиняют оду литературе, после озвучива-ния которой они добавят баллы своей команде.
За каждый ответ жюри выставляет по два балла.
Игра начинается на первом уроке и продолжается без перемены на втором уроке до полного завершения.
II Игра.
-
Пушкарёва К.Д.:
- Как зовут свирепого стража, охраняющего вход в подземное царство -
аид?
- Цербер.
2. Бреннер Г.А.:
- Как М.Ю.Лермонтов раскрывает особенности человека по его
внешнему виду и походке?
- Густые чёрные брови показывают на признак породы человека, а почти
отсутствие отмашки рук при ходьбе - на скрытность характера.
-
Дубинская В.К.:
- В каком произведении русской литературы слуга, внося в дом чемодан
своего барина, интересуется, есть ли в доме, где они будут гостить,
другой выход? Как зовут этого слугу?
- Это Осип из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
-
Вишневская Л.А.:
- Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село
в Ленинградской области?
- Пушкино.
5. Окружко С.Н.:
- Какого цвета было платье у Наташи Ростовой на её первом балу?
- На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух
белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в
корсаже (стр. 574).
- Готово, барышня,- говорила горничная, двумя пальцами поднимая
подшитое дымчатое платье и что-то обдувая и потряхивая, высказывая
этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала
(стр.575).
6. Халима Ғалиакпарқызы:
- Раскройте смысл этой фразы «Книга мне дороже трона».
- Книга есть жизнь.
7. - Как понять эту фразу «Не говори, что знаю, но скажи, что
научусь»?
- Не следует ограничиваться ответом «Не знаю», а нужно пожелать
узнать. Или проще сказать: «Не стыдно не знать, а стыдно не хотеть
узнать».
-
Сыдыкова Сауле Сериковна:
- Сколько слов назиданий у Абая Кунанбаева?
- 45.
9. Вишневская Л.А.:
- Глушь для Фамусова - что это?
- Это город Саратов.
10. Колужонок Т.С.:
Даётся фрагмент вступления к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
и ребятам предлагается продолжить заключительные строки.
11. Степуляк И.Н.:
- Нужно закончить фразу «Ума палата, …».
- Ума палата, а ключ потерян.
12. Вишневская Л.А.:
- Назовите историческую родину А.С.Пушкина.
- Эфиопия.
13. Вишневская Л.А.:
- В каком море находится остров Рюген, известный нам по сказкам как
остров Буян?
- В Балтийском море.
14. Слинкина М.В.:
- Назовите оперы, созданные по мотивам литературных произведений.
- «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»
и другие.
15. Вишневская Л.А.:
- Какое погодное явление любил Ф.И.Тютчев в начале мая?
- Грозу.
16. Вишневская Л.А.:
- Какая река при тихой погоде чудилась Н.В.Гоголю вылитой из стекла?
- Днепр.
17. Шеверняева Е.В.:
- На каком математическом законе основано творчество А.С.Пушкина?
- Законе золотого сечения.
18. Койлубаева Ж.М.:
- В каком году М.Ю.Лермонтов написал своё знаменитое стихотворение
«Смерть поэта»?
- 1837.
19. Калюжная Л.К.:
- Кто из русских писателей окончил физико-математический факультет
МГУ?
- А.С.Грибоедов.
20. Ахметова И.Ф.:
- Герой какого произведения восклицает: «Карету мне, карету!..»
- Чацкий из произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума»?
21. Калюжная Л.К.:
- Широко известно такое определение понимания: «Понять - значит
простить». Братья Стругацкие добавили в него всего одну букву.
Полученный ими способ понимания распространён, например, в
математике. Назовите добавленную букву, которую и саму нередко
можно увидеть в математических записях.
- У.Стругацкие в книге «Волны гасят ветер» утверждают: «Понять -
значит упростить». Упрощение - один из распространённых в алгебре
приёмов, а игрек выглядит, как буква «У».
22. Калюжная Л.К.:
- Кто из русских писателей написал учебник по математике для учащихся
своей сельской школы?
- Л.Н.Толстой.
23. Ахметова И.Ф.:
- Какое произведение знаменитого русского писателя на 1/8 написано по-
французски?
- «Война и мир» Л.Н.Толстого.
24. Крючкова Т.В.:
Вопрос по загадкам.
25. Колужонок Т.С.:
Прослушивается «Письмо Татьяны» из «Евгения Онегина».
- Нужно очень сильно полюбить, чтобы решиться написать Онегину
первой. Но Татьяна робеет. В чём это выразилось?
- Она не указала адресата, ей страшно употребить имя героя. И в письме
нет не только имени Онегина, нет и подписи Татьяны.
26. Крючкова Т.В.:
Предлагает закончить фразу.
27. Колужонок Т.С.:
Фрагмент с участием Безрукова по биографии А.С.Пушкина.
28. Окружко С.Н.:
- Кто из английских писателей имел химическое образование?
- Конан Дойл и Агата Кристи.
29. Узнайте, кто изображён на портрете (по 10 портретов даётся каждой
команде).
30. Музыкальная пауза (назвать автора и произведение, на которое написан
романс).
III Рефлексия: учащиеся обмениваются впечатлениями об игре.
IV Объявление итогов игры.