С ЧУВСТВА ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА

В эстетическом воспитании не слышащих учащихся важную роль играет обучение анализу произведений искус­ства, в частности живописи. Этот вид работы у школьника развивает глубокое восприятие произведений искусства, адекватное замыслу художника. Дети должны не только увидеть, что изобра­жено на полотне, но и постараться по­чувствовать переданное художником на­строение, понять, что испытывал автор, что хотел рассказать, создавая картину. Дети должны не только увидеть, что изобра­жено на полотне, но и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заоева И.Т.

ГКС(К)ОУ «Школа-интернат для глухих детей»

С ЧУВСТВА ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА

(Методические рекомендации для 10-11 классов. Работа по картинам)

В эстетическом воспитании не слышащих учащихся важную роль играет обучение анализу произведений искус­ства, в частности живописи. Этот вид работы у школьника развивает глубокое восприятие произведений искусства, адекватное замыслу художника. Дети должны не только увидеть, что изобра­жено на полотне, но и постараться по­чувствовать переданное художником на­строение, понять, что испытывал автор, что хотел рассказать, создавая картину.

Как же научить детей такому воспри­ятию?

Предлагается два вида восприятия и разбора:

1. Традиционный - начать анализ с содержания описать то, что изображе­но, обратиться к сюжету картины и лишь, потом охарактеризовать изобрази­тельные средства.

2. Сложный - начать с колорита кар­тины как одного на основных средств выражения настроения

Сложный вид восприятия и работа над ним.

Понять картину - значит, прежде все­го, почувствовать, эмоционально пере­жить увиденное, поразмыслить.

Но как научить чувствовать настроение? Обратимся к цветовой гамме полотна. Цвет является одним из основных выразитель­ных средств живописи, несущий в себе психологический и символический смысл.

Особое внимание учеников стоит об­ратить на то настроение, которое вызывает у нас окружающая природа, ее цве­товая гамма.

Учащимся можно предложить посмот­реть из окна и попробовать описать чувство, вызванное состоянием природы в дождливый осенний день или когда на землю плавно падает снег, или ранней весной, когда непогода и распутица заго­няют людей домой. Эти состояния при­роды отличаются неяркой цветовой гам­мой. С помощью ключевых слов мрачно, пасмурно, дождливо, сыро, снегопад, вьюга учим детей выражать свои ощуще­ния, вызванные увиденным. Эти краски природы вызывают чувства грусти, за­думчивости, успокоения.

Голубое небо: светло, тепло, пение птиц, шелест листьев.

Напротив, краски солнечных дней - контрастные, насыщенные - пробужда­ют радость, возбуждение. Если наблю­дения с окна, экскурсии, прогулки ста­нут частыми, то учащиеся научатся со­переживать, любить природу, людей.

Вот где сходство, состояния души и красок природы!

Обращаем внимание, что состояние души можно выразить с помощью красок.

На уроках рисования, литературы на­рисовать иллюстрацию к рассказу или сказке, или зарисовать бытовую сценку в разных цветовых гаммах, в зависимости от настроения.

Художники выражают состояние сво­ей души, свои настроения через цвет.

Рассматривая картину, дети должны понять настроение автора.

Основное внимание уделяем цветово­му решению картины. Лучше полотна рассматривать в сравнении. Можно предложить В. Васнецова «Аленушка» и А. Архипова «Девушка с кувшином».

Можно использовать произведения И. Шишкин «Сосны, освещенные солн­цем». А. Куинджи «Березовая роща», И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели».

- Рассматриваем внимательно карти­ны: какое настроение у каждой из них?

(о картине «Аленушка»).

Краски темные, грустное настроение.

(Подобрать синонимы)

Девушка печалится, душа плачет, нет настроения, переживает. Это художник выражает красками и выражением лица.

- Настроение второго полотна «Де­вушка с кувшинами» было объяснено так: «Все яркое - значит, весело». Много красного цвета - это совсем не грустно, женщина улыбается.

Здесь как будто очень жарко, душно, это потому, что много красного цвета. Настроение определено, теперь учителю предстоит подвести к мысли о том, какие же герои изображены на полотне.

Далее учитель предлагает рассмот­реть картину «Аленушка» (название еще не сообщено). Учитель обобщает. Вы со­вершено точно определили настроение картины - природа изображена в мрач­ных тонах, темные краски, поэтому мы чувствуем грусть, печаль. Но отчего же грустит эта девушка?

Давайте попробуем вглядеться пов­нимательнее и определить, где она находится, почему она оказалась здесь, что могло произойти?

На доске опорные слова: грустно, листья, что-то случилось, боль, переживания и т.д.

Дети начинают рассматривать изобра­жение леса, болота, приходя к выводу, что художник не случайно передал нам их мрачное состояние. Лес не веселит, не радует, срываются желтые листья, наве­вающие грустные мысли. Болото поража­ет своей чернотой. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на то, что героиня не случайно пришла к болоту, и побуждает детей вспомнить сказку, в которой болотная вода принесла столько бед брату и сестре. Так, через анализ изображенного, детей подводим к имени ге­роини. Только теперь сообщается название произведения. Подобным образом проводится работа со вторым полотном.

Различие лишь в том, что это произве­дение посвящено неизвестной нам героине. Неотъемлемой частью работы над произ­ведением является словарная работа.

Художник изобразил женщину ярки­ми красками, улыбающуюся, крупными мазками, что создает ощущение объема, колоритности образа. Девушка сидит не так, как Аленушка, а спокойно, вольгот­но. Настроение у девушки совсем не та­кое, как у Аленушки, она жизнерадост­на, спокойна» сильна! Мы чувствуем, что художник залюбовался ее красотой и вот так, на одном дыхании, в порыве вдох­новения создал этот портрет. Детям можно пофантазировать, кто эта женщи­на, чем она занималась, н т.д.

Так дети анализируют многие полотна. Вопросом: «Какое настроение полотна» определяют: весело или грустно стано­вится нам при рассмотрении картины.

Цветовое решение картины помогает понять содержание произведения.

Так дети анализируют многие полотна. Вопросом: «Какое настроение полотна?» определяют: весело или грустно стано­вится нам при рассмотрении картины.

Цветовое решение картины помогает понять содержание произведения.

Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки, беседа на уроке литературы, беседа о пейзаже на ИЗО, запись слов в словаре, связанных с осенью: листва, золотая осень, желтый, багряный, огненно-красный. Составить небольшое описание картины.

- Дать задание учащимся найти само­стоятельно сведения о художнике И.И. Левитане. Работаем над сочинением-описанием по картине ИИ Левитана «Золотая осень».

Формируем умение строить текст в оп­ределенной композиционной форме, определять главную мысль сочинения. Пу­тем речевой подготовки развиваем способность точно употреблять слова и пред­ложения в устной и письменной речи

Оборудование репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», словарь, стихи о природе, листья разные: желтые, красные, сухие.

Ход урока

Беседа с учащимися о проведенной экскурсии. Какие краски появились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? /собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать/. Записать слова на доске, проговорить.

- Как называется картина с изображе­нием природы?

- Пейзаж /запись на доске, проговари­вают все вместе/.

Многие художники с огромной любо­вью и теплотой изображали нашу скромную, наполненную тихой преле­стью русскую природу. Среди них И.И. Левитан (1860-1900 г.г.)

1. Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И.И. Левитана. Художник к своей творческой работе относился очень строго. Современники называли И.И. Левитана поэтом русской природы. За 25 лет - около тысячи картин, рисунков, эскизов.

2. Рассматривание репродукции кар­тины И.И. Левитана «Золотая осень».

3. Словарная работа весело, печаль­но, грустно, радостно.

- Какое общее впечатление от пейзажа:

- Радостное или грустное? /обратить внимание на краски/.

- А почему так кажется?

- Цвета картины подсказывают желтый, красный, и т.д.

- Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

- Читаем стихи.

- Какое можно отнести к данному пейзажу?

- Ходит осень по дорожке;

Промочили в лужах ножки.

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется.

Лужи у крыльца

- Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыхание...

Класс разделить на 2 группы. Обе группы подбирают синонимы.

Полный словарный разбор: подбор си­нонимов, определение частей речи и какими членами предложения они являются.

- Каков, по-нашему, замысел худож­ника?

- Почему картина называется «Золотая осень»?

- Когда бывает лес таким, каким на картине И.И. Левитана, в начале или в конце осени, в сухую или дождли­вую погоду?

- Все ли деревья одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными /показать на карти­не и записать в словарь, проговорить/.

- Прямо ли течет река или меняет свое направление?

- Почему вода в начале реки темная, а дальше светло - голубая?

- Различается ли цвет неба на перед­нем и заднем плане?

- Что видно на высоком берегу? Поче­му крестьянские домики такие ма­ленькие? /Слово крестьянские объ­ясните - пишем на доске/.

Обобщение о замысле художника де­лают учащиеся самостоятельно. Работая в парах, учащиеся учатся обобщать, ана­лизировать и делать выводы.

- Обычно осень - время увядания природы, вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанав­ливается сухая и теплая погода, то появ­ляется чувство бодрости, жизнерадост­ное настроение.

Огненно-золотистый, багряный цвет на картине завораживает. (Подобрать синонимы к словам и записать на доске).

Художник дает почувствовать нам красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого сол­нечного света. (Золото - цвет желтый, поэтому золотая осень).

- Проговорить: золотая осень, багря­ные листья, залах сухой травы и листьев, свежее дыхание, увядание.

5. Работа над речью:

а) подберите синонимы /определение синонимов/ к словам:

художник-живописец, пейзажист, мас­тер кисти, создает - пишет, картина - полотно, репродукция, увядание - вялость, несвежесть.

При описании используем названия цветов, оттенков желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый.

Составить предложения с любым из этих слов.

6. Из данных слов составить предложения: лучи, греют, солнечные, ярко освещают природу, накрыты, березы, молодые, покрыты, золотой листвой.

Плавают легкие облака розовые. Плы­вут по голубому небу. Как правильно?

7. Обратить внимание на правописание слов здесь, справка, слева, рядом,
вблизи, вверху.

8. Составление и запись плана.

1. Какое время года изображено на картине?

2. Какое впечатление производит она на вас?

3. Что вы видите на переднем пла­не? Вдали?

4. Какие цвета преобладают в пей­заже? Перевести мимикой, прого­ворить дактилем, заменить знако­мыми по смыслу словами.

5. Что вам особенно нравится в по­лотне И.И. Левитана?

Самостоятельно пишем на черновике свой вариант сочинения.

Зачитываем самые удачные варианты, пишем на доске вместе.

Закрепляем слова, предложения по плану.

© 2010-2022