- Преподавателю
- Русский язык и литература
- С ЧУВСТВА ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА
С ЧУВСТВА ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Заоева И.Т. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Заоева И.Т.
ГКС(К)ОУ «Школа-интернат для глухих детей»
С ЧУВСТВА ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА
(Методические рекомендации для 10-11 классов. Работа по картинам)
В эстетическом воспитании не слышащих учащихся важную роль играет обучение анализу произведений искусства, в частности живописи. Этот вид работы у школьника развивает глубокое восприятие произведений искусства, адекватное замыслу художника. Дети должны не только увидеть, что изображено на полотне, но и постараться почувствовать переданное художником настроение, понять, что испытывал автор, что хотел рассказать, создавая картину.
Как же научить детей такому восприятию?
Предлагается два вида восприятия и разбора:
1. Традиционный - начать анализ с содержания описать то, что изображено, обратиться к сюжету картины и лишь, потом охарактеризовать изобразительные средства.
2. Сложный - начать с колорита картины как одного на основных средств выражения настроения
Сложный вид восприятия и работа над ним.
Понять картину - значит, прежде всего, почувствовать, эмоционально пережить увиденное, поразмыслить.
Но как научить чувствовать настроение? Обратимся к цветовой гамме полотна. Цвет является одним из основных выразительных средств живописи, несущий в себе психологический и символический смысл.
Особое внимание учеников стоит обратить на то настроение, которое вызывает у нас окружающая природа, ее цветовая гамма.
Учащимся можно предложить посмотреть из окна и попробовать описать чувство, вызванное состоянием природы в дождливый осенний день или когда на землю плавно падает снег, или ранней весной, когда непогода и распутица загоняют людей домой. Эти состояния природы отличаются неяркой цветовой гаммой. С помощью ключевых слов мрачно, пасмурно, дождливо, сыро, снегопад, вьюга учим детей выражать свои ощущения, вызванные увиденным. Эти краски природы вызывают чувства грусти, задумчивости, успокоения.
Голубое небо: светло, тепло, пение птиц, шелест листьев.
Напротив, краски солнечных дней - контрастные, насыщенные - пробуждают радость, возбуждение. Если наблюдения с окна, экскурсии, прогулки станут частыми, то учащиеся научатся сопереживать, любить природу, людей.
Вот где сходство, состояния души и красок природы!
Обращаем внимание, что состояние души можно выразить с помощью красок.
На уроках рисования, литературы нарисовать иллюстрацию к рассказу или сказке, или зарисовать бытовую сценку в разных цветовых гаммах, в зависимости от настроения.
Художники выражают состояние своей души, свои настроения через цвет.
Рассматривая картину, дети должны понять настроение автора.
Основное внимание уделяем цветовому решению картины. Лучше полотна рассматривать в сравнении. Можно предложить В. Васнецова «Аленушка» и А. Архипова «Девушка с кувшином».
Можно использовать произведения И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем». А. Куинджи «Березовая роща», И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели».
- Рассматриваем внимательно картины: какое настроение у каждой из них?
(о картине «Аленушка»).
Краски темные, грустное настроение.
(Подобрать синонимы)
Девушка печалится, душа плачет, нет настроения, переживает. Это художник выражает красками и выражением лица.
- Настроение второго полотна «Девушка с кувшинами» было объяснено так: «Все яркое - значит, весело». Много красного цвета - это совсем не грустно, женщина улыбается.
Здесь как будто очень жарко, душно, это потому, что много красного цвета. Настроение определено, теперь учителю предстоит подвести к мысли о том, какие же герои изображены на полотне.
Далее учитель предлагает рассмотреть картину «Аленушка» (название еще не сообщено). Учитель обобщает. Вы совершено точно определили настроение картины - природа изображена в мрачных тонах, темные краски, поэтому мы чувствуем грусть, печаль. Но отчего же грустит эта девушка?
Давайте попробуем вглядеться повнимательнее и определить, где она находится, почему она оказалась здесь, что могло произойти?
На доске опорные слова: грустно, листья, что-то случилось, боль, переживания и т.д.
Дети начинают рассматривать изображение леса, болота, приходя к выводу, что художник не случайно передал нам их мрачное состояние. Лес не веселит, не радует, срываются желтые листья, навевающие грустные мысли. Болото поражает своей чернотой. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на то, что героиня не случайно пришла к болоту, и побуждает детей вспомнить сказку, в которой болотная вода принесла столько бед брату и сестре. Так, через анализ изображенного, детей подводим к имени героини. Только теперь сообщается название произведения. Подобным образом проводится работа со вторым полотном.
Различие лишь в том, что это произведение посвящено неизвестной нам героине. Неотъемлемой частью работы над произведением является словарная работа.
Художник изобразил женщину яркими красками, улыбающуюся, крупными мазками, что создает ощущение объема, колоритности образа. Девушка сидит не так, как Аленушка, а спокойно, вольготно. Настроение у девушки совсем не такое, как у Аленушки, она жизнерадостна, спокойна» сильна! Мы чувствуем, что художник залюбовался ее красотой и вот так, на одном дыхании, в порыве вдохновения создал этот портрет. Детям можно пофантазировать, кто эта женщина, чем она занималась, н т.д.
Так дети анализируют многие полотна. Вопросом: «Какое настроение полотна» определяют: весело или грустно становится нам при рассмотрении картины.
Цветовое решение картины помогает понять содержание произведения.
Так дети анализируют многие полотна. Вопросом: «Какое настроение полотна?» определяют: весело или грустно становится нам при рассмотрении картины.
Цветовое решение картины помогает понять содержание произведения.
Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки, беседа на уроке литературы, беседа о пейзаже на ИЗО, запись слов в словаре, связанных с осенью: листва, золотая осень, желтый, багряный, огненно-красный. Составить небольшое описание картины.
- Дать задание учащимся найти самостоятельно сведения о художнике И.И. Левитане. Работаем над сочинением-описанием по картине ИИ Левитана «Золотая осень».
Формируем умение строить текст в определенной композиционной форме, определять главную мысль сочинения. Путем речевой подготовки развиваем способность точно употреблять слова и предложения в устной и письменной речи
Оборудование репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», словарь, стихи о природе, листья разные: желтые, красные, сухие.
Ход урока
Беседа с учащимися о проведенной экскурсии. Какие краски появились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? /собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать/. Записать слова на доске, проговорить.
- Как называется картина с изображением природы?
- Пейзаж /запись на доске, проговаривают все вместе/.
Многие художники с огромной любовью и теплотой изображали нашу скромную, наполненную тихой прелестью русскую природу. Среди них И.И. Левитан (1860-1900 г.г.)
1. Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И.И. Левитана. Художник к своей творческой работе относился очень строго. Современники называли И.И. Левитана поэтом русской природы. За 25 лет - около тысячи картин, рисунков, эскизов.
2. Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».
3. Словарная работа весело, печально, грустно, радостно.
- Какое общее впечатление от пейзажа:
- Радостное или грустное? /обратить внимание на краски/.
- А почему так кажется?
- Цвета картины подсказывают желтый, красный, и т.д.
- Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
- Читаем стихи.
- Какое можно отнести к данному пейзажу?
- Ходит осень по дорожке;
Промочили в лужах ножки.
Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца
- Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыхание...
Класс разделить на 2 группы. Обе группы подбирают синонимы.
Полный словарный разбор: подбор синонимов, определение частей речи и какими членами предложения они являются.
- Каков, по-нашему, замысел художника?
- Почему картина называется «Золотая осень»?
- Когда бывает лес таким, каким на картине И.И. Левитана, в начале или в конце осени, в сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными /показать на картине и записать в словарь, проговорить/.
- Прямо ли течет река или меняет свое направление?
- Почему вода в начале реки темная, а дальше светло - голубая?
- Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?
- Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие? /Слово крестьянские объясните - пишем на доске/.
Обобщение о замысле художника делают учащиеся самостоятельно. Работая в парах, учащиеся учатся обобщать, анализировать и делать выводы.
- Обычно осень - время увядания природы, вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
Огненно-золотистый, багряный цвет на картине завораживает. (Подобрать синонимы к словам и записать на доске).
Художник дает почувствовать нам красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного света. (Золото - цвет желтый, поэтому золотая осень).
- Проговорить: золотая осень, багряные листья, залах сухой травы и листьев, свежее дыхание, увядание.
5. Работа над речью:
а) подберите синонимы /определение синонимов/ к словам:
художник-живописец, пейзажист, мастер кисти, создает - пишет, картина - полотно, репродукция, увядание - вялость, несвежесть.
При описании используем названия цветов, оттенков желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый.
Составить предложения с любым из этих слов.
6. Из данных слов составить предложения: лучи, греют, солнечные, ярко освещают природу, накрыты, березы, молодые, покрыты, золотой листвой.
Плавают легкие облака розовые. Плывут по голубому небу. Как правильно?
7. Обратить внимание на правописание слов здесь, справка, слева, рядом,
вблизи, вверху.
8. Составление и запись плана.
1. Какое время года изображено на картине?
2. Какое впечатление производит она на вас?
3. Что вы видите на переднем плане? Вдали?
4. Какие цвета преобладают в пейзаже? Перевести мимикой, проговорить дактилем, заменить знакомыми по смыслу словами.
5. Что вам особенно нравится в полотне И.И. Левитана?
Самостоятельно пишем на черновике свой вариант сочинения.
Зачитываем самые удачные варианты, пишем на доске вместе.
Закрепляем слова, предложения по плану.