ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты».ТЕМА урока: Символизм. «Старшие символисты». 11 класс

Урок с использованием элементов технологии РКМЧП

Цели урока:

Раскрыть понятие символизма;

Раскрыть особенности русского символизма;

Развивать способности к самостоятельной аналитической работе с информацией любой сложности.

Ход урока.

  1. Повторение.

- Вспомним, какое значение имеет выражение «серебряный век»?

-Какова суть этой метафоры?

Слово учителя. Романтическое название Серебряный век - блестяще найденная метафора для характеристики расцвета ярких творческих дарований, вступивших в искусство на рубеже XIX -XX веков. Определение достаточно точно отражало восприятие поэзии эпохи и прочно вошло в её характеристику. Наиболее значительным среди течений модернизма был Символизм.

  1. Стадия вызова.

Учитель: Предположите, по каким смысловым блокам мы будем изучать предложенную тему. (т. о. учащиеся выходят на собственное целеполагание). Запишем варианты предположений, используя прием «Кластер». (Учащиеся в парах составляют кластер, затем класс дополняет, и общая информация записывается на доске). Это может выглядеть примерно так:

Понятие символизма

Особенности:

Стихи- символы

Символ -иносказание

СИМВОЛИЗМ

История возникновения

Раскол

В 19 веке

За рубежом (

Против старого искусства

«Старшие символисты»:

«Младшие символисты»:


Рис.1 Кластер предположений по теме «Символизм. Старшие символисты».

(Чем больше наберётся верных (а возможно, и нет) сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового).

Стадия осмысления.

ШАГ 1.

Учитель: По некоторым вопросам у нас возникли противоречия. Для того чтобы их разрешить и расширить наши знания по изучаемому вопросу, предлагаю поработать с текстом учебника (под ред. Т. Ф. Курдюмовой часть 1). Используем технологический прием «ИНСЕРТ».

Во время чтения текста не забывайте на полях делать пометки: «v» -уже знал; «+» -новое; «-» - думал иначе; «?» -не понял, есть вопросы.

ШАГ 2.

Заполните таблицу. Для этого еще раз обратитесь к тексту.

«v» -уже знал

«+» -новое;

«-» - думал иначе;

«?» -не понял, есть вопросы


ШАГ 3.

Обсудите в парах (группах) содержание своих таблиц пред общей дискуссией в классе.

ШАГ 4. Дискуссия.

Стадия рефлексии.

Учитель. Вернемся к первоначальным записям на доске (кластеру) и внесем изменения, дополнения, исправим ошибки (если есть).

Учащиеся делятся на 5 групп, в соответствии с выделенными им в начале урока направлениями:

  1. «История возникновения символизма»

  2. «Символизм - (понятие)»

  3. «Особенности символизма»

  4. «Раскол среди символистов»

  5. Дополнительная информация.

Внесение изменений фиксирует на доске один участник от каждой группы мелом другого цвета. Параллельно в рабочей тетради ведется заполнение кластера каждым учащимся (пастой другого цвета).

III. Подведение итогов.

Что вы узнали о символизме как литературно- художественном течении?

- Возник как протест против всего того, что несла современная культура, искусство и литература, и в частности, реализм. Создателем термина считается Н. А. Оцуп, приписывают также Н. А. Бердяеву.

- Тайны мира можно постичь только при помощи символа - намёка.

- Символизм претендовал на решение философских проблем. «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)

- Неоднородное течение:

«старшие символисты», которые понимали символизм как литературную школу (Д. Мережковский и В. Брюсов),

«младосимволисты».

-Символисты блистательно владели «музыкой стиха». Были мастерами поэтической фонетики: ассонанса, аллитерации.

IV Домашнее задание

Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д. С. Мережковского («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), З. Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), В. Брюсова («Юному поэту», «Кинжал». «Ассаргадон», «Грядущие гунны»).




© 2010-2022