- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Описание презентации для вводного занятия в 5 классе по теме Глагол
Описание презентации для вводного занятия в 5 классе по теме Глагол
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малыхина О.Н. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Глагол как часть речи
Слайд 1
В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.
А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение «Печёное изделие из раскатанного теста с начинкой» (пироГ)
Б) 4 буква в слове, которое обозначает признак предмета (приЛагательное)
В) какая гласная пишется в корне слова "наслАждаться"?
Г) назовите четвертую букву алфавита. ("Г")
Д) какая буква пишется в корне слова "мОрской?
Е) какую букву русского алфавита можно назвать мягко и твёрдо? (Л)
Полученное слово - глагол.
Формулирование темы, цели урока.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.
- Вы согласны? Запишите число и тему урока в тетрадь.
Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так: умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.
- выплывает цель
В начальной школе вы не раз встречались с глаголом, и сейчас напомните друг другу, какие же особенности есть у этой части речи
- Составление «кластера».
Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем
учащимся говорить всё, что они знают о глаголе.
- обозначает действие
- отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- имеет постоянные и непостоянные признаки:
-вид
- спряжение
- возвратность
- переходность
непостоянные:
- наклонение
- время
- число
- лицо
- род
в предложении чаще всего сказуемое
Вся эта информация оформляется учителем на доске. Получается « кластер»
Учитель раздаёт группам тексты с информацией о глаголе. Читая информацию, поставить карандашом знаки:
Приём «Инсерт»:
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
-
Глагол - это
-
самостоятельная часть речи,
-
которая обозначает действие предмета
-
и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Постоянным морфологическими признаками глагола являются:
-
вид - совершенный/несовершенный,
-
спряжение - I / II,
-
возвратность,
-
переходность.
Непостоянные глагольные признаки:
-
наклонение: изъявительное, повелительное, условное,
-
время: настоящее, прошедшее, будущее,
-
число,
-
лицо.
-
В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
-
Активизируем знания учащихся.
Создаём проблемную ситуацию.
Перед вами глаголы, определите их морфологические признаки, составьте с ними тексты
живётся, может быть, ссориться, любить, бери, помогут
А вот что получилось с этими глаголами у С. Михалкова
Когда живет..ся дружно, что может лучше быть!
И ссорит..ся не нужно, и можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей:
Они тебе п..могут, и с ними веселей!
Какие орфограммы вы здесь отметите? Выразительное чтение.
Письмо по памяти.- Проверка соседом
Заключение
-Удалось ли нам выявить морфологические признаки глагола? Что-то было новым, а значит с дядюшкой глаголом мы ещё встретимся, и он нам расскажет много интересного.
ДЗ 1) повторить спряжение глагола
2) написать мини-сочинение «Я пришёл к Глаголу в гости…»
«Верные - неверные утверждения»
-
Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета.
-
Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
-
Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.
Сказка про одуванчики. (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом.(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой).