Методическая разработка по теме Система упражнений при изучении темы Орфоэпия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система упражнений при изучении темы "Орфоэпия»

План работы.

  1. Проблемные вопросы при изучении орфоэпии .

  2. Орфоэпические словарики учащихся.

  3. Орфоэпическая разминка на уроках.

  4. Система упражнений при изучении и повторении темы:

    1. Упражнения на готовом материале.

    2. Упражнения на усложненном материале.

    3. Упражнения на применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.

    4. Упражнения на применение знаний на уровне творчества.

  5. Краткий план-конспект урока "Орфоэпические нормы языка", отражающий систему упражнений по теме.

  6. Фрагменты урока, отражающие использование упражнений разного типа.

  7. Повторение и систематизация теоретического материала.

  8. Важность и актуальность темы.

Прежде всего надо учить отчетливому, ясному и правильному произношению.
Л.В.Щерба.

1. В последние годы в современном преподавании русского языка стало больше уделяться внимания изучению орфоэпии. Это объяснимо. Задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами, включены в КИМы ЕГЭ.

В школьной программе "Орфоэпия" не выделена в отдельную тему при изучении.

Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников.

Учитель испытывает затруднения в том, как включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы усваивались легко и прочно.

В процессе 30-летней работы сложилась определенная система используемых упражнений и при изучении орфоэпии, и при подготовке к ЕГЭ - задание №1 поля А.

2. Начиная с 5-го класса, учащиеся ведут "Орфоэпический словарик", куда записываются по алфавиту все слова, встречающиеся в учебниках и рабочем материале. К концу 9-го класса в словариках оказываются более 500 слов. В начале 9-го класса составляется опорный конспект "Орфоэпические нормы языка", который помещается в этом же словарике. Словарик используется в 10, 11 классах при подготовке к ЕГЭ. Все записи проверяются во избежание ошибок. По желанию учащихся ведение словарика продолжается и последние два года.

3. На каждом уроке проводится орфоэпическая разминка. За учителем или диктором (диск) учащиеся повторяют слова. Обычно демонстрируется написание этих слов и дается дополнительное задание. Например: по какому признаку сгруппированы слова. Это может быть деление по частям речи, морфемам и т. д. Через несколько уроков слова включаются в контрольный срез.

4. Для тренировки применяются различные упражнения. Их можно разделить на 4 группы в зависимости от назначения. Это упражнения на готовом материале, на усложненном материале, в нестандартных ситуациях и на уровне творчества.

***. Упражнения на готовом материале.

- Разучивание слов с расставленными ударениями.

- Разучивание слов с готовыми ударениями и распределение их на группы по какому-то признаку (ударение на первом слоге, на втором и т. п.).

*** Тренировка на усложненном материале.

- Расставить ударения в словах.

- Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.

- Расставить ударения, используя орфоэпический словарь.

- Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением.

- Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.

- Распределить слова на группы в зависимости от ударения.

- Работа с текстом.

- Контрольные тесты.

***Применение ЗУН в нестандартных ситуациях.

- Составление карточки-задания по теме.

- Составление предложений и текста, включающих слова, вызывающие трудности в произношении.

- Составление тестов по теме.

- Использование упражнений учебников.

***Применение ЗУН на уровне творчества.

- Подбор материалов для театра лингвистических миниатюр.

- Лингвистическая сказка.

- Кроссворд

- Стихотворение с использованием поэтической звукописи.

- Рецензия на стихотворение.

- Материалы для словаря "Из истории слов".

- Из материалов школьного комплексно-краеведческого музея. Невыдуманные истории.

5. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (КРАТКИЙ ВАРИАНТ)

1.Вступление к уроку.

1) Слово учителя о теме, целях и задачах урока.

2) Вступление к уроку. Диск.

3) Слово учителя - переход к теме.

3 мин.

2.Проверка домашнего задания.

1) Выступления 3-х учащихся. Демонстрация плана на экране.

2) Обмен мнениями.

3) Беседа по обобщающим вопросам.

6 мин.

3.Орфоэпическая разминка.

Повторение за учителем с использованием записей на доске.

3 мин.

4.Упражнения для тренировки.

1) Работа с учебником: чтение вполголоса слов на стр. 75.

2) Выполнение упражнений 97 - 99.

3) Работа по карточкам. Самопроверка - ответы на экране.

15 мин.

5.Работа с текстом.

1).Хоровое чтение.

2).Фронтальное чтение.

3).Чтение с самопроверкой по диску.

3 мин.

6.Развитие речи.

Занимательное задание (составление предложений).

3 мин.

7.Контрольные тесты.

Выполнение 25 заданий поля А1. Проверка по диску.

Запись ответов в "Лист самооценки".

5 мин.

8.Творческий отчет.

Выступления учащихся с подготовленными заранее творческими работами.

5 мин.

9.Домашнее задание.

Комментирование домашнего задания. Подведение итогов.

2 мин.

6. Фрагменты урока "Орфоэпические нормы языка" в 11 классе.

***ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Повторение за учителем и по записям на доске.

Задание: найти закономерность в распределении слов по группам.

Торты

гербовый

мягок

право

звонит

нанял

начать

принят

Порты

сливовый

мягки

правы

позвонишь

начали

наняли

принята

Банты

мизерный

мягка

права

позвонит

наняла

начала

приняты

***. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ.

1). Работа с учебником В.Ф.Грекова.

Выполнение упражнения № 11 стр.75 - чтение вполголоса, попутная запись слов в словарик.

2). Выполнение упражнений 97 - 99 - устная фронтальная работа, попутная запись слов в словарик.

3). Работа по карточкам. Самопроверка - ответы демонстрируются на экране.

По желанию - запись слов в словарик (незнакомых или тех, в которых допущены ошибки).

***По какому принципу сгруппированы слова? Прочитать вполголоса и указать ударение. Какие слова можно отметить дважды и почему?

Карточка №1.

Карточка №2.

Карточка №3.

Карточка №4.

Баррель

плато

жалюзи

договоренность

Маркетинг

инсульт

духовник

определен

Сливовый

таможня

исповедание

хлопкопрядение

Кухонный

мениск

каталог

винокурение

Скаредный

оксюморон

осмысление

хлебопечение

Иконопись

дефис

амнезия

иконописец

Праотцы

депорт

апостроф

осведомление

Мученичество

агент

алфавит

изобретение

Древко

табу

обеспечение

ворожея

Иночество

пуловер

некролог

газопровод

Крашение

мытарство

договор

сосредоточение

Средства

ходатайство

поделенный

приобретение

Ухарство

намерение

верховенство

шизофрения

Оборотень

отзыв (депутата)

положил

разновременность

Свекла

танцовщик

индустрия

синонимия

Знамение

упрочение

принята

агрономия

Холодность

квартал

гофрированный

санитария

Знахарство

колосс

документ

христианин

Статус

статут

баловать

аристократия

Катарсис

партер

позвонит

легкоатлет

Ненависть

потуги

нарвала

асимметрия

***Распределить слова на 3 группы в зависимости от ударения.

Карточка №9

Карточка №10

Карточка №11

Карточка №12

Намерение

ненависть

дозвониться

сливовый

Шарфы

процент

завидно

алкоголь

Избалованный

столяр

издавна

шофер

Молящий

(вы) правы

документ

гербовый

Торты

средства

портфель

гусеница

Насорит

гусеница

статуя

простыня

Лубочный

алкоголь

партер

щавель

Аэропорты

варишь

груба

средства

Дефис

цыган

верба

комбайнер

Диспансер

кашне

баловать

дефис

Дозвонятся

груба

кашне

револьвер

Добыча

портфель

случай

правы

Кладовая

издавна

диспансер

партер

Знамение

форзац

звонит

цыган

Порты

догола

вальдшнеп

принят

Удальство

свекла

гофрированный

каталог

Ветла

звонит

бутик

процент

Исстари

квартал

банты

некролог

Гражданство

баловать

порты

курит

Крашение

километр

варишь

случай

Постриг(сущ.)

алфавит

бармен

столяр

****РАБОТА С ТЕКСТОМ. Демонстрация текста на диске.

Задания:

1) Прослушивание.

2) Чтение вполголоса.

3) Фронтальное чтение.

4) Придумывание продолжения (2-3 предложения).

*** Посетитель долго изучал КАТАЛОГ, словно что-то искал. Потом он достал папку с надписью "ДОГОВОРЫ", что-то прочитал и вынул телефон. Все думали, что он сейчас кому-то ПОЗВОНИТ. А он сделал жест - ПЕТЛЮ рукой, захлопнул папку, сел и задумался.

О чем он думал, будущий ученый? О русском АЛФАВИТЕ? Об АНАПЕСТЕ и АМФИБРАХИИ? Об ИЗОБРЕТЕНИЯХ и открытиях? Об ОБЕСПЕЧЕНИИ библиотеки книгами?

На самом деле он думал о том, как понесет ХОДАТАЙСТВО через два КВАРТАЛА, что, возможно, его ИЗОБРЕТЕНИЕ зарежут, а это УСУГУБИТ материальное положение его семьи:

*** РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

***Задание: составить предложения в шуточной форме с использованием слов, вызывающих трудности при произношении.

*Девочка испачкала гофрированные банты сливовым вареньем.

*На простыне был красивейший рисунок - вальдшнеп сидит на дереве.

*У столяра было хорошее намерение - сделать полочки для кладовой.

*В ближайшем квартале находится онкологический диспансер - стоит только дозвониться и вам назовут адрес.

*Моя туфля износилась.

*Твой папа по профессии столяр, но работает шофером, а год назад он торговал в бутике:

*** КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ (по тестам).

***В каком слове ударение поставлено неверно? Укажите номера этих слов.

1). 1. баловать

2). 1. звонит

3). 1. бухгалтеров

4). 1. щавель

2. жалюзи

2. гнала

2. закупорить

2. лила

3. простыня

3. банты

3. донизу

3. обеспечение

4. лыжня

4. бутик

4. лекторы

4. прозорливый

5) 1. некролог

6). 1. партер

7). 1.эксперт

8). 1. центнер

2. начавший

2. положил

2.щепа

2. квартал

3. торты

3. премировать

3.договор

3. донельзя

4. туфля

4. ходатайствовать

4.банты

4. шарфы

9). 1.местностей

10) 1. сливовый

11). 1. мизерный

12).1.включен

2. шоферы

2. мозаичный

2. менеджмент

2.ломоть

3. гербовый

3. маркетинг

3. бармен

3.коклюш

4. деяние

4. наверх

4. занята

4.красивее

13) 1. кухонный

14). 1.нефтепровод

15). 1.экскурс

16). 1.эксперт

2. затемно

2.намерение

2.свекла

2.позвонишь

3. вальдшнеп

3.молящий

3.сироты

3.поняв

4. верба

4.звала

4.окружит

4.портфель

17). 1.украинский

18) 1.феномен

19). 1.центнер

20). 1.приданое

2.созыв

2.тождество

2.черпать

2.статуя

3.тотчас

3.христианин

3.убыстрить

3.семинария

4.цемент

4.пуловер

4.шасси

4.снадобье

21) 1.револьвер

22). 1.документ

23) 1.озлобить

2.опошлят

2.вероисповедание

2.начатый

3.ненависть

3.кровоточить

3.отозвала

4.корысть

4.нарвала

4.отключенный

24). 1.отбыла

25). 1.донельзя

2.углубить

2.завидно

3.понявший

3.вовремя

4. прибыв

4.засветло


***. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ (сделан заранее).

*** Задача: "подать" материал как можно короче и как можно интереснее (разговор может быть продолжен на классном часе).

***Задание классу: отметить, сумел ли автор выдержать все требования к творческой работе.

***Творческая работа №3.

Из материалов школьного комплексно-краеведческого музея "Крестьянская изба".

Невыдуманные истории.

***Курага и куряга.

Когда мы собирали материал для школьного музея, одна женщина подарила нам корчагу - большой глиняный горшок емкостью десять литров. Он был старый, засаленный, пыльный. Мы его оттерли, отмыли и увидели надпись - 1865. Захотелось побольше узнать о корчаге.

Отправились к хозяйке горшка. Она рассказала, что, возможно, 1865 - это не год его создания. Дату мог написать тот, кто ее "подновлял". Это нас разочаровало.

На вопрос, что наливали в корчагу и с какой целью, бабушка ответила: "Обычно в ней парили курягу. А много, чтобы всей семье хватило".

Мы решили узнать в словаре, что же такое куряга. Кто-то предположил, Что курага и куряга - одно и то же. Словарь рассказал нам, что курага - это сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. Но откуда тогда было взяться абрикосам в нашей глуши?

Потом мы узнали, что в нашей местности слово "куряга" означало блюдо из свеклы. Красную свеклу парили в печи, заливая небольшим количеством воды. Затем коренья резали на дольки и раскладывали на противни для просушки. У кого было чем подсластить - сластили, т. е.посыпали сахаром. Получались своеобразные конфеты - и вкусные, и полезные. Курягу очень любила детвора.

Вот так одна буква или один звук играют роль при различении лексического значения слова:

КУРАГА - КУРЯГА

К У Р А Г А - К У Р А Г А

*** Рядом с нами поселился новый сосед - уже в возрасте, в прошлом занимался спортом. Он и сейчас старается держать себя в форме.

Конечно, это хорошо, но я никак не могу привыкнуть к его речи, ведь он "по утрам ДЕЛАТ зарядку, БЕГАТ два километра - ЗАКАЛЯТ организм, поэтому зимой НЕ КАШЛЯТ и НЕ ЧИХАТ".

Вряд ли иностранец поймет такое диалектное произношение, когда из окончания выпадают целых два звука!

***Творческая работа №4. Презентация к работе.

Как я пробовала писать стихи, используя звукопись.

Кошка.

Как-то раз сижу я у окошка,

ш

А в дверь ко мне скребется кошка!

ш

Я подошла к двери, открыла этой кошке:

ш

ш

Она скорей сбирает с блюдца крошки.

ш

Я у нее спросила: "Что, Маришка,

ш

ш

Кошачьи как твои делишки?"

ш

ш

Она молчит, совсем не отвечает

ч

И только головою мне качает:

ч

И так мне жалко стало эту крошку!

ш

Хотелось чмокнуть в носик мою кошку:

ч

ш

Пусть люди обо всем своем забудут

И кошками немножечко побудут:.

ш

***Творческая работа №5. Презентация к работе.

Рецензия на стихотворение Тузовой Ксении.

+ + +

- - -

Поставлена актуальная тема.

Прослеживается главная мысль - животных нужно жалеть.

Представляется картина - обиженная кошка.

Обнаружена метафора - "кошачьи делишки".

Можно было использовать и другие тропы.

Из фигур речи найдена анафора и инверсия.

Можно было использовать и другие фигуры речи.

Определена смежная рифмовка, пятистопный ямб, точные мужские и женские рифмы.

Трудно определить их роль. Скорее всего, использован принцип "так получилось".

Присутствует звукопись. Кошка мягкая, пушистая, ласковая, но несчастная:

А вообще - учись у великих!

Вот как пишет звуками великий Ф.И.Тютчев, передавая и свое отношение к грозе:

Весенняя гроза.

Люблю грозу в начале мая,

гр

з

Когда весенний первый гром,

р

гр

Как бы резвяся и играя

рз

гр

Грохочет в небе голубом,

гр

бом

Гремят раскаты молодые:

гр

р

*** Творческая работа №6.

Юмор из школьной жизни. (Для тетради "Школьные приколы").

***Преставился врачом

Приставился врачом (представился).

*Коровы и овцы весь день склонялись по полю (слонялись).

*Если казак убил человека, его хранили живым (хоронили).

*Безнадежная груздь (грусть).

*Предложение простое, двусуставное (двусоставное).

*Водные слова (вводные слова).

*Снежные углы (смежные углы).

*Пищу правильно (пишу).

Вот так один-два звука могут коренным образом изменить жизнь человека.

***Творческая работа №7.

О лаптях или о лаптях?

Мы живем в селе, которому более трехсот лет. У него богатая и интересная история.

Есть сведения, что белозерцы славились плетением лаптей. Наверное, потому, что жили бедно и обувь эта была в ходу.

Старожилы рассказывают о лаптях ( или о лаптях?) Оказывается, плетение лаптей - целое искусство. Нужно было грамотно заготовить липовое лыко, уметь ловко пользоваться кочедыком, ткать онучи и шить опоры:

Благодаря этому промыслу белозерцы получили прозвище - лаптежники, лапотники. Это приобрело значение - простоватые, хотя и трудолюбивые.

Сначала жители Белозерья обижались, а потом поняли, что "не лыком шиты" и "не лаптем щи хлебают", потому что о лаптях и о родном селе вспоминают и вспоминали наши великие земляки: Александр Андреевич Логачев - доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР (его имя носит институт Рудгеофизики в Петербурге), Римма Степановна Волкова - Заслуженная артистка РФ, прима Мариинского театра в Петербурге, Валерий Алексеевич Мишин - академик международной академии информатизации, доктор технических наук:

Я люблю свою родину, ее людей, ее природу, ее напевную речь, с оканьем и другими диалектными недостатками:

7. Повторение и систематизация теоретического материала.

***Составление опорного конспекта по теме "Орфоэпические нормы языка" на основе нескольких источников.

8. Несмотря на то, что этой теме в программе уделено недостаточно внимания, она важна, так как является составной частью грамотности учащихся. А конечная цель обучения - выпустить грамотных учеников, владеющих и письменной, и устной речью.

Использованная литература.

  1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2009.

  2. В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007.

  3. А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., 2010.

  4. С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. М., 2007.

  5. Г.Н. Иванова-Лукьянова. Проверь свое произношение. М., 2006.

Билет № 1

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков русского языка и особенностях их произношения в потоке речи.

2. Речевая ситуация.

В вашей школе проходит фестиваль народов России. Вас попросили выступить перед пятиклассниками. Расскажите им о роли русского языка в нашем государстве.

Билет № 2.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте примеры суффиксального и приставочного способов образования слов. Расскажите о других способах словообразования, приведите собственные примеры.

2.Речевая ситуация.

В вашем округе проходит ученическая конференция. Выступите с небольшим сообщением перед ее участниками. Тема сообщения "Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике?"

Билет № 3.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о системе частей речи в русском языке и о принципах, которые положены в основу их классификации. Приведите примеры слов различных частей речи из текста и, при необходимости, собственные.

2.Речевая ситуация.

После уроков русского языка ваш одноклассник сказал о том, что он сомневается в необходимости использования словарей в повседневной жизни. А как считаете вы? Опровергните или поддержите точку зрения своего товарища.

Билет № 4.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте примеры именных частей речи. Расскажите об их общих грамматических признаках.

2.Речевая ситуация.

Представьте себе, что после окончания 9-го класса вы поступаете в колледж, где с вами проводится собеседование. Расскажите членам приемной комиссии о себе.

Билет № 5.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста и, при необходимости, собственные, расскажите о местоимении как части речи и об использовании местоимений в качестве средства связи предложений в тексте.

2.Речевая ситуация.

Вы участвуете в записи телевизионной передачи "Мир увлечений". Расскажите о своем увлечении так, чтобы телезрители поняли, почему свое свободное время вы посвящаете именно этому.

Билет № 6.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста, расскажите, в чем сходство и в чем различие имен прилагательных и причастий.

2.Речевая ситуация.

Ваш класс едет в поезде на экскурсию в другой город. Одноклассники собрались в одном из купе и рассказывают разные истории. Расскажите ивы историю (можно забавную) из своей жизни.

Билет № 7.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста, охарактеризуйте глагольные морфологические признаки деепричастий и причастий.

2.Речевая ситуация.

В молодежном лагере на вечере "Давайте познакомимся" расскажите о своей малой родине (месте, где вы родились).

Билет № 8.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Охарактеризуйте разряды имен прилагательных, иллюстрируя каждое положение своего высказывания примерами из текста и, при необходимости, собственными.

2.Речевая ситуация.

На собрании одного из пятых классов расскажите об одном из музеев так, чтобы у ребят появилось желание пойти/поехать на экскурсию в этот музей.

Билет № 9.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Назовите части речи, которые имеют степени сравнения. Расскажите о значении и образовании степеней сравнения. Проанализируйте соответствующие примеры из текста и приведите собственные.

Билет № 10.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках глагола. Проанализируйте соответствующие примеры из текста.

2.Речевая ситуация.

В летнем лагере после отбоя ребята вспоминают своих друзей, рассуждают о том, может ли быть у человека много друзей. Выскажите и обоснуйте свое мнение по этому вопросу.

Билет 11.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Какие еще разряды наречий вы знаете? Приведите собственные примеры.

2.Речевая ситуация.

На школьном празднике "Язык - мой друг" выступите перед пятиклассниками, объясняя им, какова роль языка в жизни человека.

Билет 12.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о морфологических признаках имен существительных. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные.

2.Речевая ситуация.

На школьном празднике "Язык - мой друг" расскажите ученикам начальных классов о русском речевом этикете.

Билет 13.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о синонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста. Объясните, какую роль они играют.

2.Речевая ситуация.

На классном собрании обсуждается вопрос о популярных видах спорта. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу, приведите аргументы.

Билет 14.

1.Прочитайте текст и проведите анализ по предложенному плану.

Расскажите об антонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нем антонимы.

2.Речевая ситуация.

В туристическом походе ребята рассуждают о том, нужно ли защищать природу от человека. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Билет 15.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значение, охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения стилистической окрашенности. Расскажите, чем различаются свободные сочетания слов и фразеологизмы. Приведите собственные примеры фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений.

2.Речевая ситуация.

В летнем международном лагере на вечере "Родина - что она значит для меня?" расскажите своим сверстникам из других стран о событии из истории России, которым вы гордитесь. Свое мнение аргументируйте.

Билет 16.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о типах словосочетаний, видах связи слов в словосочетаниях. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста.

2.Речевая ситуация.

К вам в гости пришли друзья послушать новые музыкальные записи. Расскажите им о своей любимой музыке или музыкальной группе, которая вам нравится.

Билет 17.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста, расскажите о служебных частях речи.

2.Речевая ситуация.

Расскажите своим родителям о друге, с которым вы познакомились на летнем отдыхе. Опишите его внешность, черты характера, увлечения.

Билет 18.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Выпишите из текста 2-3 двусоставных предложения. Определите морфологический способ выражения главных членов в данных предложениях. Рассказ о других морфологических способах выражения главных членов предложения иллюстрируйте собственными примерами.

2.Речевая ситуация.

Одноклассники рассуждают о том, что нужно для успеха в жизни. Некоторые считают, что успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться, внешнего вида человека. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Билет 19.

1.прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации второстепенных членов предложения. Приведите примеры из текста и, в случае необходимости, собственные.

2.Речевая ситуация.

Выступите перед участниками ученической конференции с сообщением на тему "Русский язык -национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения".

Билет 20.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о простом осложненном предложении. Приведите примеры из текста и, если необходимо, собственные.

2.Речевая ситуация.

На классном собрании вы обсуждаете вопрос о выборе профессии. Ребята по-разному представляют себе, что определяет профессиональную ориентацию: престижность профессии, высокая зарплата, профессия родителей, призвание и т. п. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Билет 21.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид. Расскажите о классификации односоставных предложений. В случае необходимости приведите собственные примеры.

2.Речевая ситуация.

На школьном празднике "Тайны родного языка" расскажите об этимологии и о происхождении некоторых слов русского языка.

Билет 22.

1.Прочитайте текст и приведите его анализ по предложенному плану.

Дайте общую характеристику сложного предложения и его видов. Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные. Проанализируйте средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

2.Речевая ситуация.

После урока русского языка вы с одноклассниками обсуждаете вопрос о том, нужно ли изучать грамматику родного языка. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Билет 23.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации сложносочиненных предложений. Проиллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.

2.Речевая ситуация.

На уроке русского языка расскажите своим одноклассникам об одном из русских лингвистов и его вкладе в развитие науки о языке.

Билет 24.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации сложноподчиненных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.

2.Речевая ситуация.

К вам в гости приехал сверстник из другого города (села, региона, одной из стран СНГ).Опишите достопримечательности (достопримечательность) своего города (или ближайшего города) или окрестности своего села.

Билет 25.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о квалификации сложных бессоюзных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.

2.Речевая ситуация.

На уроке обществознания расскажите одноклассникам о том, как вы относитесь к политике. Интересуетесь ли политическими событиями? Объясните причины своего интереса или равнодушия к данному вопросу.



© 2010-2022