Сценарий литературного вечера, посвящённого творчеству С. А. Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий литературного вечера, посвящённого творчеству Сергея Есенина



Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта

2.Совершенствовать умения слушать и понимать рассказ, выделять главное и второстепенное, делать краткие записи

3. Развивать аналитическое и образное мышление

4.Воспитывать патриотизм, гражданственность, интерес к творчеству С.А. Есенина, потребность в осознанном чтении.

Оборудование: портреты С.А.Есенина, иллюстративный материал к биографии поэта, мультимедийные средства.

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 60 г. Воронежа Михалькова Е.В.

Ход урока:

Ведущий1:

Добрый вечер, дорогие друзья! Приглашаем вас в нашу литературную гостиную.

Сергею Александровичу Есенину, великому русскому поэту посвящается…


В этом имени - слово «есень»

Осень, ясень, осенний свет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси, сень берёз

И синь - рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут: Сергей Есенин -

Всей России встают черты:

И над заводью месяц тонкий,

И в степи, у заросших троп,

Красногрудого жеребёнка

Неуклюжий, смешной галоп.

А я помню его живого,

Златоуста…..

А я слыхал, как слетало златое слово

В затаивший дыханье зал,

И как в души оно врывалось,

Мучась, жалуясь, ворожа,

И как в нём закипала ярость

Пугачёвского мятежа.

Слово болью шло, замирая,

Будто било в колокола, -

Русь, Россия - не надо рая,

Только ты бы одна жила!

Если б чёрное знать предвестье

И от гибели уберечь!

Только руки в широком жесте

Выше плеч летят, выше плеч

Над Россией летят…. Есенин!

Осень, ясень, осенний цвет!

Всё равно этот цвет весенний

Сень берёзы и синь - рассвет.

Встань, поэт, как тополь, из развалин

Дней былых и в камень корни вбей!

Помнишь, как с тобою мы певали?

В песню шёл ты весь, как соловей.

С головы до ног ты весь был песней.

В ней: Россия, росы, хутор, степь,

Шорох ветра, вздохи о невесте,

Удаль в ней и грусть о красоте.

В ней - душа. И той души дыханье

Раскрывалось так в стихах твоих,

Что они казались не стихами,

А самой душой, идущей в стих.

Так вставай же, окунайся в юность,

Поднимай со дна былых годов

Голос песни, чтоб строка рванулась,

Чтоб дошла до сёл и городов!

Чтоб забылись годы потрясений,

Но чтоб не был ты страной забыт,

Чтобы рядом встал Сергей Есенин,

Защитив тебя от всех обид.

ВЕДУЩИЙ 2:
Сергей Александрович Есенин родился (21 сентября)3 октября 1895 года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием.20-21 сентября 1895 года Рязань праздновала своё 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская народная земля как будто приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещён в Константиновской церкви иконы Казанской Божией Матери и наречён Сергеем в честь Сергия Радонежского.

Звучит песня Зыкиной «У Есенина День рождения»

Ведущий 1:

Есенин назовёт себя «внуком купальской ночи» и вопреки фактам биографии символически свяжет своё появление на свет с Купальницей - кануном Ивана Купалы, народным праздником, который приходится на 23 июня.

По народным поверьям, роса, выпадающая в купальскую ночь, обладает живительными и целебными свойствами и передаёт их полевым цветам. Поэт, родившийся в это время, впитывает живую силу слова, несущего людям от различных бед и болезней - «Сутемень колдовная счастье мне пророчит». Эту народную веру в волшебную власть слова, идущего от заговора и притчи, от деревенских бабушек-знахарок, способных заговорить любую болезнь и беду, Есенин пронесёт через всю жизнь


ЧТЕЦ 1:

<…>
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

Чтец 2: Из воспоминаний сестры поэта Александры Есениной:

"Родина наша - село Константиново Рыбновского района Рязанской области. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнёзд служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина... Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь оком. На горе, как на ладони, видны протянувшиеся на многие километры сёла и деревни. Вдали, как в дымке, синеют леса".

С детства в Есенине проявилось редкое сочетание озорства и грусти. Нередко он бродил в окрестностях села среди холмов. Любимым местом его уединения, как вспоминала его сестра А.А. Есенина, была старинная плита, которая находилась на кладбище за церковью на высокой крутой горе. «Отсюда открывался чудесный вид на…приокские раздолья»…

ВЕДУЩИЙ 2:

Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался.


ВЕДУЩИЙ 1:

По- матерински заботилась о внуке в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ», - признавался поэт. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд.

Есенин не только слушал внимательно, но и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять».

По настоянию деда будущий поэт рано начал одолевать грамоту по церковным книгам.


Чтец 3:

По признанию С.А. Есенина: «Родился я с песнями в травном одеяле. Основой для меня была природа. Но с детства меня неосознанно тянуло к знанию. Сначала это знание для меня было заключено в песнях и сказках. Потом, когда я учился в церковно-приходской школе, - в Библии! И какая прекрасная книжица, если её глазами поэта прочесть! Мне понравилось, что там всё так громадно и ни на что другое в жизни не похоже. Было мне лет двенадцать - и я всё думал: вот бы стать пророком и говорить такие слова, чтобы было и страшно, и непонятно, и за душу брало. Я из Исайи целые страницы наизусть знал».

Чтец 4:

«В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

Сказки все. Пора в постели…

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори».


ВЕДУЩИЙ 2:


Стихи писать Сергей начал рано, с восьми - девяти лет. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе. Есенин не раз говорил о том, как много значили для него как поэта не только образный строй русского фольклора, частушек, песен, сказок, но и впечатления от родной природы, «уличной» жизни, не похожей на домашнюю: ширь полей и синь небес, голубая гладь озёр, луна, стоящая «стоймя в воде».

Чтец 5:

Также в этот период под влиянием бабушки у поэта сложился образ Христа как реального человека. Детское впечатление было настолько привлекательным, что отразилось в стихотворениях поэта:

«Шёл Господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал дёснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой,-

Знать, от голода качается, болезный».

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй…маленько крепче будешь»»

ВЕДУЩИЙ 1:

Сознательное же творчество поэта относится к 16 - 17 годам .

Чтец 6: «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем , что их не печатают, и грянул в Петербург. Там меня встретили радушно. Первым, кого я увидел, был Блок».

Ведущий 1: Между Блоком и Есениным завязалась переписка. Из письма А.Блока к С.Есенину: "…Путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно. В литературе, пожалуй, всего труднее…"

ЧТЕЦ 7:

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших
сил.
Ветер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зим на полях
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!…
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.


ВЕДУЩИЙ 2:
Март 1915 года. Окраина старого Петербурга. Район Пряжки - старинное здание Офицерской улицы, дом 57. Здесь читали стихи маститые поэты и молодые, которых ещё никто не знал и которым Александр Блок помогал выйти в большую литературу. Так было и с Сергеем Есениным. «Блок меня признал первым», - не однажды подчёркивал Есенин. Читая или слушая ранние есенинские стихи, зримо представляешь, чем Есенин так неожиданно потряс Блока.


ВЕДУЩИЙ 1:

Лирика Есенина проникнута радостным ощущением Родины. Тема Родины - одна из главных в творчестве Есенина.

«Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после битв, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз…»


ВЕДУЩИЙ 2:
Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. С самого начала Русь предстаёт как нечто святое - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.



Чтец 8:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

ВЕДУЩИЙ 1:

Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых, земных перегрузок.


ВЕДУЩИЙ 2:
Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от нашей повседневной «суеты сует», посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное небо…. По мнению поэта, познавая природу, человек познаёт Бога.


Чтец 9: «Белая берёза…»

Чтец 10: «Пороша»

Чтец 11: «Задремали звёзды золотые!

Чтец 12: «Вот оно, глупое счастье»

ВЕДУЩИЙ 1:

Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце.

Послушаем «Письмо матери», ласковое и умиротворённое полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца.

Чтец 13: «Письмо матери»

Чтец 14: С. Есенин трепетно относился к своим сёстрам…


Сестре Шуре

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

(В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь -
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

ВЕДУЩИЙ 1:

Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Отсюда половодье чувств и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха.


ВЕДУЩИЙ 2:


А животный мир у Есенина - часть природы, живой, разумной. У «братьев наших меньших» свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пёс», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «стрекуньи-сороки» накликали дождь…


ВЕДУЩИЙ 1:

Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности - к каждой корове, лошади, собаке… И не о покровительстве идёт речь, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих «собеседников»:

В переулке каждая собака

Знает мою лёгкую походку

или

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук

или

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу

или

Я хожу в цилиндре не для женщин…

В нём удобней, грусть свою уменьшив,

Золото овса давать кобыле

и так далее…

Чтец 15: «Собаке Качалова»


ВЕДУЩИЙ 2:

Так Сергей Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в границы поэзии всё многообразие животного мира
Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердии ко всему живому в мире, мог так чувствовать, так выразить себе своё чувство родины в русском слове.

Многие стихотворения Есенина переложены на музыку. Послушаем в исполнении наших учеников песню на стихи Есенина «Королева»


Исполнение песни «Королева»


ВЕДУЩИЙ 1:

В 1922 г. появилась в печати стихотворение « Не жалею, не зову, не плачу…». Оно было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мёртвых душах» Гоголя «О, моя юность! О, моя свежесть!» - сожаления по поводу «невозвратно мелькнувшего» детства и молодости послужили толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца …От грустных воспоминаний о юности обращается Есенин к философским раздумьям о жизни и смерти, о тленности всего сущего:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Ведущий2: Что делать! Пока рядом такой поэт, современники не осознают его величия. Прозрение приходит со временем. Так было когда-то с гениальным А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, так позднее случилось с великим Блоком, Маяковским, так было с Есениным.

( Отрывок из фильма: стихотворение «Мне осталась одна забава»)Сергей Безруков читает Сергея Есенина. "Мне осталась одна забава" 2:18


Ведущий1: Гениальный поэт. Его романтически-легендарная и реально-земная жизнь всегда была напряженна, драматична и глубоко противоречива. Чем глубже мы познаём её, тем полнее открывается нам единство таланта творца и человека. Гениальный поэт - всегда личность. Его душа не может быть мелкой, она всегда возвышенно - крылата, милосердна, достойна, человечна. Это незыблемый закон искусства. Сердце гениального поэта постоянно испытывает колоссальные моральные и нравственные перегрузки. На его душу и совесть ложатся волнения, тревоги, заботы Отчизны, людские слёзы и печаль, светлые и радостные мгновения счастья народного. Жизнь его - повседневный подвиг.


Стихотворение «Быть поэтом…..» (перед чтением чтец подходит к портрету и кладёт на тумбу шляпу и белый шёлковый шарф.)


Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом - значит петь раздолье,

Чтобы было для тебя известней.

Соловей поет - ему не больно,

У него одна и та же песня.

ВЕДУЩИЙ 2:

Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, глобальные проблемы нашего времени.

Его стихи, прежде всего, обращены к современникам, к их сердцам и душам, к их разуму, но ещё больше они обращены к нам, в завтрашний день человечества

Современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал… «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

Сергей Безруков читает Сергея Есенина. "Мне осталась одна забава" 2:18 ВЕДУЩИЙ 1:
Судьба уготовила Сергею Есенину, поэту и человеку, жизнь, полную неразрешимых конфликтов, острейших нравственных потрясений, трагедий, неизбежных для истинно народного поэта революционной эпохи .Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское "буйство глаз и половодье чувств", его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням. Как и все гениальные художники, Есенин - великий гуманист, а по творческой сути - великий мыслитель. Поэтому он бессмертен.

Чтец исполняет стихотворение И Набиевой:

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими,
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.

И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути…
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.







Литература:

  1. С. Куняев. С. Куняев «Сергей Есенин» (Жизнь замечательных людей. Серия биографий)- М., «Молодая гварддия», 2010

  2. П. Радечко «Реабилитированный Есенин»- Минск, «Четыре четверти»,2011

  3. Л. Богданова «Монолог Есенина» - М., «Спутник+»,2010

  4. Н. И. Шубникова-Гусева «С.А. Есенин в жизни и творчестве»- М, «Русское слово»,2012

  5. И.М. Халабаджах «Литература 8 класс. Пособие для учителя»- Ростов-на-Дону: «Феникс»,2015









© 2010-2022