Методическая разработка урока русского языка в 7 классе с применением СПС «Консультант Плюс: Средняя школа»

Методическая разработка урока  русского языка в 7 классе с применением СПС «Консультант Плюс: Средняя школа». Тема: «Причастие  как  часть  речи». Цели: Образовательная: 1)     сформировать  у учащихся  умение определять основные морфологические признаки  причастия  с использованием ЭОР. 2)     познакомить учащихся с основными морфологическими признаками причастия  с использованием ЭОР, размещенными в федеральных коллекциях: ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu... 4.     Экраннатреноге STARFLEX (Tripod Economy)           Структура и ход урока: представлены в таблице № 1.   Таблица 1.  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА   № Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)   Деятельность ученика Время (в мин.)   1. Организационный момент   Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.   Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.         Приветствуют учителя. 1 мин. 2. Актуализация  знаний   Учитель  использует  синтаксическую пятиминутку, включающую  разбор  предложения с решением воспитательной  задачи  на уроке. Учитель:   Истинный патриот счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в её светлое будущее. Учитель: - Почему человек должен быть сопричастным к судьбе своей страны? Действительно ли таких людей можно назвать счастливыми?       Обратимся к  СПС «Консультант Плюс: Средняя  школа».                                                     Учитель: Реб...           Учащийся  разбирает предложение  у  доски.     Смысл ответов учащихся сводится к утверждению о том, что невозможно быть счастливым, если все вокруг несчастны, а значит, нужно стараться сделать жизнь своей страны лучше   КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общеприз... 5 мин. 3. Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.     Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. Слово учителя:   Что означают слова «причастный», «причастие»? Учитель: Так называется новая часть речи, с которой мы познакомимся сегодня. Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу). О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?   Учащиеся отвечают на  вопросы учителя     Учащиеся: 1 «имеющий  отношение к причастию» 2 « имеющий в своём составе причастие». Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока, записывают тему урока в тетради Примерные ответы учащихся.  Тема нашего урока –«Причастие как часть речи» На уроке мы должны определить основные морфологические  признаки причастия 3 мин. 4. Изуче-ние нового материала 1.И-Модуль "Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия".    Учитель показывает  информационный  модуль  и задаёт  вопросы  учащимся  по  представленному  материалу   Учитель: Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал, представленный в модуле.     Что такое причастие?         Каковы  признаки  глагола  у  причастия?       Каковы  признаки  прилагательного  у  причастия? Как изменяются  причастия?     Какую  синтаксическую  роль  выполняют  в  предложении?   Учащиеся изучают И-модуль, а затем отвечают на вопросы учителя.   Ответы  учащихся:       Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, который проявляется во времени. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени   Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам. В предложении причастия выполняют  роль определения, реже — сказуемого. 9 мин. 5. Закрепление  нового  материала 2 П-Модуль "Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия". Учитель показывает практический модуль и  предлагает  учащимся проверить усвоение нового  материала. Задания  модуля (примеры): 1.Найдите  и выделите  в  тексте  причастия. 2.Вставьте  подходящие по смыслу  и  форме причастия. Учащиеся решают задания  практического  модуля  и озвучивают  полученный  результат 9 мин.         6 Контроль 3 К-Модуль1 "Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия". Учитель  предлагает  модуль  для  проверки уровня  изученного  материала Учащиеся  выполняют  К-модуль 9 мин. 7 Подве-дение итогов урока     Обсуждение итогов  урока и  результатов  контрольного  модуля Учащиеся  объясняют  причины  невыполненных  заданий из  модуля. 3 мин. 8 Объяс-нение  домашнего зада-ния 4.К-Модуль2 "Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия". Объяснение домашнего задания.   Слово учителя: -Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. Решите тесты на сайте: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83314/?interface=pupil&class=49&subject=8 Учащиеся  записывают  домашнее  задание: прочитать параграф   в    учебнике и решить тесты на сайте: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83314/?interface=pupil&class=49&subject=8 1 мин.                                 Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР № Название ресурса              Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР   1. И-Модуль"Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия".   ЭУМ информацион-ного типа   Работа с ЭУМ http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html       2. П-Модуль"Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия". ЭУМ -практикум Работа с ЭУМ http://fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html   3. К-Модуль"Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия". ЭУМ-контроль Работа с ЭУМ http://fcior.edu.ru/card/14034/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-k1.html   4. К-Модуль2 "Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия". ЭУМ-контроль Работа с ЭУМ 1)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/index_listing.htm(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83314/?interface=pupil&class=49&subject=8)                                                                         Библиография 1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт,2010.   2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.   3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка урока русского языка в 7 классе с применением СПС «Консультант Плюс: Средняя школа».

Тема: «Причастие как часть речи».

Цели:

Образовательная:

  1. сформировать у учащихся умение определять основные морфологические признаки причастия с использованием ЭОР.

  2. познакомить учащихся с основными морфологическими признаками причастия с использованием ЭОР, размещенными в федеральных коллекциях: ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru

  3. продолжить формирование умений синтаксического разбора предложений

Развивающая:

1) формирование умений использовать различные источники при формулировании монологических аргументированных ответов;

2) формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;

3) развить образное и ассоциативное мышление учащихся, активизировать познавательный интерес учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и СПС «Консультант Плюс: Средняя школа».

Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, воспитание чувства патриотизма.

Решаемые проблемы:

- Каковы грамматические признаки причастий?

- Как находить и использовать материалы ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru?

- Как находить нужную информацию в СПС «Консультант Плюс: Средняя школа»?

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.

  2. научиться находить нужную информацию и использовать материалы ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru.

  3. научиться находить нужную информацию в СПС «Консультант Плюс: Средняя школа».

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  1. уметь извлекать необходимую информацию из различных источников ( текст, сообщение учителя, материалы ЭОР, СПС «Консультант Плюс: Средняя школа»).

  2. объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий.

Регулятивные:

  1. применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

  2. уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень освоения.

Коммуникативные:

1) формировать навыки работы в группе ( включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

2) ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

3) уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

4) принимать решение и делать выбор.

Личностные УУД:

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и исследовательской деятельности.

Тип урока: общеметодической направленности. Урок проводится в 7-м классе «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. М.: «Просвещение», 2014г.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, критического мышления, диагностики и самодиагностики результатов ).

Форма обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. М.: «Просвещение», 2014г.,

  2. материалы ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru,

  3. СПС «Консультант Плюс: Средняя школа».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Аналого-резистивная интерактивная доска QOMO QWB200-AR

  2. Ноутбук

  3. Ультрапортативный проектор BenQ MX505

  4. Экран на треноге STARFLEX (Tripod Economy)





Структура и ход урока: представлены в таблице № 1.

Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Учитель приветствует

учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.


Приветствуют учителя.

1

мин.

2.

Актуализация знаний

Учитель использует синтаксическую пятиминутку, включающую разбор предложения с решением воспитательной задачи на уроке.

Учитель: Истинный патриот счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в её светлое будущее.

Учитель:

- Почему человек должен быть сопричастным к судьбе своей страны? Действительно ли таких людей можно назвать счастливыми?

Обратимся к СПС «Консультант Плюс: Средняя школа».







Учитель:

Ребята, теперь вы знаете, каким должен быть истинный патриот.



Учащийся разбирает предложение у доски.

Смысл ответов учащихся сводится к утверждению о том, что невозможно быть счастливым, если все вокруг несчастны, а значит, нужно стараться сделать жизнь своей страны лучше

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 59

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

5 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя: Что означают слова «причастный», «причастие»?

Учитель:

Так называется новая часть речи, с которой мы познакомимся сегодня. Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу).

О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся:

1 «имеющий отношение к причастию»

2 « имеющий в своём составе причастие».

Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока, записывают тему урока в тетради

Примерные ответы учащихся.

Тема нашего урока -«Причастие как часть речи»

На уроке мы должны определить основные морфологические признаки причастия

3

мин.

4.

Изуче-ние нового материала

1.И-Модуль "Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия".

Учитель показывает информационный модуль и задаёт вопросы учащимся по представленному материалу

Учитель:

Проверим, насколько хорошо

вы усвоили материал, представленный в модуле.

Что такое причастие?


Каковы признаки глагола у причастия?

Каковы признаки прилагательного у причастия?

Как изменяются причастия?

Какую синтаксическую роль выполняют в предложении?

Учащиеся изучают

И-модуль, а затем отвечают на вопросы учителя.

Ответы учащихся:

Причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, который проявляется во времени.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени

Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам.

В предложении причастия выполняют роль определения, реже - сказуемого.

9

мин.

5.

Закрепление нового материала

2 П-Модуль "Понятие

о причастии. Морфологические признаки причастия".

Учитель показывает практический модуль и предлагает учащимся проверить усвоение нового материала.

Задания модуля (примеры):

1.Найдите и выделите в тексте причастия.

2.Вставьте подходящие по смыслу и форме причастия.

Учащиеся решают задания практического модуля и озвучивают полученный результат

9

мин.


6

Контроль

3

К-Модуль1

"Понятие

о причастии. Морфологические признаки причастия".

Учитель предлагает модуль для проверки уровня изученного материала

Учащиеся выполняют К-модуль

9

мин.

7

Подве-дение итогов урока

Обсуждение итогов урока и результатов контрольного модуля

Учащиеся объясняют причины невыполненных заданий из модуля.

3

мин.

8

Объяс-нение домашнего зада-ния

4.К-Модуль2

"Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия".

Объяснение домашнего задания.

Слово учителя:

-Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. Решите тесты на сайте:

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83314/?interface=pupil&class=49&subject=8

Учащиеся записывают домашнее задание: прочитать параграф в учебнике и решить тесты на сайте: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83314/?interface=pupil&class=49&subject=8

1

мин.















Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

И-Модуль"Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия".

ЭУМ информацион-ного типа

Работа с ЭУМ

fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html

2.

П-Модуль"Понятие

о причастии. Морфологические признаки причастия".

ЭУМ -практикум

Работа с ЭУМ

fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html

3.

К-Модуль"Понятие

о причастии. Морфологические признаки причастия".

ЭУМ-контроль

Работа с ЭУМ

fcior.edu.ru/card/14034/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-k1.html

4.

К-Модуль2

"Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия".

ЭУМ-контроль

Работа с ЭУМ

1)files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/index_listing.htm(school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83314/?interface=pupil&class=49&subject=8)

Библиография

1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт,2010.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.

4.Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

6.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.

М.: Просвещение, 2010.

7. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011.

Цифровые образовательные ресурсы:


  1. СПС «Консультант Плюс: Средняя школа».

2. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/dok/akt/6591

4. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ЦИОР fcior.edu.ru


© 2010-2022