Урок внеклассного чтения

Цели : напомнить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.Методические приемы: комментированное чтение текста, чтение наизусть стихотворений из учебника; из интервью. Ежегодно в канун Дня Победы мы проводим уроки мужества. Тема данного урока внеклассного чтения - это интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны о военной поэзии. Эпиграфом я взяла слова А. Т. Твардовского,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области











Методическая разработка по литературе «Час мужества.

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны Ю.Г.Разумовским о военной поэзии».

(7 класс)

(УМК под ред. В.Я.Коровиной)















Подготовила учитель

русского языка и литературы :

Юсупова Наталья Жумашевна







Цели: напомнить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.

Методические приемы: комментированное чтение текста, чтение наизусть стихотворений из учебника; из интервью.

Ход урока

.

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы

а)Чтение эпиграфа, записанного на доске:

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете…

А.Твардовский

- Каков смысл эпиграфа?

б) Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя:

- Ежегодно в канун Дня Победы мы проводим уроки мужества.

Тема сегодняшнего урока:

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны о военной поэзии. Неслучайно эпиграфом я взяла слова А.Т.Твардовского и я хочу, чтобы мы сегодня как бы побеседовали с поэтами-фронтовиками и услышали их слово. А как называется жанр публицистики, в котором используется живое слово?

На интерактивной доске слайд:

Справка. Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа одного журналиста с каким-нибудь лицом.

в) Чтение интервью с участником Великой Отечественной войны Ю.Разумовским, составление плана.

Слайд : Ю.Г.Разумовский (1919 - 2000).Русский поэт, публицист. Прошел всю Великую Отечественную войну. Помимо стихов, писал детские книги, до последних дней жизни был активным участником благотворительной акции московских писателей «Книги - детским домам России». В 2000 году, незадолго до смерти, Юрий Разумовский закончил и успел издать свой вариант поэтического перевода «Слова о полку Игореве». Литературовед Виктор Калугин отмечает, что Юрий Разумовский завершил свой перевод к юбилею «Слова» и юбилею Победы. В детстве, - пишет Разумовский в «Послесловии переводчика», - я слышал от бабушки: «В начале было Слово». И вот в старости «Слово» само пришло ко мне. Так замыкается круг моей жизни, и замыкается счастливо, потому что «Слово было Бог».

Чтение интервью, составление плана (стр.150-156)

  1. «Да разве об этом забудешь...?»

а) «На этот вопрос однозначно ответить нельзя».

-Юлия Друнина.

Что вы знаете о ней?

Слайд: Юлия Друнина (1924 - 1991).В 17 лет добровольцем ушла на фронт, была батальонным санинструктором. Дважды ранена. Демобилизовалась сержантом медицинской службы. Окончила Литературный институт. Автор стихотворных сборников и автобиографической повести.

- «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал ко всему привыкший 41-й год. Я пришла из школы в блиндажи сырые. Потому что имя ближе, чем Россия не могла сыскать…», так она сказала о себе в 1942 году. А в 1944 году она напишет стихотворение о погибшей подруге «Зинка!»

-Кто может его рассказать?

(Ученик рассказывает стихотворение)

-Есть одно военное стихотворение необычной судьбы. Константин Симонов «Жди меня».

Слайд: К.Симонов (1915 - 1979). С первых дней Отечественной войны находился на Западном фронте. Был корреспондентом газеты «Красная звезда». Закончил войну в Берлине.

На фронте стихотворение «Жди меня» вырезали из газеты, переписывали и с ним шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время всё было общим: страдание и горе, надежды и радости, вера в победу.

(Чтение стихотворения)

б) «Каждый поэт - особый мир, особый взгляд на жизнь».

в) «Были стихотворные произведения всевозможных жанров».

г) «С первых дней и до конца войны был на фронте А.Т.Твардовский.

Слайд: А.Т.Твардовский (1910 - 1971). Русский советский поэт. Родился в деревне Загорье (Смоленская губерния) в семье крестьянина-кузнеца.

«Я убит под Ржевом». Поэма «Василий Теркин».

д) Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат».

Слайд : Евгений Винокуров( 1925 - 1993). Русский поэт. Родился 22 октября 1925 года в Брянске в семье Михаила Николаевича Перегудова, военного, и Евгении Матвеевны Винокуровой. Мать, зав. женотделом и ревнительница равноправия, записала сына на свою фамилию. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.

е) «Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя».

Слайд: Юрий Белаш (1920-1988) - поэт-фронтовик, участник Великой Отечественной войны. «Под пулеметным огнем», Штыковой бой», «оглохшая пехота».

ж) «В нем слышится сострадание, и сочувствие, и нежность, ко всем, переживающим годы войны». К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

к) Сила любви сильнее силы ненависти.

Слайд: Ольга Берггольц. (1910 - 1975). Русская советская поэтесса, прозаик.

«Твой путь». (Чтение стихотворения).

и) «Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шпагах», «Балладу о бомбежке». Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь молодым». (Ю.Разумовский).

к) «И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания». А.Т.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…». (Чтение стихотворения)

2. Песни о войне в наше время. (Можно прослушать записи этих песен)

Жигулин «Калина». В.Высоцкий Братские могилы».

Вопрос: А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они - почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле - ваши ровесники - я имею в виду сыновей полка.

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

Интервью закончилось. Интервью-это жанр публицистики. В чём хотели убедить нас авторы? Да, ребята, вам жить на этой земле, в нашей стране. Вы не должны допустить, чтобы снова была война.

  1. Подведение итогов урока.

- Какая информация в интервью показалась для вас новой?


  1. Домашнее задание: А я вам предлагаю составить вопросы к интервью с фронтовиком, любимым поэтом; подготовиться к конкурсу «Стихи о войне»




Использованная литература:

  1. Литература . 7 класс. Поурочные планы. Авторы-составители Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрина. Волгоград: Учитель, 2007. - 255с.

  2. Интернет-ресурсы.













© 2010-2022