Урок русского языка Фонетика. Повторение пройденного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка урока по русскому языку

в 5 классе по теме

«Фонетика. Повторение пройденного.»



Выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУСШ «Средняя школа № 2 имени И.А.Сухана» г .Кстово, Нижегородской области

Воеводина Галина Викторовна



2015 г.

Обобщающий урок по русскому языку в 5 классе «Фонетика. Повторение пройденного.»

Тема, класс: Фонетика. Повторение пройденного. 5 класс.

Тип: Урок обобщения и систематизации проеденного материала.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных

учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростен-

цова. - Просвещение, 2013г.

Программа: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников

Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5 - 9 классы. 2013 г.

Раздел: Фонетика. Графика .Орфография.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, практический.

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, работа в парах, взаимопроверка, фронтальная работа.

Цели:

обучающие:

- систематизировать знания обучающихся о гласных и согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда гласных и согласных звуков;

- анализировать и характеризовать отдельные звуки речи;

- проводить фонетический анализ слова:

- наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их;

- расширить знания учащихся в области лексикологии, лингвистического анализа текста;

развивающие:

- развивать внимания;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, обобщать;

- развитие речевых, творческих способностей учащихся;

- формирование логических мышлений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения работать в парах;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

- воспитание культуры диалогового общения;

- расширять кругозор обучающихся;

- воспитывать эстетический вкус.

Планируемые результаты:

личностные;

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание условий для развития уважительного отношения учащихся дркг к другу;

- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью;

предметные:

- знать классификацию гласных и согласных звуков;

- уметь характеризовать их и транскрибировать слова;

- производить фонетический разбор слова;

- умение находить выразительные средства фонетики в художественной речи и оценивать их;

метапредметные:

регулятивные:

- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности;

коммуникативные:

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, слышать и слушать;

познавательные:

- формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

- интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать и применять с учетом решаемых задач;

- извлекать нужную информацию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Этап мотивации. Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы.

II. Актуализация знаний.

Комплексный анализ текста из стихотворения К. Бальмонта, спроецированного на экран (Распечатка текста у каждого учащегося). Показать роль выразительных средств фонетики в художественной речи.

Вечер. Взморье ¹. Вздохи ветра.

Велич…вый возглас волн.

Бли…ко буря ¹. (В)бере…б…ёт…ся.

Ч…ждый ч…рам * ч…рный ч…лн *.

К. Бальмонт

Фронтальная беседа.

1) - Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте их графически.

2) - Какова тема текста? Озаглавьте текст.

(- Приближение бури).

3) - К какому стилю речи мы отнесем данный текст?

(- К художественному стилю).

4) - Какие изобразительные средства языка в данном тексте?

(Эпитеты: величавый возглас, чуждый чёрный чёлн. Олицетворения: вздохи ветра, возглас волн, бьётся чёлн. Изобразительные средства языка помогают автору ярко, образно, эмоционально и наглядно нарисовать картину надвигающейся бури на море.)

5) - Определите тип речи

(- Описание. Цель автора - передать своё впечатление от бури, описать это явление природы).

6) - Как связаны предложения в тексте?

( - В тексте отсутствуют сцепляющие слова, то есть предложения связаны между собой параллельной связью.)

7) - Какие предложения преобладают в тексте? Подчеркните грамматические основы? Чем они выражены?

(- Лишь одно предложение (последнее) - простое, двусоставное, первые же пять - простые, односоставные (с главным членом в форме подлежащего, выраженного именем существительным).

Односоставные предложения - признак описательного текста. С помощью односоставных предложений с главным членом в форме подлежащего (назывных) автор выделяет самые важные детали, которые помогают создать картину приближающейся бури. Поэт показывает процесс нарастания бури с помощью существительных, образованных от глаголов (вздохи, возглас).

8) - Какие звонкие и глухие согласные помогают поэту создать яркую, богатую звуками картину надвигающейся бури?

([ б ] - звонкий, [ в ] - звонкий, [ ч ′ ] - глухой)

- Как называется такой звуковой повтор?

( - Аллитерация. Она придаёт тексту особую звуковую и интонационную выразительность.)

- Какие гласные преобладают в тексте? ( [ э ], [ о ] ).

- Как называется такой звуковой повтор?

( - Ассонанс. Он так же придаёт тексту особую звуковую и интонационную выразительность.)

9) - Объясните лексическое значение слов чары*, чёлн*. Поработайте с толковым " Cловарем русского языка" С.И.Ожегова.

Заранее подготовленные ученики знакомят класс с лексическим значением слов

Чары, чар.

1. Волшебство, колдовство (устар.)

Колдовские чары.

2. перен. Обаяние, пленительность (книжн.) Чары любви.

В строке из стихотворения К. Бальмонта слово чары употреблено в первом его значении. В словаре имеется помета - устар.(устаревшее). Характерно для художественного стиля, придаёт речи особую выразительность, торжественность. Слово многозначное. Лексическое значение слова объясняется с помощью подбора синонимов: волшебство, колдовство (в 1-ом значении).

Чёлн, челна, мн.челны, - ов, м.

Выдолбленная из дерева лодка.

Слово однозначное. Лексическое значение слова объясняется путем подбора синонима (лодка). Слово чёлн является общеупотребительным, стилистически нейтральным (никаких помет, связанных с особенностями употребления, в словаре нет).

10) - Выразительное чтение.

Конкурс на лучшее прочтение отрывка из стихотворения К. Бальмонта (наизусть).

11) ВЫВОД:

- Предлагаемый текст является художественным описанием состояния природы. Принадлежность отрывка к художественному стилю очевидна : текст образный, эмоциональный, передаваемое в нём состояние среды ярко, наглядно рисуется поэтом. Способствует этому точный подбор лексики, эпитетов, олицетворений, синтаксический строй предложений, звукопись.

Ш. Этап целеполагания и мотивации.

- Каковы же цели нашего урока?

( - Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, производить фонетический разбор слов, наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи).

IV. Реализация и закрепление пройденного .

1. Лингвистический диктант с взаимопроверкой в парах по ключу ,,Закончи предложение."

1) Не имеют парных звуков твердые согласные …([ ж], [ ш], [ ц ] и мягкие согласные… ( [ ч' ], [ щ'], [ й'])

2) Не имеют парных звуков глухие согласные…([ х], [ х'], [ ц ], [ ч' ], [ щ'],) и сонорные…([ л], [ л'], [ м ], [ м' ], [ н ] [ н'], [ р], [ р' ], [ й'],)

3) Графика изучает…(начертание букв).

4) Орфоэпия - раздел науки о языке, в котором…(содержатся правила произношения звуков и ударения в словах).

5) Фонетика - раздел науки о языке , который ...( изучает звуки речи ) .

6)Аллитерация - повтор ( одинаковых согласных звуков ).

7)Ассонанс - повтор (одинаковых гласных звуков ) .

2. Выпишите слова буря¹, взморье¹ и произведите их фонетический разбор.

Буря - бу- ря [бур'а]

б - [ б ] - согл., звон.парн. [ б - п], тверд.парн. [ б - б]

у - [ у ] - гласн., ударный

р - [ р' ] - согл., сонор.непар., мягк.парн. - [п - п' ]

я - [ а ] - гласн. безударный

4 б., 4 зв.

Взморье - взморь - е [ взмор' йэ]

в - [ в ] - согл., звон.парн. - [ в - ф ], твёр.парн. - [ в - в' ]

з - [ з ] - согл., звон.парн. - [ з - с ], твёр.парн. - [ з - з' ]

м - [ м ] - согл., сонор.непарн.,твёр.парн. [ м - м' ]

о - [ о ] - гласн.ударный

р - [ р ] - согл., сонор.непарн.,мягк.парн. [р - р' ]

ь - [ - ]

/ [ й' ] - согл., сонор.непарн.,мягк.непарн.

е

\ [ э ] - глас., безуд.

7 букв, 7 звуков

V. Самостоятельная работа. Тест по теме " Фонетика. Орфоэпия . Культура речи"

(Контрольно - измерительные материалы. Русский язык. 5 кл. Сост.Н.В.Егорова, Москва:ВАКО, 2014г.)

Вариант 1

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) самолёт

2) устье

3) пишешь

4) яхта

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) машина

2) сначала

3) объезд

4) отряд

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красивЕе

2) алфавИт

3) пОртфель

4) распОложить

4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин

2) Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин

3) Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров

4) Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин

5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) дочь

2) зверь

3) пролог

4) наряд

6. В каком слове произносится гласный [ а ] ?

1) приятный

2) часы

3) выявить

4) щадить

7. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ ч'].

Я хочу, чтобы лучше жилось всем.

Вариант 2.

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чудо

2) мощный

3) съёмка

4) яблоко

2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) рожь

2) лесть

3) врач

4) роща

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) киломЕтр

2) облЕгчение

3) дОсуг

4) квАртал

4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Харитонов, Хомутов, Щеглов, Шилов

2) Шилов, Щеглов, Хомутов, Харитонов

3) Харитонов, Хомутов, Шилов, Щеглов

4) Щеглов, Шилов, Харитонов, Хомутов

5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) град

2) проба

3) клей

4) сбой

6. В каком слове произносится гласный [ а ] ?

1) обычай

2) явный

3) выяснить

4) впечатление

7. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ ч'].

Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

VI. Рефлексия учебной деятельности. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание

Каждому ученику выдаётся заранее отпечатанный текст с заданиями.

Я вольный ветер, я веч..но вею,

Волную волны, л…скаю ивы,

(В) в…твях вздыхаю,

Взд..хнув н..мею,

Лелею* травы, лелею нивы*

К.Бальмонт

1) Выразительно почитайте текст.

2) Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте их графически.

3) Какова тема стихотворного текста? Озаглавьте его.

4) К какому стилю речи мы относим данный текст? Почему?

5) Какие изобразительные средства языка преобладают а данном отрывке?

6) Какие звонкие согласные помогают поэту передать свободу ветра, его неуловимость, динамичность?

Как мы называем такой звуковой поворот?

7) Произведите фонетический разбор слов: вею¹, немею¹.

8) Объясните лексическое значение слов: лелею*, нивы*. Поработайте с толковым словарём.

9) Выучите наизусть отрывок.


© 2010-2022