- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Уроки нравственности Валентина Распутина
Уроки нравственности Валентина Распутина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семёнова .О. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
11 класс
Уроки нравственности Валентина Распутина
Цели урока
обучающие:
- формирование навыка работы с информацией,
- совершенствование навыка оформления литературного примера как аргумента к
проблеме,
развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся,
- развитие монологической и диалогической речи учащихся,
воспитательные:
- воспитание интереса к личности писателя и его творчеству,
- формирование гуманизма и патриотизма в молодёжи.
План урока
-
Вступительное слово учителя
Прав Альберт Лиханов: «Мы живём в эпоху, когда сбиваются нравственные ориентиры, не хватает любви и добра (человека заслонили реформы и модернизации), и жизнь полна негатива». Его рассуждения продолжает Валентин Распутин: «Хорошего сердца и правильной души так не достаёт нам…» По мнению великого сибирского писателя, недостаток призвана заполнить литература. Литература - это воспитание чувств. Доброты, чистоты, благородства.
Да, Распутин знает, что такое действительность. Он знает, что такое идеал, прежде всего - духовный, который, несмотря ни на что, живёт. Настоящие уроки нравственности преподаёт Валентин Распутин на страницах своих произведений. Читайте Распутина и станете мудрее, духовно богаче. «Ведь жизнь зачастую, как говорит сам писатель, из целого числа превращается в дробь с числителем и знаменателем, где непросто разобраться, что над чертой, а что под чертой».
Неслучайно темой урока становятся уроки нравственности Валентина Распутина. (Главные цели урока записаны на доске).
-
Видеорепортаж и вопросы для последующей беседы.
15 марта 2012 года Валентину Распутину испонилось 75 лет. Предлагается вашему вниманию юбилейный репортаж, который вышел на экраны в день рождения писателя. Вопросы, на которые вам предстоит ответить, - перед вами на столах.
-
Почему писателя называют неспокойной совестью российской деревни?
Распутин - неспокойная совесть российской деревни. Наблюдая за жизнью, писатель беспокоится о судьбе родной земли. Он не может равнодушно смотреть на проблемы, связанные с экологией окружающей среды. Самое больное для него - это Байкал. В произведениях Распутина звучит голос русского народа, взывающего к совести и разуму, ответственности и достоинству.
-
Какой пласт русской литературы представляет творчество Распутина? Докажите.
Валентин Распутин представляет «деревенскую» литературу, гордится тем, что его называют (иногда пренебрежительно!) писателем - «деревенщиком». Он убеждён, что у «деревенской литературы» нет фальши, она самая искренняя и настоящая. Главными героями его произведений становятся российские, как правило, сибирские деревни, среди них Сосновка, Егоровка, Матёра, Атамановка…Очень любит писатель простых русских женщин, сильных духом, мудрых и терпеливых, с огромным жизненным опытом. Вот у кого можно учиться жизни!
-
Можно ли Распутина считать народным писателем? Аргументируйте ответ.
Безусловно, перед нами народный писатель. Прочитайте произведения Распутина, и вы убедитесь в этом. Он пишет о народе и для народа. Неслучайно произведения писателя экранизированы, созданы спектакли, в репертуарах российских театров творчество Распутина занимает почётное место. Проблемы всенародной и государственной важности поднимает со страниц произведений, напоминает о прошлом, возвращает нас к своим корням, предупреждает о будущих катастрофах, которые не только на земле, но и в душе человека.
-
Валентина Распутина называют сибирским Чеховым. Какие основания данного утверждения?
Сибирский Чехов… Действительно, главное, что объединяет великие имена, -тема «маленького человека», философские рассуждения, которые заключают в себе житейскую мудрость. Например, «Живи и помни». Чем не афоризм?
-
Проверка творческого домашнего задания. Слово о Валентине Распутине.
(Учащиеся зачитывают работы, которым даётся анализ и выставляется оценка)
Сердце Валентина Распутина принадлежит Сибири, которая стала для него радостью и болью. Красавица Ангара научила его всему: любви к природе и миру, деревне и её жителям; она обогатила его язык, выплеснула на будущего писателя слёзы народные. Распутин влетел в литературу, а его воспоминания стали основой произведений. Главный писательский принцип - понять душу человека, раскрыть самые глубины характера человека и напомнить каждому из нас о нравственных ценностях, без которых жизнь не имеет смысла. Разделяю убеждение Валентина Распутина: не нужно быть богатым, нужно иметь достаток, который поможет сохранить самое ценное - душу. Писатель предупреждает: у кого нет памяти - у того нет жизни. «Уроки французского», «Деньги для Марии», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»… Творчество Распутина отличается правдивостью, искренностью, в нём нет фальши. Берясь за «деревенские» темы, действительно, нельзя фальшивить. По мнению писателя, деревенская литература самая настоящая, а её герои - хранители душ, кладезь русской речи, мудрости и жизненной стойкости. Горжусь тем, что наша земля подарила миру сибирского Чехова, а имя Распутина стало олицетворением неспокойной совести российской деревни.
-
По страницам прочитанных книг. Аннотация произведений.
♦ «Деньги для Марии» (навык оформления литературного примера - письменно).
-
Мария - главный человек в деревне, продвец магазина. (стр.533).
-
Три дня - настоящее испытание для Марии и Кузьмы, для всех жителей деревни.
-
Сны как отражение главной проблемы времени. Взаимовыручка и взаимопомощь - вот какими были отношения раньше. Куда всё делось?
-
Психологические портреты жителей - отражение правды жизни, от которой никуда не денешься.
-
Открытый конец произведения. Что произошло?- Каждый решает по совести.
Лейтмотив повести в словах Василия : «А завтра кто-то другой на очереди…
Вот и надо держаться друг за дружку».
♦ «Живи и помни».
Великая Отечественная война…Главные герои - семья Гуськовых. Андрей становится дезертиром и прячется на старом зимовье от людских глаз. Настёна по пропавшему в бане топору поняла, что Андрей где-то скрывается. Она не могла предать мужа, без его согласия не может решиться ни на что, помогаетАндрею выжить до самой Победы. Для Настёны начинаются серьёзные испытания: долгожданная беременность, людская молва, семь мужа. Настёна мечтает жить праведно, пытается убедить в этом Андрея, но напрасно… Он не слышит жену. Мало того, в последний момент муж отворачивается от Настёны, не разделяет её боли и страданий и по существу теряет человеческий облик. Настёна устала жить тайком и вина, которую она взвалила на себя, не давала ей жить открыто, честно и счастливо. Этим счастьем должен стать пока ещё не родившийся ребёнок… Но не суждено мечтам сбыться…
Главная проблема произведения связана с ответственностью за всё, что нас окружает, за всё, что делается на родной земле.
♦ «Прощание с Матёрой».
«И опять наступила весна, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название… Та Матёра и не та: всё пока в жизни в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». 300 лет Матёре, у неё свояистория, традиции… И вот наступил трагический для Матёры час. На Ангаре строят плотину, вода поднимется, закроет много земель, в том числе и Матёру.(Стр.8 «Сомневаться…»).
Боль писателя передаётся его героям, главная из которых Дарья Пинигина. И начинаются для жителей Матёры и для Дарьи горькие дни прощания. Сначала встают на защиту кладбища. Тех, кто по приказу стал убирать тумбочки, оградки и кресты, народ называет иродами, аспидами ненасытными, а официальное лицо по фамилии Жук - враг №1.
Проблема памяти, уважения к прошлому,
к истории края и его народу - главная в повести.
(стр.30 - о совести).
Прощальный обряд Дарьи со своим домом - самая трогательная сцена. Белит, моет, углы украсила ветками пихты, « повеяло печальным курением последнего прощания». Прочитала молитву, закрыла и твёрдо сказала: «Поджигайте! Но в дом ни ногой!» Одним словом, причесали Матёру.
Проблема патриотизма, верности и преданности,
человеческой благодарности трогает читателей.
Природа несколько раз напоминает человеку о неразумности его решения:
- как никогда, Матёра расцвела в этот год (стр.118),
- «листвень» царственно возвышается над деревней (топор соскальзывает, отпружинивает, бензопила не берёт, огонь лишь опалил его, «непокорный»),
- мифический образ Хозяина острова и его взгляд со стороны, тоскливым воем заканчивается произведение;
- туман, заслонивший Матёру сплошной стеной.
Природа будто вторит: «Нет, дик, дик, человек, этак и зверь не умеет!»
(стр.120).
Проблема экологии, отношения человека и природы - общечеловеческая.
«Прости нас, господи!» (стр 120).
-
Итог урока. Нравственные ориентиры и нравственные уроки Валентина Распутина.
-
Подобрать к слову «нравственность» синонимы, расшифруйте их.
-
На основе синонимов определите уроки нравственности (предложения повелительного наклонения).
-
Главный урок Распутина - впереди. Определите его ключевые моменты, опираясь на слова писателя из произведения «Пожар».
Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая - весь свет внаклон.Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок, сияющий солнцем и наполненный людским доброжелательством. Чем дальше от рождения, тем больше поднимающееся солнце высвечивает его расстроенность и разнобой.
В. Распутин. Пожар.
-
Заключительное слово учителя.
Я ВЕРЮ В ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ; ТАКИЕ ДУХОВНЫЕ ЗАПАСЫ, ТАКОЕ КУЛЬТУРНОЕ БОГАТСТВО, ТАКАЯ НАРОДНАЯ МОЩЬ, КАК У НАС, НЕ МОГУТ БЫТЬ ПОГРЕБЕНЫ. . .
В.РАСПУТИН
Валентин Распутин утверждает, что в жизни человека есть несколько принципов, которые начинаются со слова «нельзя». Они нашли отражение и в других его произведениях. Но это совсем другая история….
Домашнее задание.
- отредактировать слово о писателе, используя материалы двух уроков (цитируйте), интервью с писателем;
- предметом обсуждения на следующем уроке станут книги Валентина Распутина: «Пожар» и «Последний срок» (аннотации и тексты)
Интервью с писателем
О героях произведений
- Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. В человеке многое зависит от его отношения к окружающим. Отчуждение - самое опасное, что может проявиться в человеческом характере, попавшем в определенные условия. Как часто приходится, увы, сталкиваться с тем, что один не слышит или не желает слышать другого...
Женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде, - об этом хотелось мне писать и рассказывать. В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки. У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт. Перед их глазами проходили посевы и жатвы, зима сменялась весной, осень роняла листву...
О Сибири
- Для меня Сибирь - не отвлеченное понятие. Есть вопросы, которыми я занимаюсь, и, наверное, всегда буду ими увлечен.
- Меня, как и всех, беспокоит судьба Байкала. Уже сейчас пресная вода - величайшая ценность. Байкал - мирового масштаба вместилище пресной воды. Сберечь эту воду - наша величайшая задача. Если мы не проявим хозяйской распорядительности, потомки нам не простят.
- Сибирь невозможна без величайшей Ангары, - об этой реке мы должны заботиться постоянно. Сибирский лес также нуждается в тщательной охране и уходе, - многое в этом важнейшем деле оставляет желать лучшего. Словом, все это проблемы охраны окружающей среды, вопросы всенародной и государственной важности. Писатель не может равнодушно проходить мимо того, что волнует всех. Это его гражданственный и литературный долг.
О молодежи
Наша молодежь ровно такая и ровно в тех качествах, в каких мы ее воспитали. Пользуясь выражением Шукшина, никто ее нам на парашюте не забрасывал. Лучшее в ней от лучшего в нас, худшее - от фальшивого тона и неискреннего, с которыми мы вели свои наставления.
В некоторой части молодежи меня беспокоит одна (разумеется, не одна, но я говорю сейчас о ней) вещь: неразвитый и недостаточный патриотизм, отношение к патриотизму, как к казенному и неподвижному понятию. Ощущение родины как животворного вещества в человеке должно быть изначально. Будет оно - будет, несмотря ни на что, и человек, не будет - вырастет потребитель и духовный нахлебник.
О совести
- Слово это - совесть - мы употребляем слишком часто. Еще чаще -- не по назначению. Совесть понимают как долг. А что есть долг? Это ответственность перед другим. Совесть же - это стыд. Ответственность перед собой.
... Опасны крайности, но не менее опасно и другое: когда смысл важных понятий подправляется подчас в угоду житейским обстоятельствам. Долг ли - учиться в институте? Честь ли - обязательно, непременно занимать «высокую» должность? Все ли решают в жизни деньги? А так считает немалое число людей. Иной человек «смешается» к дурному постепенно, незаметно. Успокоенные этим, мы порой уступаем и уступаем. И забываем, что малый шаг - тоже шаг. Ведь отступление проходит при нашем участии. Стало быть, приходится не только подчиняться этому смещению, но и оправдывать его, ссылаясь, как всегда, на наше стремительное и так далее время.