Программа факультативного курса по русскому языку для 11 класса «Функциональные особенности сложного предложения и его составляющих»

"Выдержка из материала: Программа факультативного курса по русскому языку в 11 классе «Функциональные особенности сложного предложения и его составляющих» 2012-2013 учебный год. В свете Постановления Правительства РК от 25 июня 2012 года 832 «Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников» перед школой стоит задача грамотного применения знаний в практической ситуации и успешного использования в социальной адаптации, т. е. развитие коммуникативной к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

факультативного курса по русскому языку в 11 классе

Функциональные особенности сложного предложения и его составляющих


















2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Важнейшая роль в решении этой проблемы принадлежит языку как средству передачи информации в зависимости от ситуации общения. Потребность в общении - неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение - это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.

В свете Постановления Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 «Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников» перед школой стоит задача грамотного применения знаний в практической ситуации и успешного использования в социальной адаптации, т.е. развитие коммуникативной компетенции, способности к устной, письменной, продуктивной коммуникации.

Кроме того, развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения не только родному языку, но и средство познания других предметов, условие формирования социально активной личности, мыслящей, способной самостоятельно расширять свой кругозор, осваивать опыт предшествующих поколений и реализовывать его в собственной жизни.

Целью изучения родного языка является подготовка грамотных, образованных выпускников, вооруженных навыками использования стилистически дифференцированной речи, способных к активной деятельности в различных областях жизни. Эта целевая установка определяет содержание обучения, отбор материала и методы работы.

Предлагаемая программа основана на движении учащихся от знакомства с определенными речевыми понятиями, углублении знаний об отдельных понятиях к овладению на основе этих понятий речевыми действиями и, по возможности, к свободному использованию приобретенных умений в речевой практике.

В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания - речевые умения: устная и письменная связная речь. Творческие задания, проблемные вопросы, научная терминология способствуют реализации идеи развивающего обучения.

Материал курса отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития, функционирования и роли в общественной жизни.





Цель данного курса - продолжение работы по развитию устной и письменной речи учащихся, развитие наблюдательности, творческого воображения, развитие умения вдумчивого обращения со всеми средствами языка на основе синтаксиса сложного предложения. Курс призван раскрыть связь разных видов речи с тематикой, целью высказывания, с условиями обращения, адресатом речи, отношением автора к предмету речи.

Задачи курса:

  • организовать работу по углублению знаний учащихся по русскому языку;

  • способствовать совершенствованию коммуникативных навыков и умений учащихся;

  • способствовать развитию логического мышления;

  • создать условия для социологизации личности обучающихся.

Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.

Учащиеся должны знать

  • изобразительные возможности сложного предложения;

  • средства и способы создания текстов различной стилистической направленности.

Учащиеся должны уметь


  • Уметь адекватно понимать информацию сообщения.


  • Производить стилистический анализ небольших текстов различных стилей;


  • Уметь соблюдать в речевой практике основные стилистические нормы русского литературного языка.


  • Уметь создавать монологические высказывания различных стилей и типов, выражая в нём собственное мнение;


  • Уметь пользоваться характерными для того или иного стиля речи средствами лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса простого и сложного предложений, изобразительно- выразительными средствами языка для создания образной речи, для создания нужной тональности.




Календарно-тематическое планирование курса

«Функциональные особенности сложного предложения и его составляющих»

Тема

Количество часов

Дата

1.

Повторение сведений о простом предложении, его структуре, строении, главных и второстепенных членах.

1-4

1.Предложение как основная синтаксическая единица.

2. Главные члены предложения. Грамматическая основа.

3. Типы односоставных предложений.

4. Осложненные предложения, знаки препинания в осложненном предложении.

2.

Углубление понятия о сложном предложении. Сложносочиненное предложение, его изобразительная функция, отношения между частями.

5-6

5. Сложное предложение, его отличие от простого и от предложения с причастным и деепричастным оборотом.

6. Сложносочиненное предложение, отношения между частями, изобразительная функция.

3.

Стилистическая функция сложносочиненных предложений в тестах публицистического, разговорного стилей.

7 -8

7.Стилистическая функция сложносочиненных предложений в тестах публицистического, разговорного стилей.

8. Стилистическая функция сложносочиненных предложений в тестах публицистического, разговорного стилей.

4.

Сложноподчиненные предложения. Структурные и стилистические особенности.

9

5.

Стилистическая роль места придаточного предложения. Стилистическая окраска и употребление союзов и союзных слов.

10

6.

Указательные слова, выполняющие стилистическую, выделительную функцию

11

7.

Стилистические возможности придаточного определительного.

12

8.

Стилистические возможности местоименно-определительных предложений

13

9.

Синонимия определительных и предложений с обособленными определениями.

14

10.

Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными

15


11.

Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными степени, образа действия, следствия и причины.

16-

17

18

19

16. Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными степени. Подготовка к ЕНТ

17.Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия. Подготовка к ЕНТ.

18.Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными следствия. Подготовка к ЕНТ.

19.Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными причины. Подготовка к ЕНТ

12

Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными места, времени.

20-21

20.Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными места.

Подготовка к ЕНТ.

21.Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

13.

Стилистические возможности

сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины.

22-24

22.Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными цели.

23.Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

24.Тренировочные упражнения по определению типов придаточных, расстановке знаков препинания.

14.

Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными.

25 -26

25.Отличительные особенности придаточных присоединительных.

26Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными

15.

Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

27-28

27.Типы связей в сложноподчиненном предложении.

28.Стилистические возможности сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

16.

Стилистические возможности СМК

29

29.Стилистические возможности СМК

17.

Период как стилистический приём.

30

30Период как стилистический приём.

18.

Бессоюзное сложное предложение. Синонимия с союзным. Стилистические особенности и сфера употребления.

31

31.Стилистические особенности и сфера употребления.

19.

Стилистические особенности и функции предложений с двоеточием.

32

20

Стилистические особенности и функции предложений со знаком тире.

33

21

Коррекция. Итоги.

34


Итого 34 часа






Литература

1.Материалы интернета: WWW. gramota.ru

2. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. М., «Просвещение», 1979г.

3. Волошенко А.А. Параскевич Г.В. Сборник упражнений по стилистике. Минск, «Народная асвета», 1970

4. Н.А. Ипполитова Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. М., «Просвещение», 1980.

5.Е.П. Преображенская, Л.Ф. Рындина Упражнения по развитию речи при изучении грамматики. Л., Учпедгиз, 1957




© 2010-2022