Конспект урока Состав слова. Корень. Однокоренные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Состав слова. Корень. Однокоренные слова




Конспект урока

в 6 классе

по теме «Состав слова. Корень. Однокоренные слова».





Учитель - Слепцова И.А.


Тема урока: Состав слова. Корень. Однокоренные слова.

Цели урока:

1. Закрепить знания о частях слова, находить в словах общий корень; учить составлять ряд слов по данному корню; повторить правила об однокоренных словах, различать родственные слова и близкие по значению.

2. развивать связную устную и письменную речь уч-ся, корректировать навыки анализа и синтеза при разборе слова, зрительную и слуховую память,

навыки работы с учебником.

3. воспитывать устойчивый интерес к предмету, аккуратность и прилежание в работе.

Оборудование: таблица «Состав слова», иллюстрация «Дерево» с корнем «род».

Ход урока.

I. Организация детей.

Уч: Ну- ка , проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке -

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят

Все ль внимательно глядят?

Дети: Мы все правильно сидим

Все внимательно глядим

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

2. Работа с изученными словарными словами: женщина, телеграмма.

Составить и разобрать по членам предложение.

Женщина отправила телеграмму своим родным. (распр., повеств.)

(разбор одним уч-ся у доски)

3. Сообщение темы и цели урока.

(Запись в тетради даты и темы урока).

4. Показ иллюстрации «Дерево» и чтение рассказа «Удивительное дерево» учителем:

Жил-был много лет назад корень «род». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А оно им говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Так и было сделано. пустил корень «род» один росток, пустил второй, третий… Много ростков. Все они на корень похожи, но и свое в каждом есть.

- Ребята, как вы думаете, о каком корне идет речь в этом рассказе?

( О корне слова)

- В какое же большое красивое дерево превратился корень «род»?

(образовались новые однокоренные слова)

- Давайте и мы с вами попробует вырастить это дерево, подберем однокоренные слова к корню «род».

(Слова записываются на доске, в них выделяется общая часть - корень).

5. Прослушивание текста:

«Родник родит речку, а река льется, течет через всю нашу матушку- землю,

через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит:

родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня». (К.Паустовский)

6. Вывод правила об однокоренных словах.

Чтение правила по учебнику (стр.26).

7. Подбор родственных слов (проводится в форме игры: 1-й ряд подбирает слова к корню слова гора, второй - слова горе. К выбору предлагаются слова: горевать, пригорок, гористый, горный, горький, горочка, горчит.

Объяснить, почему слова гора и горе не являются родственными.

8. Физминутка.

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись,

Наклонились, разогнулись

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

9. Работа с учебником: с.27 упр.37 («четвертый лишний») - коллективно, объясняя с места.

В каждом ряду исключить лишнее слово - близкое по значению, но не однокоренное.

с 27 упр.38 - подбор однокоренных слов разных частей речи.

(один у доски, остальные - в тетрадях).

Дополнительно - составить 2 предложения, используя слова из упражнения.

10. Итоги урока.

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными или родственными?

- Почему слова гора и гореть не являются родственными?

11. Задание на дом.

с.28 упр.40 (вставить пропущенные корни, родственные слова записать парами).

© 2010-2022