Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся курсаЗа страницами учебника. Русский язык. 5 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся

Курса «За страницами учебника»

Русский язык. 5 класс.

Программу составила Мехедова Анна Павловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №49 имени героев-даманцев»

Пояснительная записка:

Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на развитие кругозора и мышления учащихся, имеющих способности в освоении программы по русскому языку, способствует повышению их интеллектуального уровня, орфографической и пунктуационной грамотности. На внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Морфология», «Культура речи», «Морфемика», «Словообразование». Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 10-11 лет, курс рассчитан на 35 часов.

Цель:

- развитие речи, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, имеющих способности в освоении русского языка

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

На занятиях внеурочной деятельности большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам по личным впечатлениям. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. После окончания курса учащиеся сами выбирают самого эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета. Проведение занятий предполагается в форме практических занятий, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать

  • определения основных изучаемых единиц языка и речи: звука, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста;

  • особенности ударения в русском языке;

  • основные правила орфоэпии;

  • основные способы образования слов;

  • основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

  • правила русской орфографии;

  • морфологические признаки частей речи; нормы употребления в речи языковых единиц;

  • виды словосочетаний; виды предложений;

  • основные группы пунктуационных правил; признаки текста.

уметь

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определѐнному типу речи;

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • правильно произносить широко употребляемые слова;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • определять способы образования разных частей речи;

  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех частей речи;

  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

  • строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Данная программа позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия.

Личностные универсальные действия:

- адекватная мотивация учебной деятельности

- ориентация на моральные нормы и их выполнение,

- установка на здоровый образ жизни, понимание чувств других людей и

сопереживание им

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития, учитывающему культурное, языковое, социальное многообразие мира

Познавательные универсальные действия:

-постановка и решение проблемы

-логические универсальные действия

Коммуникативные универсальные действия:

-формировать социальную компетентность и учет позиции других людей,

партнеров по общению или деятельности;

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

-умение полно и точно выражать свои мысли

- владение монологической и диалогической формами речи

-Разрешение конфликтов, управление поведением

Регулятивные универсальные действия:

- Целеполагание

- Планирование

- Прогнозирование

- Контроль

- Коррекция, саморегуляция

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1.

Интеллектуальная игра «В начале было слово…»

1

2.

Сочиняем лингвистические сказки.

1

3.

Решение словообразовательных задач повышенной трудности.

2

4.

Создание текста - описания «Осенняя миниатюра».

1

5.

Нестандартные задачи по морфемике.

1

6

Этимологический анализ некоторых общеупотребительных слов.

1

7.

Лингвистический КВН.

1

8.

Пунктуационный тренинг.

2

9.

Удивительные истории из жизни слов.

2

10.

Загадочные факты русского языка.

1

11.

Лингвистический анализ текста.

2

12.

Создание текста сочинения - отзыва о спектакле.

1

13.

Решение лингвистических кроссвордов.

1

14.

Составление лингвистических кроссвордов.

1

15.

Культура языкового общения (общение в кафе, магазине, парикмахерской)

1

16.

В мире фразеологии. Фразеологический КВН.

1

17.

Его величество Синтаксис.

2

18.

Строение словосочетаний.

2

19.

В мире частей речи.

2

20

Изобразительные возможности морфологии.

2

21.

Выразительные средства русского языка.

2

22.

Поработаем редактором.

2

21.

Языковые секреты орфографии.

1

22.

Итоговое занятие.

2

Всего-35 часов

35 часов

Литература

1.Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа. - М.,1993.

2.Иванова В.Ф., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - М.,1990.

3.Львова С.И. Там, где кончается слово. - М.,1991.

4.Матвеева Н.Н. Свидетели истории народа. Наследие пращуров. - М.,1993.

5.Вартаньян Э. Путешествие в слово. -М., 1987.

6.Леонтьев А.А. Путешествие по карте мира. - М.,1990.

7.Милославский И.Г. Как разобраться и собрать слоо. -М.,1993

8.Откупщиков Ю.К. К истокам слова. - М., 1981.

Интернет - ресурсы:

philology.ru - Philology.ru - Русский филологический специализированный портал, посвящённый различным проблемам лингвистики и литературоведения. В каталоге электронных книг представлены работы В.Виноградова, Л.Щербы, Р.Барта, Р.Якобсона, М.Гаспарова и др.

gramota.ru - Грамота.ru. Справочно-информационный портал. Каталог сетевых ресурсов по русскому языку. Русский язык в современном мире, конкурсы, олимпиады, проекты, исследования, методические пособия. Можно установить программу «Проверка слов» на свой сайт.

mythes.dax.ru - Мифологический словарь.

patent-mcci.ru - Словарь славянской мифологии.

slovari.ru - Русские словари. Служба русского языка (Институт русского языка им. В.В. Виноградова).

books.kharkov.com - В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

1.Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа. - М.,1993.

2.Иванова В.Ф., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - М.,1990.

3.Львова С.И. Там, где кончается слово. - М.,1991.

4.Матвеева Н.Н. Свидетели истории народа. Наследие пращуров. - М.,1993.

5.Вартаньян Э. Путешествие в слово. -М., 1987.

6.Леонтьев А.А. Путешествие по карте мира. - М.,1990.

7.Милославский И.Г. Как разобраться и собрать слоо. -М.,1993

8.Откупщиков Ю.К. К истокам слова. - М., 1981.



© 2010-2022