Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

Актуальность  разработки и внедрения программы заключается в том, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство играет  важную роль в эстетическом воспитании детей, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности, а основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способс...       Цель:  гармоничное развитие обучающихся средствами художественного творчества и  улучшение их художественного образования и эстетического воспитания.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10» г. АБАКАНА


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМC

Протокол № 1 от «30» августа 2013г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№ 160 от «30» августа 2013г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

рассчитана на детей младшего школьного возраста

на два учебных года








Составитель: Квашнина М.П.

Учитель II категории















2013- 2014 учебный год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе документов:

  • Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  • Интернет-ресурс: электронные материалы Координационного совета Всероссийского совещания по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (19-21 апреля 2011 года)

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  • федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ).

  • Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

  • ФГОС НОО (06.10.2009)

  • Учебного плана МБОУ «СОШ №10»

  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010.

Актуальность разработки и внедрения программы заключается в том, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство играет важную роль в эстетическом воспитании детей, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности, а основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

Цель: гармоничное развитие обучающихся средствами художественного творчества и улучшение их художественного образования и эстетического воспитания.

Задачи:

Обучающие

  • Обучить конкретным трудовым навыкам;

  • Углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;

  • Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

  • Воспитывать нравственные качества;

  • Воспитывать способность к взаимопомощи.

Развивающие

  • Развивать образное мышление, творческие способности;

  • Формировать эстетический и художественный вкус;

  • Развивать чувство цвета.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве.

Методологической основой программы является системно - деятельный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром изобразительного и прикладного
творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

На достижение результатов внеурочной деятельности влияет стимулирование самостоятельного художественного творчества обучающих, создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии. Доступность технических приемов творчества детям (возраст 8-9 лет) дает возможность творить соответственный художественно - осмысленный предметный мир; приобретение социальных знаний.

Перечень знаний и умений, формируемые у учащихся

Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения аппликации;

  • виды материалов, используемые в аппликации;

  • инструменты для работы, используемые в аппликации;

  • роль цвета в аппликации;

  • условные обозначения на схемах;

  • терминологию;

  • правила безопасности труда при работе;

  • основные приёмы в аппликации.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями при работе;

  • начинать и заканчивать работу;

  • пользоваться схемами и переводить их;

  • оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);

  • подбирать цвета в изделии.

К концу обучения в кружке «Умелые ручки» учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


  • необходимые сведения о видах изученных народных художественных промыслов особенностях работы с материалами, инструментами .

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

- работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности

  • импровизировать;

  • работать в группе, в коллективе.



Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

  • свободного выбора.

Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются:

  • проведение экскурсий в музеи;

  • посещение выставок народного и декоративно - прикладного искусства;

  • применение элементов этнопедагогики (фольклор и ручной труд).

Серьезное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм - предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда. При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.

В процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать материалы, правильно и по назначению их применять.

В программе используются не только различные традиционные методы обучения как объяснения, показ, практическое закрепление, но и система домашних заданий, поурочного контроля домашних заданий, широкое использование наглядности.

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом как фон. Понятие "Аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

Аппликация - простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию в оформительских целях, в создании картин, панно, орнаментов.

Уровень результатов внеурочной деятельности

  1. Приобретение школьником социальных знаний

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Преимущественные формы достижения результата

  1. Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

  2. Социальные проекты на основе художественной деятельности

  3. Преимущественные формы достижения результата

Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям.

Организация и планирование занятий

Кружок " Умелые ручки" в соответствии с программой планируется на два учебных года. Годовая нагрузка составляет 34 часа. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть закончена в домашней обстановке.

Содержание программы построено по видам аппликаций. Учащиеся могут использовать предложенные рекомендации для самостоятельной работы дома в промежутках между занятиями в классе.

Рекомендуется несколько работ выполнить по группам, заранее поделив класс на команды по 3-5 человек. Групповая работа - одна из форм эстетического воспитания. Работая в группах, учащиеся совершенствуют навыки по выполнению аппликации, соревнуясь в изготовлении различных изделий.

В процессе изготовления изделий, допустима замена одного материала другим, равнозначным по своему учебному и художественному содержанию.

Материал в программе расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности: от вырезания простых и симметричных форм, до сложных сюжетных композиций.

Первый год обучения

(ознакомительный)

Содержание программы

Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности.

Основные задачи:

  • помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;

  • дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;

  • научить вести себя в коллективе;

  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;

  • освоить приёмы владения простейшими инструментами;

  • прививать культуру труда.

Работы выполняются по образцу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 1 год обучения

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения/неделя

1

Вводное занятие. Правила ТБ. Экскурсия по мастерской

1

04.09

2

Восприятие. Воображение. Моторика рук

1

05.09

3

Простейшая композиция из бумаги на тему

1

11.09

4

Составление композиции из пуговиц, бусин, бисера

1

12.09

5

Аппликация. История, материалы

1

18.09

6

Игрушки из бумаги. Основы оригами

1

19.09

7

Работа с разными материалами

1

25.09

8

История ткани. Правила ТБ с ножницами

1

26.09

9

Мягкая игрушка. Эскизирование. Изготовление шаблонов

1

02.10

10

Мягкая игрушка. Обведение по шаблону, вырезание

1

03.10

11

Мягкая игрушка. Правила ТБ с иглами

1

09.10

12

Мягкая игрушка. Простейшие швы

1

10.10

13

Мягкая игрушка. Сшивание деталей

1

16.10

14

Мягкая игрушка. Сшивание деталей

1

17.10

15

Мягкая игрушка. Набивка, декорирование

1

23.10

16

Мягкая игрушка. Смотр-выставка

1

24.10

17

Искусство «изонить»

1

13.11

18

Рисунок простых геометрических форм

1

14.11

19

Инструменты, материалы

1

20.11

20

Основные приемы, простейшие схемы

1

21.11

21

Панно. Основные элементы

1

27.11

22

Панно. Основные элементы

1

28.11

23

Панно. Мелкие детали

1

04.12

24

Панно. Декорирование. Оформление

1

05.12

25

Искусство оригами

1

11.12

26

Складывание снежинок. Симметрия

1

12.12

27

Объемные снежинки. Клеи

1

18.12

28

Оформление. Покраска. Декорирование

1

19.12

29

Экскурсия в выставочный зал

1

25.12

30

Выставка-ярмарка. Подготовка

1

26.12

31

Виды ручных швов. Техника безопасности

1

15.01

32

Шов «ручная строчка»

1

16.01

33

Шов «через край» и его варианты

1

22.01

34

Шов «петельный» и его варианты

1

23.01

35

Тамбурные швы

1

29.01

36

Стебельчатые швы

1

30.01

37

Декоративные и отделочные швы

1

05.02

38

Панно, салфетка. Раскрой, инструменты и материалы

1

06.02

39

Панно, салфетка. Вышивка

1

12.02

40

Панно, салфетка. Вышивка

1

13.02

41

Панно, салфетка. Вышивка

1

19.02

42

Панно, салфетка. Вышивка

1

20.02

43

Панно, салфетка. Отделка, ВТО

1

26.02

44

Панно, салфетка. Окончательная отделка

1

27.02

45

Искусство макраме. История узла

1

05.03

46

Вязание узлов (геркулесов, коровий, мешочный)

1

06.03

47

Вязание узлов. Морские узлы, «констриктор»

1

12.03

48

Плоские узлы. Одинарный, двойной

1

13.03

49

Плетение брелока. Материалы, расчеты

1

19.03

50

Плетение брелока

1

20.03

51

Плетение брелока

1

02.04

52

Плетение брелока

1

03.04

53

Плетение брелока

1

09.04

54

Эскизирование

1

10.04

55

Футляр для карандаша. Материалы, расчеты

1

16.04

56

Плетение футляра для карандаша

1

17.04

57

Плетение футляра для карандаша

1

23.04

58

Плетение футляра для карандаша

1

24.04

59

Плетение футляра для карандаша

1

30.04

60

Изготовление нитяной бахромы

1

01.05

61

Панно. Эскизирование. Смешивание техник

1

07.05

62

Панно. Аппликация из ткани.

1

08.05

63

Панно. Аппликация из резаных нитей

1

14.05

64

Панно. Моделирование из помпонов

1

15.05

65

Панно. Аппликация из нитяных валиков

1

21.05

66

Панно. Приклеивание ниток по спирали

1

22.05

67

Панно. Аппликация из распущенного трикотажа

1

28.05

68

Итоговая смотр-выставка

1

29.05


Второй год обучения

(элементарная грамотность)


Содержание программы


На занятиях второго года обучения закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а к концу второго года обучения - к более сложным общим творческим проектам.

Основные задачи:

  • расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности;

  • продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;

освоить простые изобразительные техники и приёмы;

  • стимулировать самостоятельное творческое мышление

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2 год обучения

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения/неделя

1

Вводное занятие. Правила ТБ

2

04.09 09.09

2

Природные материалы. Сушка, хранение

2

11.09 16.09

3

Аппликация на заданную тему

2

18.09 23.09

4

Аппликация на заданную тему

2

25.09 30.09

5

Художественное конструирование. Виды

2

02.10 07.10

6

Нетрадиционные материалы. Правила ТБ

2

09.10 14.10

7

Нетрадиционные материалы. Композиция

2

16.10 21.10

8

Нетрадиционные материалы. Соединение деталей

2

23.10 28.10

9

Нетрадиционные материалы. Соединение деталей

2

13.11 11.11

10

Окончательная отделка изделия. Декорирование

2

20.11 18.11

11

Искусство оригами

2

27.11 25.11

12

Складывание снежинок. Симметрия

2

04.12 02.12

13

Объемные снежинки. Клеи

2

11.12 09.12

14

Оформление. Покраска. Декорирование

2

18.12 16.12

15

Экскурсия в выставочный зал

1

23.12

16

Выставка-ярмарка

2

25.12 30.12

17

Виды ручных швов. ТБ

2

13.01 15.01

18

Счетные швы. Крест. Раппорт

2

20.01 22.01

19

Болгарский крест

2

27.01 29.01

20

Панно. Раскрой, инструменты и материалы

2

03.02 05.02

21

Панно. Вышивка

2

10.02 12.02

22

Панно. Вышивка

2

17.02 19.02

23

Панно. Вышивка

2

24.02 26.02

24

Искусство макраме.

2

03.03 05.03

25

Плетение сложных узлов

1

12.03

26

Кашпо. Выбор схем, материалов

2

17.03 19.03

27

Плетение кашпо

1

02.04

28

Плетение кашпо

2

07.04 09.04

29

Плетение кашпо

2

14.04 16.04

30

Плетение кашпо

2

21.04 23.04

31

Плетение кашпо

2

28.04 30.04

32

Изготовление нитяной бахромы

2

05.05 07.05

33

Оформление готового изделия

2

12.05 14.05

34

Итоговая смотр-выставка

2

19.05 21.05

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводит классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

- Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии эталона

Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

- Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Планируемый результат:

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

Ожидаемые результаты:

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов ( 1 год ) - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Второй уровень результатов ( 2 год) - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В результате изучения программы ученик должен

  • знать:

    • роль трудовой деятельности в жизни человека;

    • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

    • правила безопасности труда и личной гигиены;

    • виды стежков и швов;

    • приёмы стилизации в лепке;

    • правила и приёмы пришивания пуговиц;

    • композиционную основу орнамента,

    • правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей;

    • область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

    • приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;

    • композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);

    • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.

  • уметь:

    • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

    • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;

    • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;

    • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

    • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

    • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

    • пришивать пуговицы, кнопки, крючки;

    • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

    • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;

    • выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;

    • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии;

    • собирать семена и готовить их к зимнему хранению;

    • выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;

    • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

    • в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;

    • разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;

    • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.

Материально-техническое обеспечение

Дидактическое обеспечение:

Цветная бумага, скульптурный пластилин, ножницы, клей, иголка, нитки, лоскуты ткани, стека, нож, веревки, шнуры, природный материал, альбомные листы, картон, семена растений, бросовый материал (баночки, коробочки, бутылочки), шило.

Формы занятий:

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • коллективные.

Приемы и методы:

  • складывание,

  • соединение,

  • вырезание,

  • шитье,

  • плетение,

  • разметка деталей,

  • планирование последовательного выполнения действий,

  • самоконтроль.

Методическое обеспечение программы

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);

  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).




Рекомендуемая литература


  1. Богатеева З. А., Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М. Просвещение, 1982.

  2. Богатеева З. А., Чудесные поделки из бумаги. М.Просвещение, 1992

  3. Журавлева А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование. М. Просвещение, 1982.

  4. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала. М. Просвещение, 1984

  5. Гусакова М. А., Аппликация. М. Просвещение, 1997.

  6. Гусакова А. М., Внеклассная работа по труду. М. Просвещение, 1981..

  7. Фонотов М.С. «Геометрия растений».

  8. Перевертень Г.И. «Техническое творчество в начальных классах».

  9. Цирулик Н.А. «Умные руки».

  10. Филенко Ф.П. «Поделки из природных материалов».

  11. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов».

  12. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003

  13. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012

Список литературы

  1. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие. Москва: Просвещение.

  2. Аланина А. Ножницы - художницы: аппликация из бумаги. - Москва: Просвещение.

  3. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - Москва: Просвещение.

  4. Гурьянова О.И. Об искусстве вырезания. - Москва: Просвещение.

  5. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. - Москва: Просвещение.

  6. Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги. - Москва: Просвещение.

  7. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах.- Москва: Просвещение.

  8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса. Самара: корпорация "Федоров"

  9. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Учебник для 2 класса. - Самара: корпорация "Федоров". Издательство "Учебная литература".

  10. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса. - Самара: корпорация "Федоров". Издательство "Учебная литература".

  11. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. Учебник для 4 класса. - Самара: корпорация "Федоров". Издательство "Учебная литература".


© 2010-2022