Открытый урок на тему СПП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:


«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели и следствия»


11 класс









Провела : преподаватель Кадырова Г.У.








2014 год


Тема урока:

1. Грамматическая:

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ (ЦЕЛИ, СЛЕДСТВИЯ)

2. Лексическая:

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными и его видами (цели, следствия), средствами связи в данного типа СПП.

  2. Развивающая: научить учащихся определять типы придаточных обстоятельственных в СПП, работать по тексту, определять стиль и тип текста, уметь работать в паре.

  3. Воспитательная: воспитывать у учащихся такие качества, как интерес к жизни, любознательность, приобщить к новым тендециям науки и техники.

Методы проведения урока:

Диалоговое обучение, повторение изученного материала и объяснение новой темы с помощью интерактивной доски, фронтальный опрос в форме утверждения, выполнение упражнений и теста на закрепление новой темы, работа по тексту.

Оборудование и наглядность:

Интерактивная доска, слайды «СПП», «СПП и его виды», «СПП с придаточными определительными», «СПП с придаточными изъяснительными», «СПП с придаточными обстоятельственными», вузовский учебник Л.К Жаналиной, М.Ш.Мусатаевой «Практический курс русского языка», словарь С.И.Ожегова.





Ход урока:

І. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать наш урок, я бы хотела, чтобы вы записали в тетрадях древнейшую китайскую притчу, которую взяла как эпиграф к данному уроку. Пусть данная притча будет в будущем вам помогать.

Скажи мне -

И я забуду;

Покажи мне -

И я запомню;

Дай сделать -

И я пойму.

Давайте установим несколько правил, которые мы будем соблюдать сегодня на нашем уроке:

1. Внимательно слушаем друг друга.

2. Отвечаем точно, ясно, дополняем ответы.

3. Поощряем ответы друг друга


ІІ. Повторение изученного материала.


- На прошлом уроке вы писали сочинение о своей будущей профессии, писали о том, кем вы будете, кем станете. Я уверена, что каждый из вас в своем сочинении использовал сложные предложения. Поэтому я бы хотела провести небольшой фронтальный опрос по пройденным темам в форме утверждения. А повторять мы сегодня будем с помощью уже знакомой вам презентацией.

- Для начала давайте вспомним, каково лексическое значение слова презентация.

Презентация - это

1) официальное представление вновь созданного проекта, продукции;

2) предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.

Нас, конечно же, интересует первое значение этого слова.

- Итак, приступим к повторению .

Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте знаком «1» лишь те утверждения, которые являются истинным, «0»- ложные.

Утверждения

1/0

1.

Синтаксис - греческое слово, которое означает «строение», «составление»

2.

Предложения бывают простые, сложные и составные

3.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

4

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

5.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

6.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

7.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

8.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

9.

Вид придаточного предложения определяют по цели высказывания

10

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

11.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

Ключ к заданию: 1-1,4-1,6-1,7-1,8-1,10-1,11-1. 2-0,3-0, 5-0, 9-0.

- Ну что же, я вижу, что пройденный материал усвоен вами хорошо.

ІІІ. Объяснение новой темы.


Лексическая тема. Новые технологии.

Ребята, тот учебник, по которому вы занимаетесь в 11 классе и учебник студентов 1 курса написан одним автором Л.К.Жаналиной. Структура обоих учебников почти одинаков, он построен на лексических и грамматических темах. В вузе мы работает чаще над устной речью студентов, не забываем и о грамматике. Лексические темы всегда познавательны, интересны, информативны. Учат нас , воспитывают, дают возможность нам искать определенные материалы для самостоятельной ,творческой работы по закреплению тем. Вот и сегодняшняя тема очень интересна, увлекательна. Мы узнаем новые тенденции в науке, которые сделают в недалеком будущем переворот в нашем сознании, так как это касается нашего с вами интеллекта, сознания, мышления.

- Перед вами всего лишь два высказывания о науке. Как вы думаете, насколько актуальны и важны эти высказывания сегодня. Объясните их, хочу услышать ваше мнение.

1.Люди любят удивляться, и это служит семенами науки (Р.Эмерсон)

2. Науки надо изучать не для того, чтобы спорить, чтобы презирать других, не для выгоды, славы и власти или из каких-нибудь низких побуждений, а на пользу людям (Ф.Бэкон)

- Чтобы шагать в ногу со временем необходимо иметь такие знания, которые не подведут тебя, помогут соориентироваться в таком сложном потоке новой информации. Основная задача, которая стоит перед учителем русского языка, не только в объяснении и закреплении теоретического материала, но и в развитии речевой, коммуникативной компетенции.Текст, который дан в учебнике (упр.449) сложный по восприятию, но очень интересен по содержанию. Как вы думаете, почему происходит развитие науки, что им движет, возможно ли в будущем массовое клонирование людей? К чему это приведёт? Зачем? Почему? С какой целью? создаются всё новые и новые процессы в мире в области науки и техники?

Работа по тексту «Искусственный интеллект: проблема создания»

1.Словарная работа

Мысль- то, что явилось в процессе размышления, идея.

Мышление- способность человека рассуждать

Интеллект-мыслительная способность, умственное начало у человека

Искусственный- не природный, сделаннй наподобие подлинного.

Кибернетика- наука о системах и методах управления (занимается общими законами преобразования информации в сложных управляющихсистемах).

Мысль, мыслить, мышление, мыслительный. Интеллект, интеллектуал, интеллектуальный.

2. Чтение текста.

3. Найти в тексте доказательства к следующим тезисам.

4. Выписать из текста СПП, указать типы придаточных.

Примерные вопросы:

Вот видите, ребята, ответив на вопросы почему? Зачем? С какой целью? мы переходим к нашей теоретической части , т.е. к изучению темы СПП с придаточными обстоятельственными, как цели и следствия, а также со средствами связи в предложениях этого типа. Вместе с тем мы закрепим полученные знания с помощью различных заданий и упражнений.

Примерные вопросы и ответы по тексту записать :

С какой целью создается искусственный интеллект? - Искусственный интеллект создается, для того чтобы решить разнообразные интеллектуальные возможности человека.

Зачем в понятие «искусственный интеллект» вкладывается различный смысл? В понятие

«искусственный интеллект » вкладывается различный смысл, с тем чтобы вычленить многообразные операции, осуществляемые человеческим мозгом.

- Итак, давайте перейдем к знакомству с новым материалом (работа со слайдами)

СПП с придаточным цели отвечает на вопросы зачем? для чего? с какой целью?. Обозначает цель того, о чем говорится в главном предложении и присоединяется к нему при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы. Союз чтобы следует отличать от сочетания вопросительного местоимения что с частицей бы, которое пишется раздельно и её можно перенести на другое место.

Придаточное цели может занимать любую позицию по отношению к главному предложению.

Например, Для того чтобы обеспечить чистоту опыта, необходимо провести его по инструкции. ( СПП с придаточным цели)

Что бы вы хотели прочитать? Что вы хотели бы прочитать?

Придаточные следствия обозначают результат того, о чём говорится в главном предложении, и присоединяется к нему при помощи союза так что. Придаточные следствия относятся ко всему главному предложению и могут стоять только после него.

Например, Дождь лил как из ведра, так что нельзя было выйти даже на крыльцо.


ІҮ. Закрепление новой темы.


- Давайте закрепим полученные знания, выполнив несколько упражнений и заданий.


Упражнение 429.

Спишите предложения, раскрывая скобки и употребляя глаголы в нужной форме. Где необходимо, расставьте знаки препинания. Укажите типы придаточных предложений. ( 1 вариант первые 4 предложения, 2 вариант следующие 5 предложений) (устно)



Упражнение 434

Составьте СПП, используя конструкции из правого и левого столбика. Составьте схемы полученных предложений. (письменно)

Упражнение №451

Закончите предложения, дополнив их придаточными следствия. (письменно)

Ү. Оценка знаний учащихся и домашнее задание.


1) Домашнее задание:

- Выучить правило

-упр 431,стр208, 448, стр215, пересказ текста

2)Оценка знаний учащихся.

ҮІ. Подведение итогов урока

Рефлексия.

1.Мне понравился урок..
2.Мне было понятно(не понятно)…
3. Я узнал о том…

Выполните тест.
1. . Сложное предложение - это
а) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.
в) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.
с) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных при помощи интонации, союзов или союзных слов.
2. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
в) из 2 независимых предложений;
с) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
3. Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
4. Придаточные цели отвечают на вопросы:
а) зачем? для чего? с какой целью?
б) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
в) где? когда? откуда? зачем? почему? и др.
5. Придаточные места присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов:
а) кто, что, потому что, который;
в) где, куда, откуда;

с)а,но, или, то-то.
6. Придаточные времени могут находиться:
а) до главного предложения;
б) после главного предложения;
в) в середине главного предложения.
7. Найдите СПП с придаточным цели.
а) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.
в) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.
с) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
8. Найдите СПП с придаточным цели.
а) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.
в) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.
с) Где тонко, там и рвётся.
9. Найдите СПП с придаточным следствия.
а) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.
в) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
с) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.










© 2010-2022