Тесты по русскому языку

Тесты по русскому языку составлены с учетом ФГОС. При разработке тестов опиралась на программу Н.В. Нечаевой "Русский язык". Тесты составлены таким образом, что могут быть использованы для контроля и отработки навыков самых проблемных тем начальной школы: фонетика (поиск звуков), правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова; отличие формы слова от родственных слов. Использовать тесты можно в полном объёме и частично, в виде карточек. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

материал к Е м т - 2014
Вариант № 10 - 8 для учащихся 4-х классов

1. Найди слова, в которых звуков больше, чем букв.

1) чайная

2) платье

3) до свидания

4) звонишь

5) рассказ

6) листья

7) яйцо

8) шестнадцать

2. Укажи неверное утверждение

1) Окончание - это изменяемая часть слова, которая стоит в конце и служит для связи слов в предложении.

2) Подлежащее - это предмет речи, оно иногда стоит в именительном падеже.

3) Изменение глагола по лицам и числам - это спряжение.

4) Изменить форму слова - это изменить его окончание.

5) Корень- это общая часть, в которой заключен смысл всех родственных слов.

6) Для определения корня слова необходимо подобрать как можно больше родственных слов из разных частей речи.

3. Укажи верное рассуждение при выборе подлежащего в предложении: Весеннее солнце осветило листья на деревьях.

1) Подлежащее деревьях т.к. это имя сущ. стоит в И. п.

2)Подлежащее листья, т.к. это имя сущ. множественного числа.

3) Подлежащее деревьях, т.к. это имя сущ. множественного числа.

4) Подлежащее солнце, т.к. это предмет речи и слово употреблено в И. п.

4. Укажи верное рассуждение о выборе верного окончания имени прилагательного: «на высок… берегу»

1) окончание - ий, т.к. можно задать вопрос на берег какой? высокий

2) окончание - ому, т.к. можно задать вопрос берегу какому? высокому

3) окончание - ие, т.к. можно задать вопрос на берега какие? высокие

4) окончание - ом, т.к. можно задать вопрос на берегу каком? высоком

5. Прочитай текст.

Вот странно! Передо мною чудный сад цветет. В саду большое дерево растет. Для чего же старые скворцы росистым утром прилетают на яблоню? Весна уже в разгаре и легко дышать свежим воздухом.

1) имя существительное в Т. п., ед. числе.

2) два наречие

3) имя сущ. 1 скл., в В. п.

4) местоимение 1 лица, ед. числа.

5) глагол неопределенной формы

6) глагол 3 лица, ед. числа, 1 спряжения

7) имя прилагательное мн. числа, И.п.

8) из 4-го предложения выпиши слова, в которых есть звук [Й]

9) два слова с безударной гласной в корне

10) имя сущ. с безударным окончанием

6. Напиши название словаря:

1) в котором можно проверить ударение

2 ) в котором можно проверить состав слова.

3) в котором можно найти значение слова.

4) в котором можно найти историю слова

7. В искусственном языке есть слова ТУМШЕНОЧКО.

У этого слова есть родственные слова: пеумшеновая, сумшенол, умшено.

В словах: тумшеночко, тордавит, тренолт одинаковая приставка.

В словах: умшенчки, спыхочкл, сбумичк одинаковый суффикс.

Слово тумшеночко изменяется так: тумшеночки, тумшеночку.

Разбери слово по составу.

8. Какие окончания имеют в творительном падеже слова сирень и тополь? Объясни кратко.

Слова имеют одинаковые окончания, так как __________________

Слова имеют разные окончания, так как ____________________________

______________________________________________________________

9. Запиши правильно:

1) Иду купа [ ца ] ______________________

2) широкая ули [ ца ] ______________

3) они купаю [ ца ] ________________

4) слушае [ ца ]______________________

5) боро [ ца ]__________________________

6) борю [ ца ]___________________________.

10. Найди правильный способ рассуждения при написании безударного окончания имени существительного

1) на стене, потому что на спине

2) на сирене, потому что на листе

3) на корабле, потому что на катере

4) на дороге, потому что на спине

Составитель: Смородинова З.И.

материал к Е м т - 2014
Вариант № 10 - 7 для учащихся 4-х классов

1. Объясни устойчивые выражения.

1) сломя голову…

2)как снег на голову …

3) выбросить из головы…

4) светлая голова…

5) ходить на голове…

6) отвечать головой …

7) надуть губы …

8) дать стрекача …

2. Укажи верное утверждение

1) Предложение - это законченная мысль.

2) Подлежащее - это то, о чем говорится в предложении.

3) Имя прилагательное изменяется только по числам.

4) По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, побудительные и вопросительные.

5) Предложение, в котором есть только второстепенные члены, называется распространенным.

3. Выбери лишнее слово, обоснуй.

1) поет, летел, зашумит, пение, спел, прокатился

2) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик

3)сочный, тихий, спит, сонный, пуховый, желтый

4) подстаканник, подснежник, подорожник, подлокотник

4. Укажи случай, когда в зависимости от значения два разных написания

1) в ... лы 2) отв...рила 3) сл ..зал 4) л … са

5. Восстанови рассказ.

1) Вдруг Коля увидел красный шарик.

2) Коля заболел.

3) На шарике рожица нарисована!

4) Стало Коле хорошо.

5) Он лежал в постели и глядел в окно.

6) Коля догадался, что это ребята придумали.

6. Отредактируй предложения. Запиши их правильно.

1) У рыбов нет зубов.

2 ) От машины много брызгов.

3) Мне не хватило каникулов.

4) В саду еще нет яблоков.

7. Разделить текст на предложения.

Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь сено было сметано в стога на солнце блестел окошками старый дом у его стен рос лопух в чаще лопуха было глухо и тихо.

8. Разделить текст на предложения.

Холода наступили зимой от мороза затрещали деревья трудно себе представить землю без деревьев все они красивы - и корявая береза на болоте, и стройные сосны на песчаном косогоре.

9. Укажи предложение, в котором главные члены предложения выражены именем существительным в единственном числе, и глаголом прошедшего времени

1) Весной мы вскапывали цветочные клумбы.

2) К высокой березе прикрепили скворечник.

3) В поселке была скудная растительность.

4) Одни колючки росли на сухих песках.

5) По лесу надо ходить тихо.

6) Воздух наполнился свежестью.

10. Укажи предложение, в котором есть однородные определения.

1) В густой траве и кустах зайчик прятался от врагов.

2) Лес окрасился в желтые, красные, золотистые краски осени.

3) Вода в реке теплая, но очень мутная.

4) Зубы у белки то стираются, то опять подрастают.

11. Продолжи высказывание. Корень - это …

1) часть слова, которая является общей для родственных слов

2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

3) часть слова, которая служит для образования новых слов

4) общая часть однокоренных слов

12. Продолжи высказывание. Основа - это …

1) часть слова, которая является общей для родственных слов

2) изменяемая часть слова, которая есть у всех слов в предложении

3) часть слова без окончания

4) часть слова, которая стоит после корня


Составитель: Смородинова З.И.



материал к Е м т - 2013
Вариант № 10 - 6 для учащихся 4-х классов

1. Замени высказывание одним словом - наречием

1) не по карману…

2)на краю света …

3) со всех ног …

4) как в аптеке…

5) по совести …

6) раз, два и обчелся …

7) Бок о бок …

8) за семью замками …

2. Укажи предложение, в котором есть речевые ошибки

1) Определения - это главные члены предложения.

2) Предложение - это набор слов, связанных по смыслу.

3) Глагол обозначает действие и является всегда в предложении сказуемым.

4) Имя существительное - самостоятельная часть речи.

5) Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде и числе.

3. Выбери слова, в которых рядом находятся два гласных звука..

1) аист 2 ) рояль 3) уютно

4) поэт 5) театр 6) яичко

4. Укажи пару слов, в которых ударение падает на один и тот же слог.

1) начали - начать

2) включить - красивее

3) звонить - понял

4) убрать - убрала

5) туфля - сапог

6) кроссовки - тапочки

5. Восстанови рассказ.

1) Захар взял палку и стал защищать Жука.

2) Кто же хозяин Жука?

3) У Жоры и Захара жила собака Жук.

4) Однажды мальчики гуляли в лесу.

5) Каждый хотел стать хозяином Жука.

6) На Жука напали овчарки.

7) Жора испугался и залез на дерево.

6. Отредактируй предложения. Запиши их правильно.

1) Если ударить металлическим предметом по камню, то он рассыплется в щепки.

2 )Вдали показалась березовая дубрава.

3) Он причинил мне много добра.

4) Мы одержали поражение!

7. Сколько вопросительных предложений в тексте?

Весенний разлив затопил подъезд к конюшне старый конюх был в тревоге чем кормить жеребят стога сена были на дальнем лугу что за чудо конюх не поверил своим глазам по талой воде плыл маленький стожок сена вот ткнулись в берег две шлюпки это школьники пришли на помощь.

8. Разделить текст на предложения.

Много заботы у агронома зимой, весной, летом, осенью начался сев весенний день год кормит зашумели машины ровными строчками золотистое зерно легло в теплую землю начался июнь выползает сорная трава нужно вести борьбу с ней наступил июль хороший урожай комбайны пошли по полю.

9. Укажи предложение, в котором главные члены предложения выражены именем существительным в единственном числе, и глаголом настоящего времени

1) Хорош русский лес ранней весной!

2) Гибкие ветки берез покрыты смолистыми почками.

3) Они ждут тепла.

4) В высоком небе купаются вершины сосен.

5) На поляне разместился дуб.

6) Ветерок весело бежит от осинки к березке.

10. Укажи предложение, в котором есть однородные подлежащие.

1) Осы вырывают норы в земле или выгрызают их в дереве.

2) У дороги попадались подберезовики, подосиновики.

3) Полетели птицы за высокие горы, в теплые края.

4) Эта работа была интересная, но трудная.

11. Напиши в каком словаре можно определить:

1) правописание слова

2) правильное произношение слова

3) состав слова

4) историю возникновения слова

Составитель: Смородинова З.И.


Единый муниципальный тест - 2014
Вариант № 10 - 5 для учащихся 4-х классов

14. В какой строке слова имеют переносное (непрямое) значение?

1) ветреный день

2)ветреный человек

3) ветреная погода

4) ветреный поступок

15. Укажи предложение, в котором есть речевые ошибки

1) В корне некоторых слов есть парные согласные.

2) Дети надели спортивные костюмы и вышли на площадку.

3) В семье пятеро детей: Вася, Саша, Коля, Дима и Валя.

4) Наташа надела один туфель и задумалась.

16. Укажи слово, в котором согласных звуков столько же, сколько гласных.

1) кисель 2 ) лестница

3) Яша 4) весенний

17. Укажи пару слов, в которых ударение падает на один и тот же слог.

1) начали - начать

2) включить - красивее

3) звонить - понял

4) убрать - убрала

18. Найди слово с приставкой.

1) почтовое (из) вещение

2) верное (из) вестие

3) голубая (из) весть

4) убрать (из) вестку

19. Укажи предложение, в котором знаки препинания

расставлены ВЕРНО.

1) Какое, время года ты любишь?

2) Кот замяукал, зашипел, и кинулся на нас.

3) Синими, и зелеными, и желтыми искрами блестит снег.

4) Представляете себе такую картину?!

20. Укажи слово, в котором есть только приставка, корень, суффикс

1) сгреб 2) погреб

3) сгребал 4) гребцы

21. Сколько в тексте глаголов, отвечающих на вопрос: что сделал?

Свежий ветер повеял прохладой с гор, поднялась пыль с дорог. Он погнал серые облака и срывал сухие листочки. Днем сильно грело лучистое солнце.

1) один 2) два

3) три 4) четыре

22. Укажи предложение, в котором главные члены предложения выражены именем существительным в единственном числе, и глаголом настоящего времени

1) У лесной опушки на дереве с осени остались орехи.

2) Теперь они свисают крупными гроздьями.

3) Белка прыгнула на забор и помчалась к деревьям.

4) Лев смотрит на собачку, поворачивает голову к калитке.

23. Укажи предложение, в котором знаки препинания расставлены Неправильно.

1) Пес выбегает во двор, и его сразу окружают вороны.

2) Ястреб выплывает из леса и усаживается на верхушку ели.

3) Посмотри, как хороша эта снежинка!

4) Здравствуйте, я ваш учитель!

24. Укажи, каким словом можно проверить орфограмму в корне?

1) молодой 2) молодость 3) молоденький 4) молодая

25. Найди правильный способ рассуждения при написании безударного окончания имени существительного

1) в тишине, потому что в стене

2) по дороге, потому что по тропе

3) у озера, потому что у моря

4) на скатерти, потому что на сирени

26. Найди предложение с однородными сказуемыми.

1) Крепчал мороз, но с каждым днем солнце светило все ярче.

2) Стал воробей чистый, а вода стала черной.

3) Но грустно, горестно мне и печально.

4) Марина не только кричит, но и кружится от радости.

27. Укажи слово, которое стоит в начальной форме

1) стрижи 2) сухопутные 3) гуляет 4) надеть

28. В каком слове НЕ пишется непроизносимая согласная

1) грус. ный 2) интерес . ный 3) извес . ность 4) чес. ность

29. Продолжи: склонение - это ….

30. Имена существительные типа: кенгуру, кино называются …, потому что …

Составитель: Смородинова З.И.


Единый муниципальный тест -2014
Вариант № 10 - 3 для учащихся 4-х классов

14. В какой строке слова имеют переносное (непрямое) значение?

1) злая вьюга

2) злой человек

3) злая собака

4) злой ветер

15. Выбери продолжение цепочки ЛИИ, ЛИК, ЛИМ

1) ЛЙЛ 2) ЛИО

3) ЛИН 4) ЛИП

16. Найди связь между словами: СКОТ (ОКНО) ФРОНТ

Выбери подходящее слово ПАРК (…) ГОНГ

1) КОРА 2) ТОРТ

3) РАНО 4) НОРА

17. Укажи случай, когда вывод-умозаключение правильный.

1) Известно, что птицы обладают следующими признаками: они имеют клюв, ноги с когтями, крылья. Следовательно, все птицы летают.

2) Эдика, Колю, Петю угостили печеньем трех сортов.

Следовательно, мальчики узнали вкус всего печенья.

3) В семье четверо детей: Вася, Саша, Коля, Дима.

Следовательно, они все братья.

4) В корнях некоторых слов есть безударные гласные.

Следовательно, в слове нора буква «о» безударная гласная.

18. Укажи случай, когда отношения в паре УЧЕНИК - … станут такими же как в паре СТУДЕНТ - УНИВЕРСИТЕТ.

1) дом 2)театр

3) школа 4) педагог

19. Укажи слово, в котором согласных звуков больше, чем согласных букв.

1)кисель 2)лестница

3)январь 4)веселый

20. Укажи пару слов, в которых ударение падает на один и тот же слог.

1) начали - начать

2) включить - красивее

3) понять - понял

4) убрать - убрала

21. Укажи слово, в котором есть только приставка, корень, окончание

1) бежать 2) побегу

3) сбежал 4) бегуны

22. Укажи группу, в которой все слова являются однокоренными.

1) ручка, ручной, писать, ручаться

2) громкий, греметь, погремушка, гроза

3) класть, кладу, кладешь, кладете

4) убрать, уборщица, уборка, убранный

23. Укажи предложение, в котором главные члены предложения выражены именем существительным в единственном числе, и глаголом прошедшего времени

1) Русский язык я изучаю три года.

2) Петя начал собирать почтовые марки.

3) Что ты знаешь о вертолете?

4) Иногда Петя с мамой путешествовали.

24. Укажи предложение, в котором знаки препинания расставлены Неправильно.

1) Что обозначает имя существительное.

2) Сколько грибов в лесу!

3) Что ты знаешь о словах?

4) Вдруг я услышал хриплое рычание, хруст сучков.

25. Укажи случай раздельного написания

1) (на) бежать 2) (во) рту

3) (по) бережье 4) (на) бережный

26. Укажи, каким словом можно проверить орфограмму в корне?

1) старинный 2) старина 3) старость 4) застарелая

27. Найди правильный способ рассуждения при написании безударного окончания имени существительного

1) в тишине, потому что в стене

2) по степи, потому что по насыпи

3) у речки, потому что у реки

4) на скатерте, потому что на огне

28. Найди предложение с однородными сказуемыми.

1) Синими и зелеными искрами блестит снег.

2) Пронеслись утки с шумом и скрылись.

3) Но весело, весело мне и чудесно.

4) Мороз щипал уши, лицо и руки.

29. Укажи слово, которое является глаголом неопределенной формы.

1) выпечка 2) сгущенный 3) густо 4) печь

30. Укажи случай, когда в зависимости от значения два разных написания

1) проб . жать 2) лу . 3) зап . сать 4) р . дник

Составитель: Смородинова З.И.


Единый муниципальный тест -2013
Вариант № 10 - 4 для учащихся 4-х классов

14. В какой строке слова имеют переносное (непрямое) значение?

1) звериная шкура 2) зверский аппетит

3) звериный рев

4) звериные повадки

15. выбери продолжение цепочки ЖИИ, ЖИК, ЖИМ

1) ЖЙЛ 2) ЖИН

3) ЖИО 4) ЖИП

16. Расшифруй анаграммы и выбери лишнее слово

1) КТОР

2) ШЬМЫ

3) ОЗКА

4) УХАМ

17. Укажи случай, когда вывод-умозаключение правильный.

1) Известно, что имена существительные обозначают предметы. Следовательно, слово печь - имя существительное.

2) Буквы Г, Б, Л входят в состав трех различных слов. Следовательно,

эти слова не могут быть однокоренными.

3) Прилагательные имеют окончания АЯ, ОЕ, ЫЕ. Следовательно,

слово чистое - имя прилагательное.

4) Имя существительное всегда бывает в предложении подлежащим.

18. В каком слове пишется буква А?

1) по весел…му ветерку 2) громкий с_лют

3) сп…ртивный к…стюм 4) гуляли за огород_м

19. Укажи слово, в котором согласных звуков больше, чем согласных букв.

1) осень 2) здравствуй

3) съел 4) честный

20. В каком слове пишется буква З?

1) _дал _дачу 2) _бежал по ле­__тнице

3) высотное _дание 4) _­­делал задание

21. Отметь слово, в котором пишется удвоенная согласная

1) жуж _ать

2) дрож.. ать _

3) рас_тение

4)рас_писание

22. Слитное и раздельное написание слов. Какое слово пишется раздельно?

1) (под)полз к краю 2) (не)находил дороги

3) (от)бежал от берега 4) (по)брел по полянке

23. В каком предложении есть пунктуационные ошибки?

1) Какие еще знакомые орфограммы ты увидел!

2) Шумят деревья за моим окном, гуляет ветер.

3) Что входит в основу предложения?

4) Сегодня у нас была забавная встреча.

24. Укажи предложение, в котором есть речевые ошибки (любые)

1) Кукушку сложно увидеть в лесу.

2) Сегодня брат рано лягет спать.

3) На полках лежат книги.

4) Мы решили не пугать ежей.

25. Сколько в тексте глаголов множественного числа, прошедшего времени.

Сегодня у нас была забавная встреча. Забрались мы в лесную чащу. Сидим, отдыхаем. Вдруг рядом зашуршали листья. Из-под них вылезли два маленьких ежа. Мы захотели взять их домой.

1) пять 2) шесть

3) три 4) четыре

26. Укажи, каким словом можно проверить орфограмму в корне?

1) подножка 2) ноги 3) ножницы 4) ноженька

27. Найди правильный способ рассуждения при написании безударного окончания имени существительного

1) в темене, потому что в темнотище

2) о небе, потому что о солнце

3) к черемухе, потому что липе

4) в памяти, потому что в груди

28. Найди предложение с однородными подлежащими.

1) Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

2) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

3) Я, ты, он, она вместе целая страна.

4) Туман заполз в сад и рощу.

29. Укажи слово, которое является именем существительным мужского рода.

1) жалюзи 2) тюль 3) шампунь 4) глушь

30. Укажи случай, когда в зависимости от значения два разных написания

1) от ... ить 2) Лу...а 3) сторо .. 4) но … ка


Составитель: Смородинова З.И.

№ 1. Вставь пропущенную букву, напиши проверочное слово, если возможно придумай однокоренное слово.

Прилагательное

Проверка

Существительное

Глагол

Ре … кий

Ро … кий

Сколь …кий

Ни …кий

Сла …кий


Зу …ки

Ро …кий


Кру …ка

Сала …ки

Но …ти

Мя …кий

Чу … кий


№ 2. Вставь пропущенную букву, напиши проверочное слово, если возможно придумай однокоренное слово.

Прилагательное

Проверка

Существительное

Глагол

Сне …ки

Ко …ти

Ко …ьба

са…

ребяти..ки

игру..ки

парово..

ры..ками

ска..ку

зага..ки

гла..кий


Ро..ки

№ 3. Вставь пропущенную букву, напиши проверочное слово, если возможно придумай однокоренное слово.

Прилагательное

Проверка

Существительное

Глагол

доро..ке

но..ки

вку..

на гря..ке

бли..кий


на заря…ку

шу..ки

площа…ке

сугро …

бере …ки


Приве…

ду …ки

моро …

Варе …ки

медве …ь

неду …

лоша …ка

№ 4. Вставь пропущенную букву, напиши проверочное слово, если возможно придумай однокоренное слово.

Прилагательное

Проверка

Существительное

Глагол

Тетра …ка

Руба …ка

Тельня …ка

Сторо …ка

Стри …ка

Шала …

Камы …

Ланды …

Рубе …

Эта …

Экипа …

Каранда …

№ 5. Вставь пропущенную букву, напиши проверочное слово, если возможно придумай однокоренное слово.

Прилагательное

Проверка

Существительное

Глагол

Приве …

Прине …

Припол …

Загры …

Уве …

Окре …

Озя …

Продро …

Замёр …

дере…це

ло…ка

Мя…кий


№ 6. Вставь пропущенную букву, напиши проверочное слово, если возможно придумай однокоренное слово.

Прилагательное

Проверка

Существительное

Глагол

бли…кий


Пого ...ка

Остро …

тра. ..ка

У ...кой


Остро...ка

Пля …

Яго ...ки

в доро ...ку

Пиро ...ки

с горо...ком

от гла...

Бли ...кая


№ 7. Вставь пропущенную букву, напиши проверочное слово, если возможно придумай однокоренное слово.

Прилагательное

Проверка

Существительное

Глагол

дроз …

стри….

куку...ка

ковши ..

Ча …ки

Карто…ки

Ка...ки

заря..ки

поса..ки

на гря..ке

в поря..ке

Ло …ки

Тру …ка

Гло …ка

Объе …ки

Реше ..ка

№ 8. Вставь пропущенную букву, напиши проверочное слово, если возможно придумай однокоренное слово.

Прилагательное

Проверка

Существительное

Глагол

Заморозить

доставить

диктовать

погрузить

повязать

указать

зарядить

загадать

перевозить

остановить

разведать

сказать

покупать

походить

посадить

находить

№9. Спиши, вставив вместо точек пропущенные согласные.

Хле.., сно.., зу.., сугро.., стол.. . Наро.., заво.., скла.., бра.., огоро.. .

Сторо.., шала.., пля.., камы.., бага.. . Моро.., арбу.., коло.., гла.. .

Плато.., сапо.., фла.., пиро.., сне.. .

№ 10. Спиши, вставив вместо точек пропущенные согласные.

Алма.., сило.., расска.., космо.., вя.. . Холо.., перехо.., наря.., сво.., моло.. .

У.., стри.., гара.., ёр.., ков.. . Клу.., око.., сру.. .

Бере.., овра.., сто.., спутни.. . Подви.., ночле.., бе.., каучу.. .

№ 11. Спиши, вставив вместо точек пропущенные согласные.

зага..ка, пого..ка, стару..ка, коври..ка, сала..ки, голу..ка, лоша..ка, улы..ка, дикто..ка, заря..ка, лопа..ка, пиро..ки, поро..ки.

№ 12. Спиши, вставив вместо точек пропущенные согласные.

а) избу..ка, варе..ка, яго..ка, берё..ка, доро..ка, бума..ка, ло..ка, гла..ки, ду..ки, зу..ки, дворня..ка.

б) игру..ка, кни..ка, кату..ка, клю..ка, ло..ка, ко..ка, кры..ка, но..ка, доро..ка, варе..ка.

№ 13. Спиши, вставив вместо точек пропущенные согласные.

а) чу..кий, ле..кий, гла..кий, ре..кий, кре..кий, ни..кий, бли..кий, мя..кий.

б) тро..ка, кно..ка, про..ка, кле..ка, закла..ка, заря..ка, бука..ка, бума..ка, карто..ка, перево..ка, перевя..ка, приче..ка.

№ 14. Докажи, что буква на конце слова написана правильно.

Труд - … . Гвоздь - … .

Молод - … . Прут - … .

Ястреб - … . Ветвь - … .

Ёрш - … . Шкаф - … .

Рукав - … . Лебедь - … .

№ 15. Прочитай. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова.

1) Ду.. (……..) - лиственное дерево.

2) Ры..ь (……..) - хищный зверь.

3) Груз..ь (………..) - съедобный гри.. (……..).

4) Осенью птицы улетают на ю.. (………).

№ 16. Спиши, вставив нужные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Образец. Чайная (ложечка) ложка.

Чайная (…………….) ло…ка, большая (………….) ча…ка,

жестяная (…………….) кру…ка, шерстяные (……………….) варе…ки,

любимая (……………..) подру…ка, пуховая (……………….) поду…ка,

молодая (……………..) лоша…ка, чудесная (……………..) ска…ка,

рыбачья (…………….) ло…ка, голубые (……………………) незабу…ки,

обрезал (………………) но…ти, у ястреба (……………….) ко…ти,

не выставляй (………………..) ло…ти.

17. Оставь нужную парную. Напиши проверочное слово.

обу (в, ф) ка -

ка (з, с) ка -

пя (д, т) ка -

скорлу (б, п) ка -

ночле (г, к) -

прору(б, п) ь -

18. Исправь ошибки в тексте.

На дворе морос. Выпал пушистый снег. Саша на дел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много рибяд. Зина и Яша играют вснежки. Весило зимой.

№ 19. Вставь пропущенные буквы.

Получить бага.., выйти на бере.., найти кла.., отправиться в похо.., букет ро.., ветки берё.., автор кни.., запах тра.., проливной дож..ь, вкусный обе.., широкий пру.., российский гер.. .

№ 20. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Ло..ка - Кры..ка - _______________________________

Кни..ка - Пря..ка - _________________________________

Клю..ка - Теле..ка - ________________________________

Бума..ка - Варе..ка - _______________________________

Кату..ка - Обло..ка - _________________________________-

№ 21. Подчеркни парные согласные

Ложка, кошка, снежки, пирожки, порошки, прыжки, крышки, фуражка, гребешки, подружка, рогожка.

Ловкий, робкий, близкий, низкий, узкий, мягкий, гладкий, скользкий, резкий, вязкий, редкий, лёгкий.

№ 22. Подчеркни парные согласные.

1) У наших ворот всегда хоровод. 2) Был бы покос, да пришёл мороз.

3) В мае дождь - будет рожь. 4) Сорвать прут - не большой труд.

5) Книга - твой друг, без неё как без рук. 6) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

№ 23. Прочитай. Вставь пропущенные буквы

Ловок - ло..кий. Скользок - сколь..зкий.

Гибок - ги..кий. Резок - ре..кий.

Гладок - гла..кий. Робок - ро..кий.

Сладок - сла..кий. Лёгко - лё..кий.

Близок - бли..кий. Крепок - кре..кий.

№ 24. Прочитай пословицы и поговорки. Подчеркни парные согласные.

1) Рыбка мелка, да уха сладка.

2) Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.

3) Жидка слеза, да едка.

4) Дорога ложка к обеду.

5) Сядем рядком да поговорим ладком.

6) Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Таких слов 12. А сколько у тебя?


№ 25. Вставь пропущенные буквы.

1) Дру.. - это бли..кий тебе человек. 2) Нет такого дру..ка, как родимая мату..ка. 3) У Пети в диктанте досадные оши..ки. 4) Молодые ли..ки очень ги..кие. 5) Вокруг пруда растут ду..ки. 6) Почва на болоте то..кая и зы..кая. 7) Остались от козлика ро..ки да но..ки.

№ 26. Прочитай народную песенку. Подчеркни согласные, требующие проверки.

Гости к Дашеньке пришли:

Петушок - в сапо..ках,

Курочка - в серё..ках,

Котик - в новой свитке,

Кошечка - в наки..ке

С перстеньком на ла..ке,

А собака в ша..ке.

Все по ла..кам сели,

Сели и запели.

№ 27. К каждому из данных слов подбери однокоренное так, чтобы в нём была парная звонкая или глухая согласная, требующая проверки при письме.

Образец. Карандашик - карандаш.

дождик

легонький

рассказать

грызёт

лошадочка

соседи

обедать

жиденький

хороший

травинка

№ 28. Слова, обозначающие признак предмета, замени противоположными по значению.

Горький плод - …………. . Частый гость - ………….. .

Далёкий путь - …………… . Густой суп - …………….. .

Высокий дом - ……………. . Неровная дорога - ………………. .

Твёрдый характер - …………. . Неуклюжий зверь - ……………….. .

№ 29 . Прочитай однокоренные слова.

1) Груз, грузило, погрузка, грузить.

2) Ловить, улов, ловушка, лов.

3) Садовник, посадка, сад, садовый.

4) Сенокос, косилка, косить, косьба.

5) Обход, ходьба, поход, ходок.

6) Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой.

Зеленым цветом подчеркни те однокоренные слова, которые являются проверочными, а синим те, в которых надо проверить согласную в корне.









Проверочная работа. Глагол. 4 класс. ________________________________________________________

От глаголов неопределённой формы образуй глаголы 2-го лица единственного числа будущего времени. Укажи спряжение.

неопределённой формы

2-го лица единственного числа будущего времени.

Укажи спряжение

Получить,

получать

отворить

отворять

решать

решить


К каждому из данных глаголов припиши глагол с противоположным значением.

Укажи лицо и спряжение, выдели окончания.

выдели окончания

антоним

лицо

спряжение

Закроешь

прилетишь

войдёшь

встанешь

забудешь

начнёшь

зажжёшь



Запиши глаголы в неопределённой форме.

Ставят

плачет

везёт

несёт

бегаю

пахнешь

цветёт

трясёт

Подбери к им. существительным и прилагательным однокоренные глаголы в неопределённой форме.

каток

светлый -

просьба

зелёный -

звон

тёмный -

дрожь

белый -

крик

чёрный -

Спиши по правилам орфографии, заменяя глаголы 1-го лица единственного числа глаголами 2-го лица единственного числа.

Август - конец лета выхожу рано поутру и ловлю себя на мысли: осень-то у порога То замечу пожелтевший лист, то трону невзначай тонкую паутину, то услышу тревожные крики птиц [ан'и саб'ирай' уца ф дарогу].

Август - время работы. [труд'ица пол'э, сат, агарот. Б'игу ф сат.] Смотрю на краснощёкое яблоко, а оно как живое. Возьму в руки и слышу, как [с'эрцэ б'оца.] Срываю. Ароматное, налитое. Прильну губами - как будто [холат пав'эйэт.] Так и есть - осень! (По Д. Чередниченко.)

Проверочная работа. Глагол 4 класс №2. ______________________________________________________

Данные словосочетания замени глаголами в неопределённой форме так, чтобы они отвечали на указанный вопрос.

словосочетание

глагол в н. ф.

словосочетание

глагол в н. ф.

Оказывать помощь -

принять решение

вести наблюдение

одержать победу

давать совет

нести службу

выразить благодарность

взять под обстрел

принять участие

оказывать влияние

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение глаголов.

1. Кто любит труди…ся, тому без дела не сиди…ся. 2. Грамоте учи..ся всегда пригоди…ся. 3. Нечем хвали…ся, если из рук всё вали…ся. 4. Станешь лени…ся - будешь в хвосте волочи…ся. 5. Учи…ся никогда не поздно. 6. Хорошо труди…ся - хлеб уроди…ся. 7. Кто врага не бои.. ся, того пуля сторонни...ся. 8. Кто хочет учи...ся, того лень бои.. ся. 9. Недаром говори…ся, что дело мастера бои...ся. 10. Умел ошиби- ... ся, умей и поправи...ся. (Пословицы.)

В умной беседе - ума набра…ся, а в глупой - свой потерять. Где песня поё…ся, там весело живее…ся. Друг познаёт..ся в беде. Без ветра и трава (не)колыше…ся. Два часа собирае…ся, два часа умывае…ся, целый день одевае…ся. Трус своей тени боит..ся.

Вставь пропущенные буквы. Определи время глагола и спряжение.

Солнце и радуга.

(басня)

Раз после д…ждя выгл...нуло солнышко, и по…вилась семицветная дуга-радуга.

Кто ни гл…нет на радугу, всяк ею любуе.. .

Загордилась радуга, да и стала хвали.. , что она красивее самого со..нца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красивее - это правда, но ведь без меня и радуги (не) бывает». А радуга только смее.. да пуще хвали.. .

Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу - и радуги как (не) бывало.

(К. Ушинский.)

Спиши по правилам орфографии. Определи лицо и спряжение глаголов.

Ночь [марос кр´эпч´айэт н´э выд´иржаф] [йэво] натиска, [тр´ищ´ат д´ир´эв´йа] [ф] поисках корма [рыщ´ут собал´, гарнастай, хор´ок и ласка]

Вот из-под рыхл[ава] снега высунулась острая морд[ач´ка з бл´ист´ащ´им´и гласкам´и] cнежно-бел[ае], [г´ипкай´э т´эла, каротк´ийэ] лапки… так это же ласка! (По И. Вотякову.)

Ночь. М..роз кр..пчает. Не выд..ржав его натиска, тр..щат д..ревья. (В) поисках корма рыщут соболь, горностай, хорё.. и ла..ка.

Вот из-под рыхлого снега высунулась острая мордоч..ка с бл..стящими гла..ками. Снежно-белое, г..бкое тело, к..роткие ла..ки… Так это же ласка! (По И. Вотякову.)


Спиши по правилам орфографии. Определи лицо и спряжение глаголов.

Приехал [йа на мал'эн'к'ий'] полустанок, надел лы[жы] - и прям[а влес] [харашо, оч'эн' харашо внём в эту пр'эдв'ис'эн'уйу] пору. Весна [ч'уствуйэца йэщо тол'ка] в воздухе [сонцэ] так и слепит глаза небо уже по-вес[энн'эму галуб'эйэт], и [пан'иму], как льдинки в в[ис'энн'ий разлиф], плывут [лёхкие белыйэ аблака] Небесный [ледахот] уже тронулся, а земля всё ещё покрыта льдом и снег[ам Д'ир'эв'йа] и кустарники тоже в снегу, совсем по-зимнему.

Приехал я на маленький полустанок, надел лыжи - и прямо в лес. Хорошо, очень хорошо в нём в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется ещё только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут лёгкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля всё ещё покрыта льдом и снегом. Деревья и кустарники тоже в снегу, совсем по-зимнему.



Проверочная работа № 4 Глагол. __________________________________________

Подбери к данным словам противоположные по значению слова из словаря, образуй от них глагол в начальной форме

Грустно

скука

До свидания

Укажи лицо и число данных глаголов. Подбери и запишите к ним синонимы в том же лице и числе.

Лицо

число

Спряжение

Синоним

берегу


мастеришь


смотрят


Выдели окончания.

Напиши глаголы во втором лице единственного числа.

спряжение

грозит

поёт.

идёт

победит

Спиши по правилам орфографии. Выдели окончания глаголов и определи их спряжение.

Звенят [в'ис'олый'э руч'ий'к'и, б'игут м'има кустоф] ольхи и ивы не скоро ольха и ива наденут [свои новые платья]. А подснежник-хохлатка уже [цв'ит'от// жужжат] возле него пчёлы [ацв'итут с'ир'эн'ивый'э цв'иточ'к'и // упадут] на землю семена новый [цв'иток праб'й'оца] к солнышку только через несколько лет!

По А. Огневу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Станешь лени…ся - будешь в хвосте волочи…ся.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни непроизносимые и двойные согласные.

Пра..ничный ужин, капу..ный лист, чу..твительный прибор, ле..ничная клетка, дружный ко..ектив, кла..ная комната, ко..екция картин, су..отний вечер, здра..твуй.

Подбери к данным словам противоположные по значению слова из словаря.

Грустно - … . Белый - … . Сейчас - … .

Медленно - … . Холодный - … . Врозь - … .

До свидания - … . Юг - … . Справа - … .

Жара - … . Плохо - … . Сверху - … .

Выпиши слова, которые нельзя проверить проверочным словом.

Пенал, корабль, письмо, осень, зима, огород, картофель, сорока, снегирь, воробей, дорога, тропа, сосна, яблоня, малина, коллекция, малыш, погода, осина, дерево, лагерь, молоток, овца, корова.

Выпиши слово с двумя безударными гласными в корне.

Впиши в предложения подходящие по смыслу слова из словаря.

1. Сапоги, башмаки - это обувь, а … - это одежда. 2. Заяц, … - это звери, а …, … - это птицы. 3. Пенал, … - это учебные принадлежности, а …, … - это инструменты. 4. Морковь, …, … - это овощи, а … , … - это фрукты.

Петя выписал глаголы в два столбика и задумался:

- Когда я пишу -ся, а когда -сь?

Берись Берется

Пробегусь Убедишься

Похвалюсь Бороться

Поднялась Беречься

Вернусь Начался

Вывод: -сь присоединяется после гласных,

-ся - после согласных.

Спиши, вставляя пропущенные буквы и выделяя корень во всех глаголах. Объясни их правописание. Подумай над смыслом пословиц.

За все берет..ся, да не все удает..ся. Трус и тени своей боит..ся. Волков боят..ся - в лес не ходить. От работы руки не отнимут..ся. Лентяю и приподнят..ся лень. На миру и работа спорит..ся. Всякий человек по делу узнает..ся. Умный любит учит..ся. Всякое дело человеком ставит..ся, человеком и славит..ся.

Прочитай. Спиши. Прошедшее время глагола замени будущим. Произведи морфологический разбор глагола заплясали.

Осень пришла с первыми рыжими факелами осин, с тонким серебром паутины в прозрачном воздухе.

Зиму принес ветер, морозный и снежный. Белая, сверкающая, вошла она в царство природы. Редкие снежинки заплясали в еще осеннем воздухе. Зима хлопала белыми крыльями - хлопьями и одевала землю в белоснежный наряд. А ночью зима рисовала кружевные узоры на стеклах наших окон.

Прочитай. Дай характеристику слову женщина.

Как форма падежа этого существительного связана с его ролью в предложении? Спиши, определяя падеж у существительных.

Женщина вскормила всех нас.

Все, что есть в нас хорошего, доброго, дано нам сердцем, молоком, добротой и любовью матери, вырастившей всех мыслителей и героев. Уважение к женщине, преклонение перед ней, перед ее чутким и самоотверженным сердцем, перед ее красотой, трудолюбием, материнской преданностью и заботливостью является одним их лучших человеческих свойств.

К. Кулиев

Проверь и спиши.

Дарога шла через рож. Мышь убижала проч. Врощи по слышался плач. Сплошь и рядом затинули песьню сычи. Вот и река. Наступила ноч. Воздух свеж. Ловля начилась, потому что кругом стояла тишь. Реткую рыбу нужно береч.

Подбери к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

_____ ягода, _____ улица,

_____ язык, _____ погода,

_____ одежда, _____ класс,

_____ помидор, _____ огурец,

_____ фамилия, _____ самолёт.

Прочитай.

1) Рой пчёл кружится над цветущей липой.

Рой яму глубже!

2) Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

3) Не плачь из-за пустяков!

Из соседней комнаты послышался плач ребенка.

4) Мы стали работать лучше.

Коньки сделаны из стали.

5) Варя шила платье.

У Серёжки нет шила.

6) Строй дома!

Дети стали в строй.

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

Составь из данных слов предложения-пословицы. Вставь пропущенные буквы.

1) До, доведет, Киева, ..зык.

2) Р..бота, мастера, всякая, хвалит.

3) Всегда, ленивому, праз..ник.

4) Не, два, живут, в, берлоге, медве..я, одной.

5) З..мля, полнится, слухом.

6) Не, слезам, М..сква, верит.

Объясни пословицы и поговорки.

Составь и напиши словосочетания с подходящим по смыслу словом из скобок. Там, где нужно, изменяй слово.

Косой, покатый (крыша, дождь).

Крупный, огромный (зёрна, озёра).

Старый, пожилой (возраст, дом).

Мирный, спокойный (договор, море).

Нежный, мягкий (хлеб, песня).

Ценный, дорогой (гость, совет).

Из слов каких частей речи ты составил словосочетания?

Прочитай.

Когда мы так говорим.

В русском языке есть особые сочетания слов. Их называют устойчивыми. Слова в них употребляются всегда вместе и в определённом порядке. Будь внимателен к таким сочетаниям. Они делают нашу речь выразительной. Например, сочетания со словом голова:

Выбросить из головы - постараться забыть.

Светлая голова - умный, думающий человек.

Как снег на голову - неожиданно, внезапно.

Ходить на голове - шалить, озорничать.

Отвечать головой - взять на себя ответственность.

Выпиши словосочетания со словом голова. Выдели в этом слове окончание.

Спиши, вставив вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

1) Охотники на … зверя вернулись с богатой добычей. 2) Мальчика уложили спать на … перину. 3) Маленькие котята были … .

Слова для вставки: пуховый, пушистый, пушной.

Устно объясните, чем различаются вставленные прилагательные по своему значению и составу

Спиши. Вместо точек вставь названия животных.

Голоден как …; упрям как …; труслив как …; нем как …;
здоров как …; болтлив как … .

Прочитай.

Когда мы так говорим?

Слово сердце часто встречается в устойчивых оборотах речи. Сердце кровью обливается - так говорят, когда кого-то очень сильно жалеют. Сказать положа руку на сердце - сказать откровенно, честно. Кошки на сердце скребут - значит на душе неспокойно, плохое настроение. Уехать с тяжёлым сердцем - уехать расстроенным. Как масло по сердцу - значит говорить или делать что-то очень приятное. Поздравить от всего сердца - поздравить искренне.

Выпиши только устойчивые обороты речи, определи падеж существительного сердце.

К данным словам подбери и напиши слова, противоположные по значению.

Белизна, богатство, богач, великан, герой, доброта, встреча, друг, восход, труженик, мудрец, мир, сказка, веселье.

Слова для справок: заход, бедность, чернота, бедняк, глупец, лентяй, разлука, трус, карлик, жадность, враг, война, быль, скука.

Найди синонимы. Соотнеси слова из левого столбика с их синонимами из правого.

неразговорчивый

непрестанный

невнимательный

ненормальный

неистовый

неплодородный

неудачный

несложный

несерьезный

неправильный

бесплодный

безуспешный

беспрерывный

буйный

ошибочный

рассеянный

молчаливый

простой

легкомысленный

безумный


Спиши, вставь нужный синоним.

Даже в самый (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.

Ю. Дмитриев

Прочитай устойчивые выражения и их значение.

1) Жить своим умом - быть самостоятельным, иметь свои убеждения. 2) Держать в уме - постоянно помнить. 3) Быть без ума
(от чего-то) - быть в восхищении, в восторге. 4) Учить уму-разуму - наставлять, давать советы. 5) Сделать с умом - сделать разумно, основываясь на знании. 6) Ум за разум заходит - теряется способность разумно рассуждать или поступать. 7) Взяться за ум - стать рассудительнее.

Выпиши только устойчивые выражения. Обозначь падеж имени существительного ум.

Прочитай. Спиши словосочетания. В скобках напиши прилагательные, близкие по значению (синонимы).

1) Золотые руки; золотое сердце; золотая рожь.

2) Свежий ветер; свежая зелень; свежая газета.

3) Горячий чай; горячие дни; горячая речь; горячее солнце.

4) Холодный обед; холодный взгляд; холодная встреча.

Образец: Золотые (умелые) руки. Золотое (доброе) сердце.

Выпиши только те словосочетания, которые употреблены в переносном значении.

Острый нож - острое слово, чёрный карандаш - чёрная зависть, светлая вода - светлая мысль, прозрачный воздух - прозрачный намёк, сладкая речь - сладкий чай.

Говори правильно! Правильно употребляй однокоренные слова каменистый, каменный.

1) Каменистый - покрытый камнями, обильный камнями, твёрдый, как камень.

Каменистая дорога, каменистая почва, каменистый берег.

2) Каменный - то, что состоит или сделано из камня.

Каменный дом, каменная глыба, каменный фундамент.

Составь и запиши словосочетания, подбирая нужное слово.

каменистый

каменный

земля, ограда, овраг, гараж

здание, дно (реки)

В словах, обозначающих признак, выдели окончание.

Спиши, к прилагательному подбери противоположное по значению прилагательное и запиши его с тем же существительным.

Лёгкий вопрос - … мягкий хлеб - …

лёгкая ноша - … мягкая трава - …

редкий лес - … мягкая глина - …

редкий случай - … мягкий ответ - …

Спиши, подчеркивая антонимы.

1) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.

2) Хороша вещь, когда новая, а друг - когда старый.

3) В умной беседе ума наберешься, а в глупой - свой растеряешь.

4) Ученье - свет, а неученье - тьма.

5) Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

6) Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.







© 2010-2022