План урока по литературе

Представляю своб разработку урока, посвященного творчеству К. Симонова, в частности стихотворению "Майор привез мальчишку на лафете". Целью данного урока было достучаться до детей, показать им, как тяжело переживали люди войну, и как сильно было их желанию отстаять свою Родину. Урок направлен не столько на познавательные УУД, сколько на личностные. Каждый ребёнок должен уйти и семечком в сердце.Р азнообразные виды работы помогают учащимся глубже погрузитьсяв тему, сделать правильные для себя выв...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока «Никто не забыт, ничто не забыто».

Учитель: Мальцева Е.Ю.

Уровень образования:

основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

5 класс

Предмет(ы):

История

Литература

Цель урока:

Знакомство с творчеством К. Симонова. Формировать навыки анализа стихотворения. Развивать интерес к истории прошлого России. Воспитывать любовь к Родине

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия:

Литература. 5 класс: учеб. : в 2 ч. с прилож. на электрон. носителе/ В. Я. Коровина [и др.] ; ред. В. Я. Коровина. Ч. 2. М.: Просвещение, 2014

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 5 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2004

2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ "Астрель" Москва

3. Читаем, думаем, спорим... 5 класс (дидактические материалы по литературе) .Москва "Просвещение"2004

Используемое оборудование:

1. Компьютер

2. Проектор

3.Экран

4. Распечатанный текст стихотворения

5. Фломастеры разных цветов

Используемые ЦОР:

Электронная презентация

Краткое описание:

Данный урок предназначен для 5 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К. Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения, выделяют лексические и изобразительно-выразительные средства языка, используя приём маркировки текста, учатся высказывать своё отношение к прочитанному.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся со страницами биографии и творчеством К. Симонова.

  • Формировать навыки анализа стихотворения (акцент на схему

  • анализа стихотворения).

  • Развивать интерес к историческому прошлому России.

  • Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

  • Презентация.

  • Распечатанный текст стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».

  • Фломастеры.

Предварительная работа:

1 ученик готовит сообщение о К. Симонове, 2 ученик к его

сообщению готовит вопросный план.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Слово учителя

Слайд 1.

Просмотр видеоролика.

-Ребята, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? (Дети и война, )

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне, о том, что никто и ничто не забыто.

Запись темы урока в тетрадь.

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.

Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.

Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов.

Титульный слайд.

III. Вход в учебную ситуацию.

.

Слайд 2: фото «Вставай страна»

У: С какими событиями в истории нашей Родины связан этот фрагмент презентации?

Д: С событиями периода Великой Отечественной войны.

У: Как защищали люди Родину в эти годы?

Д: Сражались на фронте, трудились в тылу на заводах, в партизанских отрядах.

У: Верно каждый по-своему защищал Родину. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами. Сегодня мы с вами поговорим о К. Симонове и его стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете » .

Слайд 3 : фото К.Симонова.

IV. Пребывание в учебной ситуации.

1. Двое учащихся получили задание заранее.

Выступает первый ученик, рассказывает о поэте, в это время второй - записывает на доске вопросный план (объем сообщения и плана зависит от уровня подготовленности класса).

2. Блиц - опрос учащихся по пунктам плана, что запомнили, а что нет (я использую принцип игры «Снежный ком» или «Змейка», возможны индивидуальные кроссворды).

3. Выразительное чтение стихотворения К. Симонова «Майор привез майора на лафете.».

Читает учитель, затем еще раз 1 ученик.

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

1941

4. Анализ произведения

- Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)

- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

-Откуда везли мальчика?

(Из Бреста)

Запись в тетрадь: Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?

("Седой мальчишка")

- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

Запись в тетрадь: лафет - станок артиллерийского орудия.

-Почему мальчик седой?

(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя.)

- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, ":За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?

(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)

- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."

- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?

(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.)

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.

Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть своей земли".)

- Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"?

(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)

- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?

(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.)

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

У: Какие чувства вызывает стихотворение?

Дети, ориентируясь на слайд 4, формулируют свои мысли:

Тревогу

Сострадание

Радость

Страх

Восхищение Я чувствую

Горе

Боль

Тяжесть испытаний

Сочувствие

5. Работа по маркировке текста (в группах).

У: Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину: что поэт увидел на дорогах войны.

Выделите для себя ключевые слова из стихотворения, используя при этом разные цвета.

У: Какие лексические особенности встречаются в тексте?

Д: Устаревшие слова.

Зеленым маркером дети выделяют слова: «тракт, погост, околица, покуда, кринки и т. п.»

Слайд 5 : Словарь

У: Какие средства выразительности помогают создать сжатые, но ёмкие картины войны?

Учащиеся маркируют оранжевым маркером средства выразительности и комментируют их. Каждая группа получает свое задание: 1- эпитеты, 2 - сравнения, 3 - метафоры, 4 - олицетворения.

Слайд 6 : Иллюстрация по тексту.

III. Выход из учебной ситуации.

У: Какое значение имеют для нас подобные произведения?

Д: С помощью таких произведений мы можем заглянуть в неизвестные для нас страницы истории нашего Отечества.

У: Безусловно, художественные произведения - это своеобразный учебник истории, который ярко и правдиво откроет нам многие тайны истории нашей Родины.

Теперь запишите домашнее задание: подготовьте наизусть чтение стихотворения о войне.



© 2010-2022