Олимпиада по русскому языку

  Олимпиада по учебной дисциплине «Русский язык»  проводится в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры для студентов I курса отделения допрофессиональной подготовки  специальностей «Сестринское дело», «Фармация», «Лабораторная диагностика».   Цели олимпиады:   стимулирование интереса студентов к русскому языку; активизация творческих способностей студентов; популяризация русского языка как науки; развитие кругозора, логического мышления студентов. Задачи олимпиады: повышение  интереса к  дисциплине; развитие навыков самостоятельной работы и профессионального мышления у будущих медицинских работников; выявление и поддержка одаренных студентов, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тольяттинский медколледж»




Методическая разработка олимпиады

по дисциплине «Русский язык»




Специальности: 060501 Сестринское дело,

060301 Фармация,

060604 Лабораторная диагностика

(базовая подготовка с реализацией ФГОС

среднего/полного общего образования)

1 курс

Преподаватель: Ефименко А.Ю.



Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК № 4

Протокол № __ от

«__» _______ 20___ г.

Председатель ЦМК

_______ Е. А. Стремякова

Пояснительная записка

Олимпиада по учебной дисциплине «Русский язык» проводится в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры для студентов I курса отделения допрофессиональной подготовки специальностей «Сестринское дело», «Фармация», «Лабораторная диагностика».

Цели олимпиады:

  • стимулирование интереса студентов к русскому языку;

  • активизация творческих способностей студентов;

  • популяризация русского языка как науки;

  • развитие кругозора, логического мышления студентов.

Задачи олимпиады:

  • повышение интереса к дисциплине;

  • развитие навыков самостоятельной работы и профессионального мышления у будущих медицинских работников;

  • выявление и поддержка одаренных студентов, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка.

Олимпиада проводится без предварительной подготовки студентов. Содержание заданий до сведения студентов не доводится. Варианты заданий составлены в соответствии с рабочей программой и соответствуют требованиям к уровню подготовки медицинских сестер, фармацевтов, лабораторных техников по дисциплине «Русский язык».

Олимпиада проводится во внеурочное время. Для участия в олимпиаде преподаватель отбирает 3 - 4 наиболее способных студентов из каждой группы. Студентам предлагается 9 заданий повышенной сложности:

  • заменить словосочетания фразеологизмами;

  • найти лишнее слово по какому-либо признаку;

  • составить словосочетания, используя прямое и переносное значения;

  • найти ошибку в предложениях;

  • выписать нормативные словосочетания;

  • лингвистическая задача;

  • доказать историческое родство слов;

  • определить значение заимствованных слов;

  • морфемный анализ слов с учетом их значений.

На оформление работы студентам отводится 2 академических часа.

В содержание заданий олимпиады положен эвристический подход, требующий:

  1. определённых знаний в разных разделах русского языка (лексика, словообразование, морфология);

  2. навыков морфемного и этимологического анализа;

  3. языкового чутья и лингвистической догадки;

  4. использования исследовательских приемов (описание, сопоставление, наблюдение).

Рядом с каждым заданием указывается максимальное количество баллов, которое студент набирает при полном и правильном ответе. Максимальное количество баллов олимпиады - 31,5.

Предлагаемая олимпиада развивает творческие способности студентов, интерес к дальнейшему изучению дисциплины, расширяет кругозор в предметной области, способствует формированию языковой и лингвистической компетенций.

Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия (олимпиады)

для преподавателя



Тема: Олимпиада по учебной дисциплине «Русский язык»



Цели олимпиады:

  • Учебные:

- выявить уровень усвоения студентами учебной информации по дисциплине;

- углубить изучение дисциплины.


  • Воспитательные:

- развитие творческих способностей и интереса к дальнейшему изучению дисциплины;

- расширение кругозора студентов в предметной области;

- популяризация русского языка.

Методы обучения: частично-поисковые, проблемные, практические методы проверки знаний и умений

Образовательные технологии: технология проблемного обучения

Оснащение олимпиады: комплект контролирующих материалов (олимпиадные задания повышенной сложности для студентов)

Продолжительность олимпиады: 2 часа (90 минут)

Место проведения олимпиады: кабинет № 2


План проведения олимпиады:

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время (мин)

1.

Организационный этап (вводное слово преподавателя).

Сообщение студентам цели олимпиады, алгоритма выполнения заданий, а также критериев оценивания (баллов) выполненных заданий.

Подготовить студентов к предстоящей работе, активизировать их познавательную деятельность, мотивировать к получению высоких баллов.

5

2.

Самостоятельная работа студентов.

Каждый студент получает вариант олимпиадного задания, пишет письменные ответы.

Побудить студентов к мыслительной деятельности, к формированию умений и навыков самостоятельного и умственного труда.

60

3.

Проверка олимпиадных работ.

Преподаватель проверяет олимпиадные работы, выделяет типичные ошибки, проводит их разбор.

Проверить и оценить знания и умения по дисциплине.

16

4.

Подведение итогов, результаты.

Подведение итогов олимпиады, подсчет баллов, определение призовых мест.

Создание мотивации на продолжение самостоятельного углубленного изучения дисциплины.

7

5.

Резерв времени преподавателя

2



ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Специальности: 060501 Сестринское дело,

060301 Фармация,

060604 Лабораторная диагностика

(базовая подготовка с реализацией ФГОС среднего/полного общего образования)


  1. Запишите предложения, заменив выделенные слова фразеологизмами.

  1. У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен!

  2. Степан Матвеевич - главный помощник директора.

  3. Крепостные крестьяне должны были работать без отдыха на помещика.

  4. Интересный журнал в группе переходит от одного к другому.

  5. Увидев друга, Петя стремглав побежал к нему.

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка 2,5 балла.



  1. Выпишите лишнее слово, отличающееся каким-либо признаком из ряда представленных; письменно мотивируйте свой выбор.

  1. Кормилец, владелец, наглец.

  2. Герой, чужой, второй.

  3. Помощник, хищник, щетка.

  4. Взор, взгляд, взнос.

  5. Пять, пятёрка, пятый.

Каждый правильный выбор - 0,5 балла, объяснение - 0,5 балла. Максимальная оценка - 5 баллов.



  1. Составьте как можно больше словосочетаний со словом «острый», помня при этом, что в каждом из них оно должно выступать в ином значении, чем в остальных.

Каждый пример оценивается в 0,2 балла.



  1. Найдите ошибку в каждом из приведённых ниже предложений. Объясните, в чем она заключается.

  1. В июле месяце утверждена программа банка по предоставлению кредитов.

  2. Улица Автостроителей находится в двенадцатом ква'ртале.

  3. Взвесьте мне два килограмма апельсин, килограмм банан и яблоков.

  4. В течение нескольких дней пациент испытывал мучительскую боль в области сердца.

  5. Некоторые выпускники медицинского университета получили возможность свободного трудоустройства на работу.

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла, объяснение - 0,5 балла. Максимальная оценка 5 баллов.



  1. Укажите только нормативные словосочетания.

Двое учеников, двое детей, двое перчаток, двое слонов, двое рабочих, двое женщин, двое ножниц, двое столов, двое нас, двое котят.

За каждое правильно выписанное словосочетание 0,2 балла.



  1. Случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Аргументируйте вашу точку зрения.

Максимальная оценка - 2 балла.



  1. Докажите, что мать и мачеха исторически родственные слова.

Максимальная оценка - 5 баллов.



  1. Определите значение заимствованных слов: эксгумация, флора, фишинг, аутсайдер, виртуальный, промоутер, ресепшн.

За правильное определение значения слова 1 балл. Максимальное количество баллов - 7.



  1. Подумайте, можно ли выполнить такое задание: разберите слово «прибыли» как часть речи? Почему для разбора этого слова необходим контекст (словосочетание или предложение)? Произведите морфемный анализ данного слова, принимая во внимание соответствующий контекст.

Максимальная оценка - 2 балла.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 31,5











ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Специальности: 060501 Сестринское дело,

060301 Фармация,

060604 Лабораторная диагностика

(базовая подготовка с реализацией ФГОС среднего/полного общего образования)



  1. Запишите предложения, заменив выделенные слова фразеологизмами.

  1. У нашего Ивана Васильевича на уроке держи ухо востро!

  2. Степан Матвеевич - правая рука директора.

  3. Крепостные крестьяне должны были работать не покладая рук на помещика.

  4. Интересный журнал в группе переходит из рук в руки.

  5. Увидев друга, Петя сломя голову побежал к нему.



  1. Выпишите лишнее слово, отличающееся каким-либо признаком из ряда представленных; письменно мотивируйте свой выбор.

  1. Кормилец, владелец - образованы от глаголов кормить, владеть, наглец - от прилагательного наглый.

  2. Герой - в этом слове нулевое окончание; чужой, второй - окончание - ой.

  3. Помощник - буква щ обозначает звук [ш]; хищник, щетка - буква щ обозначает звук [щ].

  4. Взор - в этом слове выделяется приставка в -; взгляд, взнос - приставка вз-.

  5. Пять, пятый - имена числительные; пятёрка - существительное.



  1. Составьте как можно больше словосочетаний со словом «острый», помня при этом, что в каждом из них оно должно выступать в ином значении, чем в остальных.

Острый нож, острый слух, острый нос, острое слово, острый запах, острое блюдо, острый аппендицит, острый язык, острая жалость.

4. Найдите ошибку в каждом из приведённых ниже предложений. Объясните, в чем она заключается.

  1. В июле утверждена программа банка по предоставлению кредитов (плеоназм).

  2. Улица Автостроителей находится в двенадцатом кварта'ле (неверно поставлено ударение).

  3. Взвесьте мне два килограмма апельсинов, килограмм бананов и яблок (неверное образование формы род.п. мн.ч.).

  4. В течение нескольких дней пациент испытывал мучительную боль в области сердца (неразличение слов-паронимов).

  5. Некоторые выпускники медицинского университета получили возможность свободного трудоустройства (тавтология).

5. Укажите только нормативные словосочетания.

Двое учеников, двое детей, двое перчаток, двое рабочих, двое ножниц, двое нас.

6. Случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Аргументируйте вашу точку зрения.

Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот - то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе. Композитор - тот, кто «собирает» мелодию из отдельных звуков. Оба слова связаны с латинским глаголом componere - «собирать».

7. Докажите, что мать и мачеха исторически родственные слова.

Название матери унаследовано русскими из праиндоевропейского языка, где оно в форме mater (ср. лат mater, нем. Mutter, фр. mere) является суффиксальным производным от детского ma (ср. мать, матери). От этого же ма идет современное уменьшительно-ласкательное слово мама с вторичными мамочка, маменька, мамуся. От слова mati > мать в значении «родная мать» в праславянском языке родилось название неродной матери - matjecha, давшее в русском языке форму мачеха.

8. Определите значение заимствованных слов: эксгумация, флора, фишинг, аутсайдер, виртуальный, промоутер, ресепшн.



  1. Эксгумация - извлечение трупа из места захоронения для судебно-медицинской или криминалистической экспертизы.

  2. Флора - совокупность всех видов растений какой-либо местности или геологического периода.

  3. Фишинг - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей.

  4. Аутсайдер - отстающий.

  5. Виртуальный - окружающий мир, созданный с помощью специальных компьютерных средств, обеспечивающий полную имитацию зрительных образов, «живого» звука, объема сконструированных объектов.

  6. Промоутер - специалист, способствующий продвижению производимого фирмой товара на рынок.

  7. Ресепшн - приемная, регистратура, стойка администратора.

9. Подумайте, можно ли выполнить такое задание: разберите слово «прибыли» как часть речи? Почему для разбора этого слова необходим контекст (словосочетание или предложение)? Произведите морфемный анализ данного слова, принимая во внимание соответствующий контекст.

  1. Владелец фирмы получил много прибыл-и (сущ.).

  2. Иностранцы при-бы-л-и (глаг.) в Россию.























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2010.

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2011.

Дополнительные источники:

1. Энциклопедический словарь юного филолога/ Сост. М.В. Панов. - М.: Педагогика, 1984.

Интернет-ресурсы:

gramota.ru

cyclopedia.ru



© 2010-2022