Читательская конференция по повести В. Железникова Чучело

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Уроки жизни, уроки доброты»

(Читательская конференция по книге В. Железникова «Чучело»)

«Помни, ты не один на свете,

кроме тебя есть другие люди;

и они нуждаются в твоей доброте,

понимании, мужестве,

в твоей защите и помощи».

(Л.Кассиль)


Цель: развивать умение размышлять над прочитанным, учить умению логично и убедительно выступать, защищая свою точку зрения. Воспитывать отвращение к жестокости, ответственность за свои поступки, умение сочувствовать, сострадать.

Наглядность: электронная презентация, выставка книг В.Железникова, словари, рисунки детей к повести «Чучело», отрывки из фильма Р.Быкова «Чучело», песня «Белая ворона» в исполнении В.Леонтьева.

Столы расставлены полукругом, на них располагаются указатели: «литературоведы», «корреспонденты», «актеры», «текстологи»,»художники», «читатели». За этими столами сидят родители и дети, которые прочитали книгу. Родители и дети должны предварительно написать отзыв о прочитанной книге.

Учитель литературы: Сегодня на читательской конференции по повести Владимира Железникова «Чучело» присутствуют дети, учащиеся 7 класса А, их родители, которые тоже прочли книгу и ,я надеюсь, примут активное участие в обсуждении. Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Льва Кассиля (слайд №1) Мы еще вернемся к нему в конце нашей читательской конференции.

Позвольте представить вам участников конференции.

Литературоведы ( называются имена детей и родителей)

Корреспонденты___________________________________

Художники_______________________________________

Актеры___________________________________________

Текстологи________________________________________

А все мы вместе - Читатели! Ведь практически все и родители, и дети сегодня выступят.

Приглашаем выступить литературоведов, которые расскажут нам о писателе Железникове и представят книги, которые он написал для детей 5-7 класса. (Слайд №2)

Мама: Владимир Карпович Железников родился в 1925 году. В детстве много путешествовал, его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики. Писать он начал очень рано. В 9 лет уже вел какие-то дневники. Перед самой войной, когда ему исполнилось 15 лет, написал маленькую повесть. Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в журнал «Новый мир», его волновал вопрос «А смогу ли я вообще писать?» На этот вопрос консультант сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Владимир Карпович был так огорошен, что потом какое-то время не писал. Но, в конце концов, стал отличным детским писателем. Стать им ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоединиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».

Дочь: Первая книга Владимира Железникова - сборник рассказов «Разноцветная история» - вышла в 1957 году. Тогда писателю было 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично. Для детей писатель написал 6 книг:

  1. «Хорошим людям - хорошее утро»

  2. «Чудак из 6. Б»

  3. «Путешествие с багажом»

  4. «Каждый мечтает о собаке»

  5. «Белые пароходы»

  6. «Чучело».

Герои книг - мальчишки и девчонки. Писатель показал сложные взаимоотношения подростков. Не всегда эти взаимоотношения построены правильно, иногда ребята могут быть страшно жестокими. (Слайд№3)

Дочь: Повесть «Чучело» первоначально называлась «Всего-то несколько дней», в основу легла реальная история, произошедшая с внучкой Владимира Карповича, которая, как и Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и класс разом объявил ей бойкот. События, описанные в книге, переносят нас в 70-80-е годы 20 века в небольшой городок на Оке. Это было время, когда школьники носили пионерские галстуки, ходили на субботники, когда порядочность, честь и совесть были в большом почете, нежели сейчас, когда о наркомании только слышали издали, да и то не все, а курящих школьниц почти не было. Наши родители должны прекрасно помнить это время, и, я надеюсь, еще в детстве прочли книги Владимира Железникова.

Учитель литературы: А сейчас я приглашаю выступить корреспондентов, которые представят отзывы детей и родителей вашего класса на повесть «Чучело». (Слайд №4, на котором представлены фотографии родителей и детей, которые написали отзывы. Родители и дети зачитывают отрывки из отзывов).

Бабушка: В 80-е годы по сценарию повести «Чучело» был снят фильм режиссером Роланом Быковым. Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую «дерзость2. Сюжет фильма Быкову помог выбрать случай. Жена Ролана Быкова, Елена Санаева, обратила внимание на повесть «Чучело», которой зачитывался ее сын Павел. Повесть показалась ей очень интересной, и она предложила мужу почитать ее на ночь. Утром она проснулась от того, что тот швырнул книгу в потолок, из чего она сделала вывод, что повесть ему понравилась. (Слайд №5).

Сын: На роль Лены Бессольцевой Ролан Быков отсмотрел около 17 тысяч девочек со всей страны. Кристину Орбакайте привела на пробы бабушка, и на успех она даже и не надеялась. В списке кандидатов она числилась где-то четырехсотой, кинопроба длилась всего 4 минуты. По странному совпадению о своем утверждении на роль она узнала в день своего рождения 25 мая 1982 года. На роль Димы Сомова Ролан Быков никак не мог найти актера. Увидев Митю Егорова, сына актрисы Натальи Кустинской, он показал на него и сказал: «Мне нужен этот мальчик. У него серьезное лицо и капризная губа». Так Митя стал актером. Дедушку Николая Николаевича сыграл Юрий Никулин. (Слайд №6).

Дочь: Фильм снимался в Твери. На пятый день съемок Кристина сломала руку, две недели она проходила с гипсом. Алла Пугачева, почуяв неладное, приехала на съемки без предупреждения и застала свою дочь в больнице. Она пыталась уговорить ее уехать со съемочной площадки, но Кристина отказалась. По воспоминаниям съемочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. Взбунтовалась она лишь однажды, когда по сюжету Лена остригает свои косы. Ролана Быкова это поставило в тяжелое положение, в результате чего они пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы, а затем на нее надевали специальный лысый парик.

Сын: самым сложным было уследить за погодой. Буквально через несколько дней после начала съемок внезапно выпал снег, и в результате перед каждой съемкой вызывались пожарные машины, которые с помощью шлангов растапливали изморозь. Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень. Закончились съемки весной 1983 года. В 1986 году фильм удостоен Государственной премии СССР. (Просмотр эпизода фильма «Сожжение чучела).

Учитель литературы: Все книги Владимира Железникова имеют прекрасное оформление. Рисунки художников дают возможность представить героев повести, их характеры, показывают самые острые моменты сюжета. Наши ребята, прочитав повесть, тоже попробовали себя в роли художников-оформителей. Приглашаем их показать свои рисунки (слайд №7), а все остальные ребята должны узнать эпизоды, изображенные на рисунках.

Учитель литературы: (текстологи должны заранее найти в словаре определение слов «рубаха-парень», «сорвиголова», «белая ворона», «чучело»).

В русском языке много слов, которые дают оценку личности человека. Приглашаем текстологов дать определение этим терминам.

Учитель литературы: Почему Лену Бессольцеву в повести называют «Чучелом»? ( внешность: рот до ушей, хоть за вязочки пришей, худенькая шейка, торчащие лопатки, словно крылышки. Поведение: они смеялись над ней, А она отвечала им открытой улыбкой). Вспомните сцену, когда Лена впервые пришла в класс. Кому из вас «посчастливилось» быть новеньким? В как вас приняли в классе? Поделитесь впечатлениями. Является ли главная героиня «белой вороной»? Почему? И есть ли в современной жизни «белые вороны»? А среди вас? (звучит песня «Белая ворона» в исполнении В.Леонтьева).

Учитель литературы: Почему в глазах ребят Ленка «чучело», а для Николая Николаевича «красавица», «чудный человек»? В чем красота человека? (В классе ее воспринимают с внешней стороны).

Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девочка». Как вы думаете, что объединяет героя стихотворения с героем повести? Давайте попробуем охарактеризовать главных героев. Димка Сомов в начале повести, какой? Почему Лена влюбилась в него? ( Рыцарь, смелый и добрый. Вспомните, когда Лена пришла первый день в класс, а когда ребята в парке сгребали листья и Лена промочила ноги. Она считала его смелым и справедливым и во всем верила ему). А как Маргарита Ивановна охарактеризовала его? (смел и прямодушен) Когда Димка спасовал первый раз? (случай с собакой, встреча с Петькой и Валькой Живодером, когда дело касается силы). Липовая его храбрость рассыплется в прах при первых серьезных испытаниях.

- Попробуйте угадать литературного героя по описанию: «…все смотрели на нее, она не шла, а несла себя, словно плыла по воздуху…», она любит быть в центре внимания, «красавица» - сказала о ней Лена Бесссольцева. (Дети отвечают). Почему же красавица и модница Шмакова вызывает отрицательные эмоции? (Интриганка, льстивый лисий голос, хитрая).

- «… подчеркнуто строго одета, аккуратна…», ей уважительно заглядывают в рот ребята. «Себя уважать надо…»- говорит она. Это Миронова - Железная кнопка. Малышка с ледяным, голубым взором, она держит в руках весь класс. Почему? У нее нет силы, как у громилы Лохматова, хитрости, как у Шмаковой. (Волей, железным ощущением своей правоты. «У меня ко всем одинаковый счет: живешь не по правде - расплата»). Как о ней сказала Лена? («она особенная, у нее сильная воля, но она беспощадная»).

- Бойкот Лене - это проявление коллективизма или влияние сильной личности? Есть ли в вашем классе настоящая сильная личность?

- Почему Лена взяла вину на себя? (она во всем верила ему, считала его смелым и справедливым, была уверена, что Димка расскажет ребятам правду).

- Когда, как и в чем проявляется жестокость ребят? (класс гонял Лену по городу, как зайца, сожгли чучело, ка которое надели платье Лены).

Учитель литературы: Николай Николаевич, узнав всю историю, сказал следующие слова: «Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Надо быть каким? (милосердным). Что такое милосердие? Как вы считаете? (ответы детей) А теперь текстологи дадут нам определение слову милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания). Милосердие считается устаревшим словом. А как вы считаете, есть ли в наше время милосердие и кого бы из вашего класса или из своих знакомых вы бы назвали милосердным?

- «Стыдно мучить», - говорил Николай Николаевич. Самой Лене тоже пришлось испытать это чувство. Когда и за что? (За то, что она стыдилась дедушки). Какие качества характера вы цените в товарищах прежде всего? На какое место вы поставили бы вещизм, если бы пришлось оценивать по пятибалльной системе?

- Слайд №8. Прочитать слова на слайде. Невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание, потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, какие они есть. Вы согласны со мной? Всегда ли мы можем принимать человека таким, каким он есть? И смогли бы вы противостоять толпе, если бы в вашем классе был товарищ - изгой? Как поступить, если на ваших глазах травят человека? Кто в повести, кроме Лены, пытался противостоять «толпе»? (Васильев, не пошел на день рождения Сомова). Зло всегда совершается с молчаливого согласия других.

- что изменил случай сожжения чучела в характере Лены? (В ней появилась смелость, она поняла, что Димка трус, дедушке она сказала, что пришла на костер с одним человеком, а ушла с другим). Она решила постоять за себя. - Как?

-Что изменил в жизни класса поступок Лены? ( Взбудоражила весь класс: Рыжий раскаивается в своей жестокости, Лохматый бросает дружить с Валькой. Железная Кнопка пытается объявить Димке бойкот).

- Лена принимает решение уехать из города, можно ли считать, что она потерпела поражение?

- Чему же учит нас эта книга?

-Не быть жестокими

- Быть внимательными к окружающим

- Самим отвечать за свои поступки.

Закончить нашу конференцию я хочу эпиграфом, с которого мы начали наше мероприятие - слов Льва Кассиля. Я надеюсь, что в конце нашего разговора вы по другому воспримите эти слова.

Курмазова Татьяна Леонтьевна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ п. Новопавловка

© 2010-2022