Женские образы в рассказах Чехова

Урок внеклассного чтения по творчеству Чехова, а точнее "Женские образы в рассказах Чехова". Чехов - мой любимый писатель, мне хочется, чтобы его книги стали понятными и нужными моим ученикам. Четыре рассказа "Дама с собачкой", "Душечка", "Анна на шее" и "Попрыгунья" Разные женские характеры, живущие и сегодня. На уроке используются различные виды беседы, групповая работа,  звучит музыка, учащиеся работают с иллюстрациями, с записными книжками Чехова. По всем четырём рассказам поставлены прекрас...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

25.02.2010

10 класс Русская литература

Внеклассное чтение

Женские образы в рассказах Чехова

Цели урока: продолжить работу по изучению творчества А. П. Чехова;

расширять кругозор учащихся;

развивать навык анализа эпического произведения;

воспитывать чувство сопереживания.

Наглядность: Презентация «Женские образы в рассказах Чехова»

Фрагмент из фильма «Дама с собачкой»

Ход урока:

I Оргмомент.

II Вступительное слово

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве А. П. Чехова. Предметом нашего разговора будут рассказы, написанные Чеховым в 90-годы ХIХ века: «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Дама с собачкой». В этих рассказах нет общих героев и сюжет, и композиция также различны, но в каждом из этих рассказов автор создал удивительный женский образ, узнаваемый не только современниками Чехова, но и нами, читателями ХХI века. Тема нашего урока «Женские образы в рассказах Чехова».

Чехов писал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Мы и есть те самые читатели, на которых рассчитывал Чехов. Говоря сегодня о чеховских рассказах, о героинях, мы выскажем своё мнение о рассказах, охарактеризуем героинь, обсудим, встречаются ли сегодня героини чеховских рассказов, то есть, говоря словами писателя, «подбавим субъективные элементы».

III Работа с записными книжками Чехова

А. П. Чехов всю жизнь вёл записные книжки, мы уже обращались к ним. Иногда из этих небольших записей рождались рассказы. И сейчас мы, прочитав несколько фраз из записных книжек Чехова, попробуем предположить, заготовками каких рассказов они могли бы быть. Аргументируйте своё предположение.

Воробьихе кажется, что её воробей не чирикает, а поёт очень хорошо.

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, сколько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

Изменившая жена - это большая холодная котлета, которую не хочется трогать, потому что её уже держал в руках кто-то другой.

Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

IV Работа с рассказом «Анна на шее»

  1. Портрет героини (выступление учащейся).

  2. Как Чехов в этом рассказе показывает нам характер главной героини: сразу говорит о всех его особенностях или постепенно?

  3. В каких эпизодах характер героини раскрывается:

… чувствовала себя виноватой, обманутой и смешной.

она кокетливо прищурила глаза и заговорила громко по-французски, и оттого, что её собственный голос звучал так прекрасно и что слышалась музыка и луна отражалась в пруде… её убедили, что она будет счастлива непременно, несмотря ни на что.

слушала его, боялась и не могла есть…

ни с кем не советовалась, а поговорила только с отцом и постаралась вообразить себе…

… гордая, самоуверенная…

глаза её горели задором…

… с восторгом, с негодованием, с презрением.

  1. Что добавляет последняя сцена в характер героини?

V Работа с рассказом «Попрыгунья»

  1. Портрет героини (выступление учащейся).

  2. Работа с иллюстрациями. Что хотели подчеркнуть художники?

  3. Подтверждает ли Ольга Ивановна свою яркость и талантливость?

  4. «Она считала всех дам, кроме актрис и портних, скучными и пошлыми». А сама?

  5. Как автор добивается того, что с самого начала рассказа чувствуется драма, хотя явно ничего не сказано?

VI Работа с рассказом «Душечка»

  1. Обратите внимание на построение рассказа. Какой уже прочитанный чеховский рассказ напоминает композиция «Душечки»?

  2. Чем отличаются эти рассказы?

  3. Портрет героини (выступление учащейся).

  4. Известный русский писатель очень любил «Душечку». В одном из писем Чехову мы можем прочесть: «Ваша «Душечка» - прелесть! … читал её четыре вечера подряд вслух и говорит, что поумнел от этой вещи…» Кто же этот поклонник «Душечки»?

Объясните своё предположение.

Лев Толстой говорит, что душечка, жена многих мужей, не изменяла своей жизни, она принимает их, как лес зимой принимает человека на лыжах.

VII Работа с рассказом «Дама с собачкой»

  1. Чем этот рассказ не похож на три других? Можно ли говорить, что это женский рассказ?

  2. Портрет героини (выступление учащейся).

  3. Каково настроение рассказа? Можно ли говорить об общем настроении?

  4. Просмотр фрагмента фильма «Дама с собачкой» Удалось ли режиссёру И. Хейфицу передать атмосферу рассказа языком кино? Какие удачные детали вы могли бы отметить?

VIII Устное рецензирование

Какой из рассказов, какая героиня вам понравились?

Какой из рассказов, какая героиня вам не понравились?



IХ Заключительное слово

В завершении нашего сегодняшнего разговора давайте прочитаем ещё одну фразу из записных книжек Чехова: «Мы все только говорим и читаем о любви, но сами мало любим». Сам А. П. Чехов не только говорил об этом, но и любил людей, был внимателен к их проблемам, умел вовремя прийти на помощь. Мы тоже сегодня много говорили о чувствах, о внимании, в котором нуждается каждый человек, о любви. Помните, что ваши хорошие правильные слова не должны оставаться только словами, пусть вашу доброту, вашу любовь почувствуют близкие люди, будьте внимательны, цените тех, кто рядом с вами.





© 2010-2022