Урок внеклассного чтения по повести Ч. Айтматова «Белый пароход»

"Описание материала: Сегодня у нас встреча с писателем Ч.Айтматовым, точнее с его повестью «Белый пароход», которую вы прочитали самостоятельно. На этом уроке каждый из вас, ребята, будет иметь возможность проявить себя как читатель, способный проникнуть в святая святых – в художественный мир писателя, понять высокий смысл слова, оценить произведение, а так же продемонстрировать свои умения и навыки по его анализу, обратить внимание на позицию автора, на художественные средства, которые использу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ЖИВИТЕ, КАК ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ЛЮДИ…»

Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова «Белый пароход»,

Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?

В.Распутин

Живите здесь с миром тысячи лет.

Да продлится ваш род и множится…

Живите, как должны жить люди.

А я буду с вами и с детьми ваших

детей во все времена…

Ч.Айтматов

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово.

Сегодня у нас встреча с писателем Ч.Айтматовым, точнее с его повестью «Белый пароход», которую вы прочитали самостоятельно. На этом уроке каждый из вас, ребята, будет иметь возможность проявить себя как читатель, способный проникнуть в святая святых - в художественный мир писателя, понять высокий смысл слова, оценить произведение, а так же продемонстрировать свои умения и навыки по его анализу, обратить внимание на позицию автора, на художественные средства, которые использует Ч.Айтматова для создания образов своих героев.

Как видите, задача перед вами стоит очень серьезная, и я от всей души желаю вам успеха.

II. Беседа по повести.

В этом году к урокам внеклассного чтения вы прочитали несколько ярких произведений. Какое место в их ряду занимает «Белый пароход»? Как бы вы определили жанр произведения?

\Прочитаны прекрасные книги: сказочная феерия «Алые паруса», историческая повесть Толстого «Хаджи-Мурат».\

Повесть «Белый пароход» скорее всего можно назвать философской.

-Докажите справедливость своих слов. О чем это произведение? \О жизни и смерти, о Добре и Зле, о красоте природы и красоте человеческой, о том, как надо жить людям. \

Вот поэтому мы и называли наш урок «Живите, как должны жить люди…» Это ключевая фраза повести- завет писателя, обращенный к своим читателям, ко всем людям Земли.

-Как бы вы определили ведущие проблемы повести? \Отношения человека и природы.\

Да, это проблема единства человека и природы, проблема, которая касается всех нас без исключения, от которой зависит наша с вами жизнь.

-Итак, что же думает по поводу этой проблемы Ч.Айтматова о своей философской повести «Белый пароход»? Перелистаем избранные страницы повести и подумаем над вопросами:

-Кто главный герой повести?

-Где он живет?

-С кем дружит?

-Что за люди его окружают?

-Сказанное вами позволит сделать такой вывод:

В повести Ч.Айтматова немного героев. Подавляющее большинство из них- взрослые люди. Почему же писатель сделал главным героем именно мальчика- семилетнего малыша? Случайно ли это?

Общеизвестно, что у ребенка особое мироощущение, острый глаз, чистая, возвышенная душа. Его устами глаголет истина. Малыш не умеет лгать, приспосабливаться к обществу. Он живет возвышенными мечтами.

-А как вы объясните то, что у героя нет имени? \Так писатель придает обобщенный смысл. \

-О чем мечтает герой? \ Заветная его мечта-превратиться в рыбу и «уплыть в Иссык-Куль, к белому пароходу»,\

-Почему, как вы думаете, мальчик хочет стать рыбой? Что ему не нравится в том маленьком мире взрослых людей, которые его окружают? \Постоянные конфликты, ссоры взрослых. \

-А чем они вызваны, эти ссоры?

\Бабка вечно ругается и упрекает мальчика, что он ей «чужой». А он не хочет быть чужим. И все же мальчик чувствует, несмотря на любовь деда, свое одиночество. В свои семь лет он многое понимает в жизни. Например, он знает, что такое предательство. \

-Кто предал его?

\Самые близкие люди, подарившие ему жизнь, - отец и мать. Они забыли о нем, создав новые семьи, несмотря на это, мальчик прощает взрослых, мечтает о встрече с отцом. Так рождается его сказка о Белом пароходе, сказка, которой он скрашивает все жизненные невзгоды, надеясь на чудо. \

-Как герой относится к деду, к тетке Бекей и её мужу Орозкулу? Что думает о них?

Дед Момун- самый близкий ему человек: «Такого деда нигде нет, самый лучший дедушка», окружающие зовут его Расторопный Момун- это несколько обижает мальчика, он пытается оправдать деда за его безотказность, уступчивость, слабодушие. Тетка Бекей- родная сестра его матери- тоже человек подневольный, несчастный. Страдает она от своего мужа Орозкула, который избивает её до полусмерти. А она прощает ему все. «И дед Момун прощает. А зачем прощать? Не надо прощать таким людям,»- вот позиция мальчика.

-что поражает нас в тех характеристиках, которые маленький герой дает близким людям?

«объективность, точность. Он умеет видеть суть человека, интуитивно чувствовать добрый этот человек или нет \. Поражает его душа, щедрая, распахнутая навстречу добру, готова на борьбу со злом. Эти качества сформировались у него под воздействием сказки о прародительнице киргизов Рогатой Матери- оленихи, которую часто рассказывает ему дед Момун.

-Давайте и мы послушаем ей, подумаем над её смыслом. \ Пять мальчиков, сменяя друг друга, рассказывают её \ мелодекламации \.

-Скажите, в композиции произведения, какое место занимает сказка? \ Это идейное зерно произведения. Она помогает понять взгляды автора. \Помните от авторских лирических отступлениях-комментариях, которые только что прозвучали. \

Да, вторая сказка введена в сюжет произведения не случайно - в ней всей смысл повести.

-Что олицетворяет собою Рогатая Мать-олениха?

\Не только добро, красоту, но и саму природу. Как всегда в народных сказках о борьбе за добро герой готов пожертвовать жизнью, так и Мать-олениха самоотверженно спасает человеческих детей от гибели, она уверена: «Буду им матерью, а они моими детьми. Разве они станут убивать своих братьев и сестер?»

- Как поступают люди?

Они нарушают святость кровного родства, безжалостно истребляют оленей

-Через миф Ч.Айтматова дает нм возможность увидеть реальную жизнь, то неприглядное, жестокое, что имеет в ней место.

-Как развиваются события дальше?

Мир меняется картиной природы. «Снова стояла осень в горах.. От самой реки и вверх, до границ Черного боа, бездымны пожаром шел по крутому мелколесью осенний пал. Самыми ярками - рыже-багряными - и самыми цепкими на подъеме были Осиновые и березовые чащи: они добирались до подснежных высот большого леса, до царства сумрачных сосен и елей.»

«В бору было чисто, как всегда, и строго, как в храме, » -пишет Ч.Айматова.

-Что поражает в этом описании?

\Олицетворение природы, высокий пафос, благоговение. Понятна авторская мысль: природа-храм. Помните, еще древние утверждали, что: «Природа- мой дом, мой храм, моя душа.» и еще та гармония, которая парит здесь до появления человека.

-Что делают в лесу люди?

Орозкул и Момон волокли спиленное бревно. Делать это в горах очень сложно, тем более, вдвоем.

Дед Момон не раз уже, рискуя жизнью, один удерживал бревно на скате, так как Орозкул, боясь за свою жизнь, отскакивал в сторону. Чтобы скрыть свой позор, свое малодушие, страх, он унижает Момуна, говорит, что его жизнь ничего не стоит, он и так зажился на этой земле. Бьет старика по самому больному: упрекает его в том, что его дочь Бекей не может родить ему наследника.

-Как этот эпизод раскрывает нам характер Орозкула?

\Мы убеждаемся, как прав был мальчик, говоря, что подобных людей нельзя прощать, нельзя давать им хоть маленькую власть в руки. Орозкул чувствует себя хозяином кордона, хозяином лесов, но на самом деле он разбазаривает кладовые природы. Он из тех, про кого говорят «считает себя царем природы, а сам без царя в голове.»

- Почему Момун помогает Орозкулу, хотя это противно его существу.

\ Из-за тетки Бекей он чувствует себя виноватым перед Орозкулом - ведь именно он дает ему работу, а значит и возможность зарабатывать и жалкие гроши.\

- Природа наказывает людей, подобных Орозкулу, жадных, эгоистичных, жестоких.

Не кажется ли вас, что, лишая его возможности иметь детей, то есть наследников, она как бы выносит ему свой приговор?

-Какое значительное, по мнению Момуна, событие произошло в этот день?

\Встреча с маралами. Момун считает это счастьем: «О пресвятая Мать, Рогатая олениха! Это она спасла нас!.. вернулась наша мать! \

-Как встреча с маралами повлияла на поведение старика?

Впервые за свою долгую жизнь Мому совершил поступок: он сделал то, что считал нужным- поехал за внуком, бросив грязное дело. Поехал, наперекор желанию Орозкула.

-Рассказывая внуку о возвращении на родину маралов, старик думает: «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому» вот так бы и жить всегда… Но жизнь не так устроена- рядом со счастьем постоянно подстерегает, вламывается в душ, в жизнь несчастье, неотлучно следующее за тобой, извечное, неотступное.

-Что происходит в душе старого Момуна?

\Поступок Момуна- взлет его покорной души, яркое проявление человеческой чести, доброты. Но, к сожалению, это и вся борьба со злом, на которую он решился. Можно ли Момуна назвать трусом? Наверное, нет. Мы видели его в грязных ситуациях. А беспринципным? Тоже нет. Скорее он малодушный, покорный. Но автор убеждает: в определенных ситуациях человек с такими чертами становится орудием зла в руках других людей. Надо всегда иметь собственное мнение, сохранять чувство собственного достоинства, думать о своих поступках.

-Как же старый Момун стал заложником Орозкула? Расскажите близко е тексту этот эпизод.

Орозкул не простил самовольство старику и искал удобного случая, чтоб проучить его. Момун решил в одиночку переправить через реку то злополучное бревно, но грозный крик Орозкула остановил его:

-Эй ты! грозно крикнул он Момуну. - Куда ведешь коня? А ну, поставь наместо! Без тебя выведем. И не смей трогать. Ты теперь здесь никто. Я тебя увольняю с кордона. Убирайся, куда хочешь.

После этих слов Момун стал совсем стареньким, жалким, маленьким.

-Как воспринял эти слова мальчик, оказавшийся случайно рядом?

\Он «задохнулся от обиды за деда, заплакал и побежал прочь.. от людей-нелюдей к настоящим друзьям - к своим валунам. И неожиданно увидел маралов, настоящих, живых. Их было трое - самец, олениха и телок. Казалось, дедова сказка стала былью:

на мальчика смотрела белая, бокастая олениха, в точности такая, какой он себе её представлял.\

-Что чувствовал герой?

Мальчик забыл о своих невзгодах: они померкли перед радостью.: маралы вернулись! Ему казалось, что теперь мир преобразится - ведь олени поверили людям.

- Как меняется настроение, когда прибегает домой? Что происходит с мальчиком?

Ни дед, скорбны и тихий, ни бабка не поддерживают его радости. Автор пишет: «Мальчик тихо вышел. На дворе было пусто…»

- Он снова остро почувствовал свое одиночество. Страшно быть одиноким среди людей. Сейчас он необыкновенно ясно почувствовал свою связь.. Нет, не с дедом, которого любил без памяти, а с Рогатой Матерью- оленихой. Именно в ней он видел спасение:

-Помоги, Рогатая мать-олениха, помоги мне, я тоже твой сын, Рогатая мать-олениха!

- О чем он просил великую прародительницу?

- А что в это время творили люди, о спасении душ которых он так истово молил?

Они делали своё черное дело. Отдам приезжим приготовленные бревна, люди увидели маралов. «Эх, красота какая!- вырвалось у молодого лупоглазого парня-шофера.»

«Эх, ружье бы сейчас! - ляпнул вдруг Сейдахмат. - Мяса центнера на два потянет, а?»

-Да что ты, Сейдахмат. Охота на них запрещена- негромко сказал Момун.

-Нечего попусту поучать - раздражено сказал Орозкул, не глядя на Момуна. - Запрещена охота там, где они водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно? - грозно глянул он на растерявшегося старика.

- Автор как бы предоставляет своим героям высказаться ,чтобы читатель сделал вывод: кто есть кто. И мы еще раз убеждаемся в правоте слов: «Кто не любит природы, тот не любит и человека..» К этим словам Ф.М.Достоевского хочется прибавить следующее- и сам перестает быть человеком, превращаясь не в обычное животное, а в хищника, вероломного, безрассудного, бессердечного, хитрого и жадного зверя.

-А мальчик? Что увидел он, что почувствовал?

Он увидел пьяных людей. Деда со странным, диким взглядом.

«Мальчик не понимал, что произошло с дедом и что происходит во дворе.»

Ему казалось, что кто-то метит в его глаза топором… Изнемогая от жара, он вдруг очутился в холодной-холодной реке. Он превратился в рыбу… «Не вернусь, - говорит он сам себе. - Лучше быть рыбой, лучше быть рыбой…

Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, ата, я уплыву. А когда придет Кулубек, скажи ему, что я сделался рыбой», - говорил мальчик бесчувственному от водки старику»

-Повесть заканчивается трагически. Н чего больше в заключительных словах автора: пессимизма, безвыходности или жизнеутверждения, оптимизма?

Скорее всего, финал повести оптимистичен. Смерть мальчика - трагедия, но через трагическое автор утверждает, что нравственное превосходство осталось за ним. Черные силы зла не восторжествуют, не победят. Об этом говорит и упоминание о Кулубеке.

Помните, как начиналась повесть: «У него было две сказки.. потом не осталось ни одной.»

Автор убеждает:

В наших силах сделать так, чтобы сказки жили, чтобы учили людей добру и справедливости, чтобы сама жизнь была прекрасна, как сказка. Надо только оставаться Человеком на всем своем жизненном пути, в любых, даже бесчеловечных ситуациях.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Кто бы подсказал вовремя, где пути наши?»

Хочу надеяться, что повесть «Белый пароход», написанная нашим мудрым современником Чингизом Айтматовым, подсказывает, как нам сохранить в себе человечность, как найти оби язык со всем сущим на Земле. Именно тех, кто выбирает себе трудный, но честный пусть, автор напутствует и благословляет: «Живите, как должны жить люди…»



© 2010-2022