Вариант № 2 экзаменационной работы по русскому языку НПО/СПО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант № 2.

Обязательная часть.


  1. ( 1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

  1. намЕрение

  2. дАвнишний

  3. дремотА

  4. кашлянУть

_____________________________________________________________


  1. ( 1 балл). Вставьте пропущенные буквы ы-и после ц в словах:


  1. продукц…я;

  2. ц…ркуль;

  3. мотоц…клист;

  4. сестриц…н;

  5. куц…й.


  1. ( 1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:


  1. дороже жизн…;

  2. мечтать о побед…;

  3. говорить о спектакл…;

  4. расположились около рощ…;

  5. выступали по очеред…;

  6. подъехали к дач….


  1. ( 1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

Пользоваться пр…вилегиями, пр…следовать противника, пр…творился спящим, пр…данья старины, осторожно пр…коснуться, пр…терпеть изменения.

с при-

с пре-






  1. ( 1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие с двумя - нн. Запишите их в две колонки.

Серебря…ый, листве…ый, баше…ый, мыши…ый, стари…ый, ветре…ый.

с н

с нн




6. Определите, какое из четырех слов относится к устаревшим. Подчеркните его.


  1. плотник

  2. стражник

  3. охранник

  4. именинник

7. Подчеркните слово, в котором верно выделены основа и окончание.

  1. деся-ть

  2. пя-ть

  3. гуля-ет

  4. ма-ть

8. ( 1 балл) Запишите слова в таблицу, распределяя их по критериям.

Слова м.р.

Слова ж.р.

Слова ср. р.

Слова общего рода



Хвастунишка, пустомеля, ябеда ,авеню, Токио, такси, дочь, сыч, харчо

9. ( 1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется Е.


  1. умолкн…т; пользу…тся;

  2. распих…вать, изготавл…вающий;

  3. рассмотр…нный, раствор…т;

  4. жела…шь, наста…вать.

10. ( 1 балл). Найдите "четвертое лишнее" слово в каждом ряду. Выпишите его, ответ обоснуйте.

1) Бл_стеть, уб_рать, заст_лать, ра_писать

Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________

2)двадцать один, восемь, седьмой, пять

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. ( 1 балл). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

  1. Месяца (не)было на небе, и звёзды ярко светили.

  2. До Нового года (не)больше недели.

  3. Бабушка, (не)смотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

  4. Серёжа (не)торопясь перевернул страницу.

_____________________________________________________________

_______________________________________________________________

12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Поставьте там, где считаете нужным запятую перед союзом И. Отметьте эти предложения знаком «+».


  1. Небо опускается низко над поляной и на влажных ветках повисает белый туман.

  2. Шумели деревья и над ними по небу мчались клочки туч.

  3. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны.

13. ( 1 балл). В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Подчеркните их.

Банковский кредит - выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

  1. 1

  2. 2

  3. 1, 3

  4. 2, 4

14. ( 1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, соблюдая грамматические нормы.


  1. Охватившие мальчика волны вздымались всё напряжённее, сменяясь новыми волнами, новыми звуками.

  2. Вопреки предсказаний синоптиков, погода к вечеру прояснилась.

  3. Жасминовый куст, весь в белом цвету, мокрый от росы, был у самого окна.

  4. Одинокий самолёт, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.


15. ( 1 балл). Прочитайте первую часть предложения и варианты его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».

Изучая историю своей страны,…


  1. архивные документы помогут вам в этом.


  1. в музеях хранится множество уникальных документов.


  1. знакомьтесь с мемуарами очевидцев исторических событий.


  1. летописи играют огромную роль.


16. ( 1 балл). Прочитайте предложения и определите, в каком предложении вместо слова ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, нужно употребить ДЕЙСТВЕННОСТЬ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ на слово ДЕЙСТВЕННОСТЬ.


  1. Мысли уносят героя далеко от событий сегодняшнего дня, но действительность властно напоминает о себе.


  1. Самые, казалось бы, несоединимые черты - мечтательность и действительность - создали неповторимый облик нового поколения.


  1. Земля есть действительность, существующая вне нас.


  1. Всё, о чём рассказал старый охотник, было с ним в действительности.


17. ( 1 балл). Укажите тип связи в следующих словосочетаниях:


  1. по-осеннему пасмурный _________________________________

  2. опадающие листья ______________________________________

  3. встретиться с другом ____________________________________

  4. безупречно чисто _______________________________________

18. ( 1 балл). Укажите (отметив знаком «+» ) правильное объяснение постановки запятой перед И в предложении:

Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику ( ) и впоследствии некоторые её приемы были им применены в работе над историческими картинами.


  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  3. Простое предложение. с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна,


Прочитайте ниже приведенный текст и

выполните задания 19-21.

(1)... (2)Их значительно больше, чем растений. (3)А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. (4)Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). (5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. (6)... важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда.

19. ( 1 балл ) Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Отметьте его знаком "+".


  1. Вечнозелёные тропические леса находятся под угрозой полного уничтожения.

  2. На земном шаре насчитывается несколько миллионов видов животных.

  3. В Африке есть районы с преобладанием многолетних насаждений какао, кофе, чая.

  4. Животный мир является составной частью биосферы.

20. ( 1 балл ) Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении? Подчеркните его.


  1. Потому что

  2. Вопреки этому

  3. Таким образом,

  4. Лишь

21. ( 1 балл ) Укажите значение слова ФОНД в предложении 3, отметив его знаком "+".


  1. ресурсы, запасы

  2. процентные ценные бумаги

  3. денежные средства

  4. общественная организация


Дополнительная часть.

22. ( 3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.


  1. подр…стающий, погл…щать, р…внина;

  2. б…тальон, обн…жить, обн…влённый;

  3. пок…рить, просв…щение, разд…ляющий;

  4. эл…ктричество, об…няние, разд..рающий.

_________________________________________________________________

23. ( 3 балла). Прочитайте предложение. Решите, нужно поставить тире или двоеточие на место скобки. Укажите знаком «+», какое из предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении.

Упадёт луч солнца на траву ( ) вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.


  1. ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение;

  2. ставится тире, в первой части содержится условие того, о чём сообщается во второй части;

  3. ставится двоеточие, во второй части бессоюзного сложного предложения поясняется, раскрывается содержание того, о чём говорится в первой;

  4. ставится тире, во второй части содержится противопоставление по отношению к содержанию первой части.

24. ( 3 балла). В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте соответствующие знаки препинания.

Сбросив котомку с плеч Лёнька положил на неё голову и немного посмотрев в небо сквозь листву над его лицом крепко заснул укрытый от взглядов прохожих густым бурьяном и решётчатою тенью плетня.



25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами - те, которые пишутся раздельно.


  1. Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

  2. Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

  3. Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать -громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

26.( 3 балла). В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Подчеркните правильный вариант.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.

  1. 1, 3

  2. 1, 3, 4

  3. 2, 3, 4

  4. 4

27.( 3 балла).Определите, в каких предложениях необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Выпишите данные предложения.

1) Утро … тихое, радостное.
2) Гусь свинье … не товарищ.

3) Невежество … страшная сила.

4) Основная цель моей жизни … сделать что-то полезное для людей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


28.( 3 балла). Прочитайте текст.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал его пространство.

Определите, в каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Отметьте это предложение знаком «+».

  1. Пушкин в первую очередь русский поэт.


  1. Язык Пушкина заключает в себе всё богатство русского языка.


  1. Пушкин раздвинул границы языка.


  1. Право называться русским национальным поэтом принадлежит Пушкину.


Количество набранных баллов ______________

Оценка_______________

Председатель

экзаменационной комиссии____________________________________

Преподаватель_______________________________________________

Ассистент ___________________________________________________

Инструкция по проведению письменного экзамена

по русскому языку.

  1. На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 4 астрономических часа ( 240 минут).


  1. Экзаменационная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задания

минимального обязательного уровня, а дополнительная часть - более

сложные задания.


  1. В письменную экзаменационную работу по русскому языку включено 28 заданий.


  1. Обязательная часть содержит 21 задание ( № 1-21).

Дополнительная часть содержит 7 заданий ( № 22- 28).


  1. Правильное выполнение заданий оценивается баллами, которые указаны в скобках около номера задания.


  1. Если Вы приводите неверный ответ, частично верный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.


  1. Баллы, полученные за все правильно выполненные задания, суммируются.


  1. Начинайте выполнение заданий с обязательной части. Только после того, как Вы наберете необходимое количество баллов для удовлетворительной оценки, переходите к выполнению заданий дополнительной части.


  1. Перед началом работы внимательно изучите критерии оценивания

Критерии оценки выполнения работы.

Оценка

Число баллов, необходимое для получения

«3» (удовлетворительно)

17 - 21

«4» ( хорошо )

22 - 27

(не менее одного задания из дополнительной

части)

«5» ( отлично )

28 - 42

(не менее трёх заданий из дополнительной части)


© 2010-2022