Примерная программа по русскому языку

Примерная програма по русскому языку поможет учителям русского языка и литературы в ориентировании: учитель более предметно будет представлять те цели и задачи, которые он должен перед собой ставить. Каки знаниям, умениям и навыкам он должен будет научить своих учеников в процессе. Программа составлена с учетом новых стандартов образования. Всегда трудно расставить приоритеты, руководствуясь данном разработкой, можно будет более предметно работать. В этой связи следует детально рассмотреть кажды...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский (родной) язык

Примерная программа для основной школы

Пояснительная записка

Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно - историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться у спеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.

Целями изучения русского языка в основной школе являются:

. воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; осмысление языка как средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

. овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текстов.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использ0ования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание языка и истории народа.

В примерной программе реализован коммуникативно - деятельностный подход преполагающий предъявление материала не только к знаниевой, но и в деятельностной форме.

Языкова и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе.

Результаты изучения предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. Понимание русского языка как основных национально - культурных ценностей русского языка, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

. владение разными видами чтения;

. способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, ресурсы Интернета;

. овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

. умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, докладом;

  1. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  2. 3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой - либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально - культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. Представление о русском языке как о языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единстве народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. Понимание определяющей роли языка в развитии ителлектуальных и творческих способностей личности;

3. Владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

. владение умениями творческой переработки прочитанного текста

. способность свободно пользоватбься словарями различных типов

. адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и женров; владение различными видами аудирования;

.умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);

. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному,услышанному;

. способность участвовать в речевом общении с соблюдение норм речевого этикета;

4.усвоение основ научных знаний о родном языке;

5. освоение базовых понятий лингвистики: линвистика и ее основные разделы; язык и речь; монолог и диалог; функционально - смысловые типы текста; основные принципы языка;

6. проведение основных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологичекий), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

7. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского я зыка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций;

. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

. содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

. содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе - 175 ч, в 6 классе - 210 ч, в 7 классе - 140 ч, в 8 классе - 105 ч, в 9 классе - 105ч.

Примерная программа по русскому языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.









© 2010-2022