Конспект урока по литературе: К. Г. Паустовский Теплый хлеб

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Учитель

Предмет

Литература

Класс

5

Автор УМК

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник Литература 5 класс, ч.2 М.»Просвещение»,2013 год

Тема

Сказка К.Паустовского «Теплый хлеб». Сказка о добре, любви, доверии.

Цель

Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки

2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;

3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.

Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы:

2.создание ситуаций успеха:

3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности:

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

5.развитие навыков самоконтроля:

6. развитие схематичного мышления.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание сказки К.Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Межпредметные связи

Окружающий мир, речь и культура речи.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ууд

I. Орг.момент


Проверяет готовность учеников к уроку.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.


Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель - определение содержательных рамок урока

(Цели: проверка усвоения материала, развитие умения форму-

лировать свои мысли, аргумен-

тировать свое мнение)

-Стадия вызова «создание мотива

к обучению».


Проверка Домашнего задания.

Какие произведения К.Паустовского вы прочитали?

Эпиграф. Дарить тепло другим - согреваться самому.

Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного


1.Стадия вызова.

Эмоциональный настрой.

Посмотрите иллюстрации.

Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

Чем грозит эта метель людям?

Что вам известно об этом мальчике?

Приём «Верите ли вы, что…»

- Филька совершил злодейство

- Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки

- Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих

Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?

Запишем тему урока.

Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»

Сказка о добре, любви, доверии.

Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

Закончите предложение

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

Как вы понимаете слова эпиграфа?


Записывают, затем читают.

Отвечают. Слушают ответы одноклассников.



Высказывают свою точку зрения.

Записывают тему в тетрадь.



Выполняют задания, слушают ответы одноклассников.


Читают эпиграф, анализируют.

Слушают текст, высказывают свои предположения.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом

Цель -развитие читательских умений.



Приём «Чтение с остановкой»

Читает учитель. Чтение с остановками

«Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу».

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

«Да ну тебя!...по губам.»

Что произойдёт дальше?

Конь … до слов Иди копай»

Что будет дальше и почему?

Прочитайте притчу.

Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки?

( мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)
- Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
- Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?

Приём «Цветовые ассоциации»

Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая этот эпизод?

Исследование по группам (или индивидуально)

1 группа Найдите пословицы и поговорки в произведении.

2 группа Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка?

3 группа Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые?

Почему у Фильки не замерзло сердце?

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Не причинять другим вреда, обиды.

Отвечать за свои поступки, слова.

Не бояться просить прощения, прощать.

Читают притчу.

Отвечают на вопросы.








Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе.

Оцениваю работу одноклассников.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .


Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

VII. Итог урока. Рефлексия

(Цели: определение, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло вни-

мание детей).

1.Взаимоопрос .

2.Приём «Дерево предсказаний»

а) Как сложится судьба главных героев?

Что может Филька рассказать об этом через несколько лет?

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…



Проводят взаимоопрос.

Выполняют задание устно.


Продолжают предложения

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

(Цель: организация самостоятельной работы учащихся,

творческой работы учащихся).


В тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка. Обоснуйте свой выбор.

Вопросы и задания стр.82-83.

Записывают задание в дневник


© 2010-2022