Конспект урока Блокадный зоопарк. Урок обучения написанию сжатого изложения в 7 классе

Урок развития речи "Способы сжатия текста. Обучающее изложение "Блокадный зоопарк" является первым в ситстеме уроков по обучению учащихся написанию сжатого изложения. Именно поэтому при проведении урока используются ЦОР, созданные автором и раздаточный материал. В ходе данного урока учитель использует все возможные средства наглядности (презентация PowerPoint "Блокадный зоопарк", презентация mimioStudio "Способы сжатия текста", распечатанный текст изложения "Блокадный зоопарк", распечатанная "Па...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по развитию речи «Способы сжатия текста. Обучающее изложение «Блокадный зоопарк» учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 483 Выборгского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ ШКОЛА № 483 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВАХОНИНОЙ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ

Дата проведения урока:16 октября 2014 г. 7-в класс

Тема: «Способы сжатия текста. Обучающее изложение «Блокадный зоопарк»

Тип урока: урок закрепления изученного, получения новых знаний и применения их на практике

Цели:

  • Образовательные

  • систематизировать знания по теме;

  • научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию;

  • развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации;

  • прививать интерес к обучению, формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.

  • Воспитательные

  • формировать активную жизненную позицию;

  • развивать интерес к истории страны;

  • воспитывать гордость за свою родину

Задачи урока:

  • применять различные приемы сжатия текста;

  • отработать навыки орфографии и пунктуации, работы с алгоритмом;

  • развивать навыки комплексного анализа текста.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методическое оснащение - интерактивный метод обучения, метод анализа-синтеза, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, техническое оснащение

Методическое обеспечение урока - компьютер, проектор, презентация PowerPoint «Блокадный зоопарк», презентация mimio studio «Способы сжатия текста», распечатанный текст изложения «Блокадный зоопарк», распечатанная «Памятка ученику по написанию сжатого изложения».

Технология- технология обратной связи с элементами гуманитарной

Возрастная категория учащихся - 7 класс

Ход урока



  1. Организационный момент.

  2. Прослушивание текста «Блокадный зоопарк» с последующим просмотром презентации «Блокадный зоопарк».

Блокада Ленинграда - одна из самых страшных страниц в истории города. Тяжело было всем, жители гибли от голода и холода, казалось, помощи ждать неоткуда. Однако даже в те ужасные времена нашлись люди, которые, не жалея себя, пытались спасти несчастных животных из Ленинградского зоопарка.

Как это возможно - сохранить более ста шестидесяти зверей и птиц в городе, на улицах которого то и дело разрывались вражеские снаряды, где полностью прекратилась подача электроэнергии, что повлекло за собой отключение водопровода и канализации, где их просто не чем было кормить?

Конечно, сотрудники зоосада еще до начала осады пытались спасти уникальных животных. В срочном порядке в Казань было вывезено около 80 зверей, однако всех увезти не удалось.

В начале сентября сорок первого Ленинград был окружен. К тому времени в зоосаде оставались бизоны, олени, слониха Бэтти, бегемотиха Красавица, дрессированные медвежата, лисята, тигрята, тюлень, два ослика, обезьяны, страусы, черный гриф и множество мелких животных. Ох и нелегко им было во время бомбежек!

Большинство зверей в ужасе метались по клеткам, рычали от страха медвежата, забивались в угол птицы. Слониха Бэтти, едва услышав звуки сирены, поспешно отправлялась в свой домик. Не было у нее другого убежища. К несчастью, 10 сентября прямо рядом с ее вольером разорвалась одна из трех фугасных бомб, сброшенных с немецкого бомбардировщика, которая убила сторожа и смертельно ранила саму Бэтти.

В ту страшную ночь также погибли умные медвежата и веселые лисята. Были разрушены стены обезьянника, из-за чего приматы разбежались по округе. Утром сотрудники собирали их, дрожащих от страха, по всему городу.

Нелегко пришлось и бегемоту Красавице. Она выжила и прожила долгую счастливую жизнь, однако без самоотверженной помощи Евдокии Дашиной чуда бы не произошло. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой сорок первого городской водопровод не работал и бассейн Красавицы оставался пустым.

Что делать? Евдокия Ивановна каждый день привозила на саночках из Невы сорокаведерную бочку с водой. Воду грели и поливали ею бедную бегемотиху. Трещины смазывали камфорной мазью, исстрачивая до килограмма в день. Вскоре кожа Красавицы зажила

Разумеется, в те страшные годы зоосад не финансировался, и выживание животных полностью зависело от его служащих. В первые месяцы войны они собирали на полях трупы убитых снарядами лошадей, рискуя жизнью, убирали с полей овощи. Когда эта возможность была утеряна, люди косили серпами оставшуюся траву во всех возможных точках города, собирали рябину и желуди. Весной всю свободную территорию превратили в огороды, где выращивали капусту, картофель, овес и брюкву.

Но так можно спасти только животных-вегетарианцев, а как быть с остальными? Ради них отыскали завалявшиеся шкурки кроликов, набивали их смесью травы, жмыха и хряпы и смазывали тушки снаружи рыбьим жиром. Так удалось не дать умереть с голоду привередливым хищникам.

Хищным птицам в такую смесь добавляли рыбу. Грифы согласились есть только вымоченную соленую рыбу. А вот самым несговорчивым оказался беркут, ради которого людям пришлось ловить крыс.

Известно, что взрослый бегемот в сутки должен получать от 36 до 40 кг корма. Разумеется, в блокадные годы и речи не могло быть о таком «пиршестве». Красавице давали 4-6 кг смеси из травы, овощей и жмыха, добавляя туда 30 кг распаренных опилок, просто для того, чтобы заполнить ей желудок.

Удивительно, однако Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 41-42-х гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев, что доказывало необходимость такого мирного учреждения в те страшные годы.

Многие служители ночевали прямо в зоосаде, не желая покидать своих подопечных ни на миг. Их было немного - всего два десятка, но этого оказалось достаточно, чтобы спасти множество жизней. 16 человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда», а сам зоопарк было решено не переименовывать, чтобы сохранить память о подвиге сотрудников-блокадников.

3.Беседа с классом. Постановка проблемного вопроса. Формулирование темы и целей урока.

- Как вы думаете, если я еще два раза прочитаю вам текст, сможете ли вы написать изложение? (Нет, не сможем, потому что текст большого объема).

- Что мы должны сделать, чтобы написать изложение? (Мы должны текст сжать).

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Подготовка к написанию сжатого изложения).

- Какие цели мы должны сегодня достигнуть? (Вспомнить способы сжатия текста; подготовить черновики сжатого изложения; написать изложение).

4. Запись в тетрадях темы урока.

5. Работа с презентацией mimio studio «Способы сжатия текста».

5.1 Словарная работа. Для того, чтобы хорошо и успешно работать сегодня на уроке, нам необходимо вспомнить значение некоторых основных понятий. (Работа с текстом слайдов 2 - 3, возможна запись в тетрадь).

5.2. Что значит «сжать текст»?

«Сжать» текст - это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей». Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Работа с текстом слайда 4. Сжатие текста. От чего мы отказываемся и что сохраняем?

6. Пауза в работе с презентацией. Возьмите «Памятку для учащихся «Как писать сжатое изложение». Читаем памятку вслух.

Памятка «Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:
Определите тему текста (о чем текст?).
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод) .
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.
Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т. п.).
Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


7. Работа с текстом изложения. Возьмите тексты изложения «Блокадный зоопарк». Работаем над сжатием текста изложения по плану «Памятки».

- Прочитайте текст.

- Какова тема текста? О чем он? (Этот текст о работниках Ленинградского зоопарка, которые в годы блокады спасали животных).

- Сформулируйте основную мысль текста? (Память о подвиге сотрудников-блокадников будет жить в памяти потомков).

- Определите стиль текста и тип речи. (Данный текст - повествование в публицистическом стиле).

- Каковы особенности построения текста? (Текст строится классическим образом: вступление (рассказ о героизме защитников Ленинграда); основная часть (рассказ о каждодневном подвиге сотрудников зоопарка); заключение (вывод).

- Составьте подробный план текста, оставляя место для записи ключевых слов. (См. образец слайд 10).

- Сравните свой план с предложенным. (Слайд 11).

8. Работа над сжатием текста.

- Читаем первый абзац.

Блокада Ленинграда - одна из самых страшных страниц в истории города. Тяжело было всем, жители гибли от голода и холода, казалось, помощи ждать неоткуда. Однако даже в те ужасные времена нашлись люди, которые, не жалея себя, пытались спасти несчастных животных из Ленинградского зоопарка.

- На своих листах с текстом сожмите первый абзац. Оставьте только ту информацию, которая необходима для сохранения смысла текста. Что у вас получилось?

Блокада Ленинграда - страшная страница истории города. Тяжелов было всем, но и в те страшные времена нашлись люди, спасавшие животных из Ленинградского зоопарка.

- Продолжите работу над сжатием текста самостоятельно.

9. Подведение итогов урока.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Чему мы сегодня научились на уроке?

Составление синквейна об уроке.

10. Домашнее задание.

Довести до конца сжатие текста, переписать получившееся изложение.

Библиография использованных методических материалов

Электронные источники

feneral-spb.narod.ru

wiki.iteach.ru/images/d/d5/Urok2_Ageeva.pdf

proshkolu.ru/user/zhilinoju86/file/1108569/

Заключение

В ходе данного урока учитель использует все возможные средства наглядности (презентация PowerPoint «Блокадный зоопарк», презентация mimio studio «Способы сжатия текста», распечатанный текст изложения «Блокадный зоопарк», распечатанная «Памятка ученику по написанию сжатого изложения») для того, чтобы сделать материал для ученика более ярким, интересным и доступным. Ученик работает не только с электронным представлением информации, но и с информацией на бумажном носителе.

Предоставленная возможность работы по сжатию напечатанного текста (а не услышанного) представляется очень важной. Поскольку многие дети визуалы, а не аудиалы, процесс обучения сжатию текста желательно начинать с работы именно с напечатанным текстом.

Проверка учителем черновых вариантов сжатого текста, составления плана и записи ключевых слов, позволяет сделать вывод о том, на каком этапе работы по сжатию текста у ребенка возникают проблемы.

Списывание сжатого текста напечатанного образца способствует развитию внимания и орфографической зоркости.

5


© 2010-2022