Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение.

№ уро

ка

Тема урока

Теория литературы

Основное содержание

Кол-во часов

Дата

1

Введение. «Прекрасное начало…». (Из истории русской литературы XIX века).

Классицизм

сентиментализм

романтизм

реализм

Обзорная лекция с привлечением материала вводной статьи.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Составление тезисного плана, беседа

1

Из литературы первой половины XIX века.

2

А.С.Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Лирика. Основные мотивы лирики.

Элегия,

ода

Историко-биографический очерк с закреплением понятий о литературных направлениях и лирических жанрах. Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе» (традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре.

1

3

«Муза пламенной сатиры». (Социально-историческая тема).

Послание,

ода

Обзор лирики «петербургского» периода с текстуальным анализом оды «Вольность».

1

4

Годы странствий: самовоспитание художника.

Лирическое стихотворение,

элегия

Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю».

1

5

Тема призвания поэта в лирике Пушкина.


Философская поэзия

Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», в контексте творчества художника.

1

6

«Чувства добрые» как основа пушкинской поэзии. Тема природы, любви, дружбы, творчества в стихотворениях разных лет.

Традиция, наследие

Выразительное чтение, сообщения

1

7

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства.

Народность литературы,

образ «маленького человека»,

повесть

Сопоставление образов: Евгений и «Медный всадник». Проблема индивидуального бунта.

Выборочное чтение; выводы, обобщения.

1

8-9

Р/Р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Работа по развитию речи с использованием материала учебника.

2

10

Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова.

Мотив, романтизм , реализм.

Урок в жанре «литературного портрета». Выразительное чтение стихов.

1

11


Образ Поэта в лермонтовской лирике.

Духовная лирика

Урок-обзор с текстуальным анализом стихотворений «Поэт» и «Пророк».

1

12

Требовательная любовь. Мотивы интимной лирики.

Лирическая исповедь

Обзор любовной лирики поэта. Анализ стихотворений «Я не унижусь пред тобою...», «Молитва».

1

13

Темы и мотивы философской лирики Лермонтова.

Лингвистический анализ поэмы «Демон».

1

14

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Философская поэма

1

15-16

Р/Р Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

2

17

Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Художественный мир Н.В.Гоголя.

Повесть, ирония, гротеск, фантасмагория

Урок в жанре «литературного портрета» с сообщением ранее изученного и привлечением материала учебника и сообщений учащихся.

1

18

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Образ города. Сатира на страницах повести

«романтическое двоемирие»

«романтическая ирония»

Анализ повести.

1

19

«Необыкновенно странное происшествие…». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

Гротеск, фантасмагория.

Анализ повести с использованием материала учебника.

Анализ повести «Портрет»

.1

20

Тема Петербурга в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

Урок обобщения с привлечением ранее изученного материала.

1

21-22

Р/Р Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Работа по развитию речи учащихся, умению анализировать литературное произведение.

2


Литература второй половины XIX в.

23-24

Идейные направления, критика, журналистика 1860-1890-х годов.

Литературный процесс, литературная критика,

антинигилистический роман

Историко-литературный обзор (составление таблицы, включение докладов и сообщений учащихся).

Конспектирование статьи

2

25

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь великого русского драматурга.

Реалистическая драма

Мини-доклады

Лекция учителя, индивидуальные сообщение учащихся

А. Н. Островский и русский театр.

1

26

А.Н. Островский. Комедия «Свои люди- сочтёмся!».Быт и нравы замоскворецкого купечества.

Речевой жест

История создания пьесы, анализ экспозиции и завязки действия, характеристика основных персонажей.

1

27

Конфликт «старших» и «младших» в комедии Островского.

Проблемный анализ текста.

1

28

Мир города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза»

Драма,

экспозиция

Анализ экспозиции и образной системы пьесы.

1

29

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

Семейно-бытовая коллизия.

Речевая характеристика

Сопоставительный анализ главных героинь.

1

30-31

Трагедия совести и её разрешение в пьесе.

Трагикомедия

Образ Катерины в свете критики.

Урок-семинар с опорой на критические статьи Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева.

2

32

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

Урок-обощение с использованием материалов раздела учебника и рекомендуемой литературы.

1

33-34

Р/Р Сочинение по проблематике изученной темы.

2

35

Личность и творчество И.А.Гончарова.

Социально-философский роман.

Индивидуальное сообщение: «Кругосветное путешествие Гончарова и его фрегат «Паллада»

Основные этапы жизни и творчества Гончарова.

1

36-37

Герои и проблематика романа «Обыкновенная история»

2

38

И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Утро Обломова.(Знакомство с героем романа.)



«Говорящая» деталь, утопия.

Вводный урок по роману.

Анализ отдельных глав.

Исследование текста

1

39

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»)

Типизация,

утопия,

роман в романе

Анализ центральной главы романа с опорой на материал учебника

1

40

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Герой-антагонист,

антитеза, авторский комментарий

Сопоставительная характеристика героев.

1

41

Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

Типический характер

Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника.

1

42-43

Роман «Обломов» в интерпретации русской критики и современного искусства.

Социально-философский роман

Написание тезисов. Оценка «обломовщины» в критике Н.А.Добролюбова и А.В.Дружинина.

Просмотр отрывков из к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Н. Михалков)

2

44

Позднее творчество И.А.Гончарова.

Лекция учителя и сообщения учащихся с опорой на материал заключительной статьи раздела учебника.

1

45-46

Р/Р Сочинение по творчеству И.А.Гончарова.

Выполнение работы

2

47

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.

Стихотворения в прозе

Биография писателя.

1

48-49

Народ: от поэзии к правде. (Цикл «Записки охотника»)

Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы».

2


50

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». История создания. Знакомство с героями и эпохой в романе.

Тема

Идея

Композиция

социально-психологический роман

Анализ первых глав романа .

Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе

1

51

Мир «отцов» в романе.

Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций? Смысл названия романа

Говорящая деталь, внутренний жест

Пообразная характеристика с анализом ключевых эпизодов.

1

52-53

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества

«Тайный психологизм»

Проблемная дискуссия.

Анализ эпизодов. Аналитическая работа с текстом.

2

54

Философские итоги романа. Смысл заглавия.

Урок-обобщение с привлечением критического материала.

Подготовка к сочинению.

1

55-56

Поэтика и жанр тургеневских стихотворений в прозе.

Стихотворение в прозе

Аналитическое чтение стихотворений в прозе «Порог», «Два богача».

2

57-58

Р/Р Сочинение по проблематике изученной темы.

Работа по развитию речи.

2

59

Творчество Н.А.Некрасова. Основные вехи жизни и творчества народного поэта.

Историко-биографический очерк .

1

60

Народные характеры и типы в некрасовской лирике.

Анализ стихотворений «В дороге», «Огородник». Самостоятельный разбор учащимися стихотворения «Зелёный шум».

1

61

«Муза мести и печали» в лирике Некрасова.

Анализ стихотворений.

1

62-63

Социальные и гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Анализ стихотворений.

2

64

Обучение анализу стихотворения. Решение вечных проблем в стихотворениях Некрасова «Рыцарь на час», «Элегия», «Пророк».

1

65

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Жанр и проблематика поэмы. Путешествие как прием организации повествования.

Поэма-эпопея

фольклорный мотив

сказочный зачин

мифологический образ

Аналитическая работа с текстом. Индивидуальное сообщение

1

66-67

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.

Характеристика представителей старой Руси и претендентов на «мужицкое счастье» в поэме с выходом на «диалектику» переломного времени. Анализ глав «Счастливые», «Последыш», «Крестьянка».

2

68

Философские итоги некрасовского эпоса.

Урок-дискуссия с обсуждением проблематики финала некрасовской поэмы и элементами подготовки к итоговому сочинению.

1

69

«Последние песни» - поэтическое завещание Некрасова.

Анализ стихотворений.

1

70

Лингвистический анализ лирического произведения (по творчеству Н.А.Некрасова).

1

71

Р/Р Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

1

72

Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева.

Изучение историко-биографического материала.

Составление конспекта

1

73

Мир природы в лирике Тютчева.

Лирическая миниатюра

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.

1

74

«И ропщет мыслящий тростник». (Личность и мироздание в лирике Тютчева).

Философская (медитативная) лирика; лирический цикл

Чтение наизусть, анализ.

1

75

Своеобразие любовной темы в лирике Ф.И.Тютчева.

Анализ стихотворений

1

76

Раздумья о жизни, человеке и мироздании в философской поэзии Ф.И.Тютчева

Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

Анализ стихотворений "Цицерон», «Умом Россию не понять...»

1

77

Жизнь и творчество А.А.Фета. Поэтический мир Фета.

Мелодика стиха

музыкальность стиха




Чтение статьи в учебнике.

1

78

Природа и человек в лирике Фета. Тема любви в лирике Фета.

Романс

лирический восторг

лирический этюд

Составление конспекта, чтение стихов.

Прослушивание романсов на стихи Фета.

1

79

Тема поэта и поэзии в лирике Фета.

Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую...»

1

80

Р/Р Письменная работа по проблематике изученной темы/по объединенной теме «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

1

81


82

Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова.

Мир лесковских героев.

Составление опорного конспекта, чтение текста.

1

1

83

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Стиль лесковского сказа.

Стилизация

Работа с текстом: напряженность сюжета и трагизм судеб героев его произведений

1

84

Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Литературный сказ,

жанровый синтез

Анализ фрагментов, обобщение.

1

85

Р/Р Сочинение по изученной теме.

Письменная работа по одной из предложенных тем.

1

86

От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.


Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве писателя; план-схема по биографии писателя.

1

87

Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города».

Сатирический роман-хронотоп, сатира, гротеск.

Беседа, анализ текста.

1

88

«История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников.

Особенности романа. Гротеск.

Аналитическая работа с текстом

1

89

Проблема финала «Истории одного города».

Антиутопия, абсурд

Обобщение материала, выводы.

Урок-дискуссия с элементами подготовки к сочинению.

1

90

«Сказки для детей изрядного возраста». Злободневность, политическая острота сказок

Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск)

Урок-обзор

1

91

Обучение анализу сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь», «Богатырь».

Анализ сказок с опорой на материал учебника.

1

92

Р/Р Сочинение по изученной теме.

Работа по развитию речи.

1

93

Страницы жизни и творчества А. К. Толстого. Природный мир в лирике А.К. Толстого.

Лирика позднего романтизма,

Романс,

историческая песня

Работа с вводной статьёй учебника.

1

94

«Коль любить, так без рассудку…». Интимная лирика А.К.Толстого.

Баллада, романс

Работа с учебником, анализ стихов.

Прослушивание романсов.

1

95

Темы и образы исторической сатиры А.К.Толстого.

Анализ поэмы «История государства Российского...» с привлечением материала по русской истории.

1


96

Р/Р Лингвистический анализ текста.

Письменная работа по проблематике изученной темы.

1

97

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности

Схема-конспект по биографии Л.Н. Толстого. Индивид.задание: хронологическая таблица «Исторические события»

1

98

«Севастопольские рассказы» как пролог «Войны и мира». Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах».

Анализ повествовательного цикла раннего Толстого с привлечением заданий к самостоятельному анализу текста.

1

99

Л.Н. Толстой. «Война и мир». История создания и авторский замысел романа-эпопеи.

Роман-эпопея,

Авторский замысел

Аналитическое чтение первых глав.

1

100

Логика начала (экспозиция романа).

Анализ первых сцен «Войны и мира» с выявлением основной проблематики романа.

1

101

Испытание эпохой «поражений и срама».

Анализ эпизодов кампании 1805-1807г.г. (тема истинного патриотизма и псевдопатриотизма)

1

102

«Мысль семейная» в романе.

Семья Ростовых и семья Болконских в романе Толстого «Война и мир».

Портрет

Сопоставительный анализ.

Пересказ эпизода «Именины Натальи».

Таблица Ростовы, Болконские.

Сочинение-эссе

1

103

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Тип героя-искателя

Внутренний монолог

Портрет как прием характеристики

диалектика души

Анализ избранных глав романа с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их пересечений в романе. Составление плана по теме «Путь исканий Андрея Болконского»,

«Путь исканий Пьера Безухова».

1


104

Женские образы в романе: Наташа Ростова и Марья Болконская.

Портретная характеристика.


Сравнительная характеристика.

Сочинение-эссе «Моя любимая героиня»

1

105

Начало «общей жизни»: война за Отечество. Философия войны в романе.

История на страницах художественного произведения.

Анализ глав 1-2 частей III тома романа с выделением эпизода оставления Смоленска.

1


106

Кутузов и Наполеон как личности и полководцы. Смысл противопоставления полководцев.

Работа в группах.

Путь Наполеона.

Путь Кутузова.

1

107


Уроки Бородина.

Анализ сцен Бородинского сражения.

1

108-109

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий.

Проблема национального характера, проблема истинного и ложного патриотизма.

Обобщение по всему роману роли народа в истории.

Фронтальный опрос.

2

110

Платон Каратаев: русская картина мира.

Анализ эпизодов пребывания Пьера в плену и характеристика «народного мудреца» Каратаева.

1

111

Нравственно-философские итоги романа.

Анализ эпилога романа с выходом на смысл названия толстовской эпопеи.

Подготовка к написанию итогового сочинения по роману «Война и мир».

1

112-113

Р/Р Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

2

114

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях Ф.М. Достоевского, философская глубина творчества.

Творческие искания.




Индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Достоевского; конспект Хронологическая таблица по учебнику

1

115

История создания и авторский замысел романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Идеологический роман

философская проблематика

Урок-лекция с привлечением материала учебника.

Комментированное чтение, составление опорной схемы. Наблюдение за развитием сюжета по главам.

1

116

Образ Петербурга в романе.

Обсуждение «городской» темы в романе с опорой на традиции изображения Петербурга в русской классике.

1

117

Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

Рассмотрение темы «маленького человека» в романе.

1

118

«Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Их роль в романе.

Значение образов Лужина

и Свидригайлова

Сравнительная характеристика героев

1

119

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

Характеристика образа Сони Мармеладовой.

1

120

«Преступление и наказание»к ак роман-предупреждение.

Анализ эпилога романа. Подготовка материалов к сочинению.

1

121

Достоевский и современность.

Сочинение-эссе «Теория Раскольникова сегодня: опыт осмысления.

1

122-123

Р/Р Сочинение по одной из предложенных тем.

2

124

Жизнь и творчество А.П. Чехова.

Особенности художественного мироощущения Чехова.

Хронологическая таблица по биографии писателя. Самостоятельная работа по материалам учебника.

Индивидуальное сообщение по рассказам.

1

125

Маленькая трилогия. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Идейно-художественное своеобразие.

маленький человек

Герой

Рассказ

Рассказчик

Рассказ в рассказе

Трилогия

Предметная детализация

Викторина на знание содержания рассказов

1

126

Тема гибели души в рассказе «Ионыч» Трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности

Художественная деталь

Собирательный образ

Лингвистический анализ текста. От Старцева к Ионычу

1

127

А.П.Чехов «Студент». Время и свет. Возрождение правды и красоты в рассказе.

Авторская позиция.

Аналитическая работа с текстом

1

128

А.П.Чехов «Чайка». Идейно-художественное своеобразие.

Психологизм прозы

Роль художествен-

ной детали

Лаконизм

Повествование

Чеховский пейзаж

Скрытый лиризм

Подтекст

1

129

А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад». Своеобразие образной системы и конфликта пьесы.

Лирическая комедия

внутренне действие

подтекст

Новаторство чеховской драматургии.

Анализ общей проблематики пьесы.

1

130-131

Образ сада и философская проблематика пьесы.

Анализ комедии с выявлением авторской позиции и художественных средств её отображения.

2

132

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.

Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Своеобразие жанра.

1

133-134

Р/р Сочинение по изученной теме, по творчеству А.П.Чехова.

Работа по развитию речи.

2

135-136

Урок-обобщение историко-литературного курса.

Повторение.

2











Утверждаю Согласовано

директор МБОУ «СОШ с. Рассвет заместитель директора по УВР ____________ Казиева А.Е. ___________

«__»________2014г. «__»________2014г.





Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 10 классе на 2014-2015 учебный год



Количество часов в неделю: 4 ч.

Всего за год: 136 ч.

Уроков развития речи: 23 ч.

Учебник: Литература.10 класс.

Авторы: С.А.Зинин, С.А.Сахаров. Москва «Русское слово» 2014г.

Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы

Авторы-составители:

Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.



















Учитель: Уразалиева С.К.


© 2010-2022