- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Л. Н. Толстой Детство. Тест с ключами
Л. Н. Толстой Детство. Тест с ключами
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Баклушина Л.Б. |
Дата | 05.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Баклушина Л.Б., учитель русского языка, литературы, риторики
МБОУ средняя общеобразовательная школа №183 с углубленным изучением отдельных предметов имени Р.Алексеева, г.Нижний Новгород
Толстой Л.Н. «Детство»
I вариант
1. Чей портрет? Кто так рассуждает о персонаже?
"Самые обыкновенные, грубые и дурные черты: глаза маленькие, серые…"
2. Чей это портрет?
"В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах".
3. Чей это портрет?
"Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука".
4. Чей это портрет?
"Светло-голубые глаза и улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик со светлой улыбкой, крошечные ямочки на розовых прозрачных щечках, беленькие ручки, к ней по-прежнему идет название чистенькой девочки".
5. Чей это портрет?
В комнату вошел человек лет пятидесяти, с бледным, изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Он был такого большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было нагнуть голову, но и согнуться всем телом. На нем было надето что-то изорванное, похожее на кафтан и на подрясник; в руке он держал огромный посох.
6. Чей это портрет?
"Это был человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого виден был большой белый крест, и с спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его движений поразили меня"
7. О ком идёт речь?
Кроме страстного влечения, которое он внушал мне, присутствие его возбуждало во мне в не менее сильной степени другое чувство - страх огорчить его, оскорбить чем-нибудь, не понравиться ему: может быть, потому, что лицо его имело надменное выражение, или потому, что, презирая свою наружность, я слишком много ценил в других преимущества красоты, или, что вернее всего, потому, что это есть непременный признак любви, я чувствовал к нему столько же страху, сколько и любви.
8. Чей это портрет?
Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях светскость или богатство
9. Чей это портрет?
Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна (он никогда не употреблял местоимений), но ударения так трогательны и желтое уродливое лицо его принимало иногда такое откровенно печальное выражение, что, слушая его, нельзя было удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления, страха и грусти.
10. Кто, кому и о ком сказал данные слова?
Я на это тебе только одно скажу: трудно поверить, чтобы человек, который, несмотря на свои шестьдесят лет, зиму и лето ходит босой и, не снимая, носит под платьем вериги в два пуда весом и который не раз отказывался от предложений жить спокойно и на всем готовом, - трудно поверить, чтобы такой человек все это делал только из лени.
11. О ком идёт речь?
…мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал…
12. Как мама хотела отблагодарить Наталью Савишну за двадцать лет верной службы?
13. Какое слово нужно вставить на месте пропуска?
Когда _____ улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
14. О каком эпизоде идёт речь?
Эпизод … хотя и мог кончиться дурно, принес мне ту пользу, что поставил меня на свободную ногу в кругу, который казался мне всегда самым страшным, - в кругу гостиной; я не чувствовал уже ни малейшей застенчивости в зале.
15. Кто, кому и о ком сказал данные слова?
Не правда ли, что прелесть?.. такая прелесть, что скажи …мне: «… выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! сейчас прыгну, и с радостью. Ах, какая прелесть!
16. Кто кому отвечает на письмо? Какая просьба содержалась в первом письме?
До сих пор господь исполнял мою молитву: ты не переходил одной черты, после которой мы должны будем или жертвовать состоянием, которое принадлежит уже не нам, а нашим детям, или… и подумать страшно, а ужасное несчастие это всегда угрожает нам. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь!
17. Вставьте на месте пропусков недостающие (подходящие по смыслу) слова:
О великий ____________1 Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость ___________ 2, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих - ты их не поверял _______________ 3… И какую высокую _________ 4 ты принес его величию, когда, не находя слов, ____________ 5 повалился на землю!..
Толстой Л.Н. «Детство»
II вариант
1. Чей это портрет?
"Лицо его всегда было спокойно - выражало сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы".
2. Чей это портрет?
"И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка!"
3. Чей это портрет?
"Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука".
4. Чей это портрет?
"Невысока ростом и, вследствие английской болезни, у нее ноги до сих пор еще гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза; и глаза эти действительно прекрасны - большие, черные, с выражением важности и наивности".
5. Чей это портрет?
"Это был человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого виден был большой белый крест, и с спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его движений поразили меня"
6. Чей это портрет?
Войдя в комнату, он из всех сил стукнул им по полу и, скривив брови и чрезмерно раскрыв рот, захохотал самым страшным и неестественным образом. Он был крив на один глаз, и белый зрачок этого глаза прыгал беспрестанно и придавал его и без того некрасивому лицу еще более отвратительное выражение.
7. О ком идёт речь? Кто так характеризует персонажа?
…мне кажется, что все это отговорки, для того только, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам, по обедам и бог знает что делать... я часто думаю, что он не может ни ценить, ни понимать ее …
8. О ком идёт речь?
…какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе
9. О ком идёт речь?
У него была дурная привычка, когда он задумывался, останавливать глаза на одной точке и беспрестанно мигать, подергивая при этом носом и бровями. Все находили, что эта привычка очень портит его, но я находил ее до того милою, что невольно привык делать то же самое, и чрез несколько дней после моего с ним знакомства бабушка спросила: не болят ли у меня глаза, что я ими хлопаю, как филин.
10. О ком идёт речь?
…сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались.
11. Кто, кому и о ком сказал данные слова?
Я на это тебе только одно скажу: трудно поверить, чтобы человек, который, несмотря на свои шестьдесят лет, зиму и лето ходит босой и, не снимая, носит под платьем вериги в два пуда весом и который не раз отказывался от предложений жить спокойно и на всем готовом, - трудно поверить, чтобы такой человек все это делал только из лени.
12. О каком событии идёт речь?
…взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок…
13. Какое слово нужно вставить на месте пропуска?
Когда _____ улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
14. О ком идёт речь?
… до того расхохоталась, что слезы навернулись ей на глаза и все кудряшки распрыгались около ее раскрасневшегося личика, мне нисколько не было совестно. Я понял, что смех ее был слишком громок и естествен, чтоб быть насмешливым; напротив, то, что мы посмеялись вместе и глядя друг на друга, как будто сблизило меня с нею.
15. Кто, кому и о ком сказал данные слова?
Не правда ли, что прелесть?.. такая прелесть, что скажи …мне: «… выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! сейчас прыгну, и с радостью. Ах, какая прелесть!
16. Кто кому отвечает на письмо? Какая просьба содержалась в первом письме?
Ты так добр, милый друг, что из страха огорчить меня скрываешь настоящее положение своих дел; но я догадываюсь: верно, ты проиграл очень много, и нисколько, божусь тебе, не огорчаюсь этим; поэтому, если только дело это можно поправить, пожалуйста, много не думай о нем и не мучь себя напрасно.
17. Вставьте на месте пропусков недостающие (подходящие по смыслу) слова:
О великий ____________1 Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость ___________ 2, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих - ты их не поверял _______________ 3… И какую высокую _________ 4 ты принес его величию, когда, не находя слов, ____________ 5 повалился на землю!..
Ключи
I вариант
II вариант
-
Николенька Иртеньев о себе
-
Карл Иванович
-
Маман
-
Катенька
-
Это был юродивый и странник Гриша.
-
Князь Иван Иванович
-
Сережа Ивин
-
Папа
-
Это был юродивый и странник Гриша.
-
Мама - папа о Грише
-
Мама
-
Дала ей вольную
-
Матушка
-
Эпизод с перчаткой
-
Николенька - Володе - о Сонечке
-
Мама - папа о её деньгах
-
Папа
-
Володя
-
Маман.
-
Любочка
-
Князь Иван Иванович
-
Это был юродивый и странник Гриша.
-
Бабушка о папа
-
Наталья Савишна
-
Сережа Ивин
-
Карл Иванович
-
Мама - папа о Грише
-
О вольной Натальи Савишны
-
Матушка
-
Сонечка
-
Николенька - Володе - о Сонечке
-
Мама - папа о её деньгах
-
О великий 1христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость 2 Бога, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих - ты их не поверял 3 рассудком… И какую высокую 4 хвалу ты принес его величию, когда, не находя слов 5 в слезах повалился на землю!..