Русская литература 9 класс Сентиментализм как литературное направление

Этот урок составлен в соответствии ГОСО и предназначен для применения в 9 классах. Цель: способствовать развитию критического мышления; определить сентиментальный конфликт в повести "Бедная Лиза"; воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение. На всех этапах урока ученики проявили познавательную активность, учащиеся сопереживали главным героям. Мне понравилось то, что не один ученик не сидел без дела, все были вовлечены в процесс изучения нового материала. Многие учащиеся ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 11

Русская литература

9 класс

Тема:

Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

Ссылка:

учебник Русская литература для 9 класса - Алматы «Мектеп» 2013 ( Салханова Ж.Х, Ауельбекова Г. Д.).

Руководство для учителя II уровня, приёмы критического мышления.

Цели:

  • Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма;

  • Определить сентиментальный конфликт в повести «Бедная Лиза»;

  • Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение;

  • Развивать интерес к истокам русской литературы.

Результаты обучения:

Знать: биографию и творчество Карамзина, содержание, тематику, характеристику героев, нравственную проблематику, позицию автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Уметь: работать с текстом выборочно, видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства.

Ключевые идеи:

Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Ход урока:

Этапы урока

Время

45

минут

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Орг.момент




2 мин

Приветствие учителя и подготовка к восприятию урока.

Отвечают на приветствие учителя. Сосредотачиваются на уроке.

II. Активизация деятельности учащихся.



13 мин.

Распределение в группы.

Проверка домашнего задания

1.Чтение «Оды на день восшествия…».

2.План оды.

Вызов: Литература - удивительный предмет, который приближает к нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII.

- Сейчас поставьте перед собой цель, которой вы будете следовать, и запишите в тетрадь, например: показать, что сентиментальность, слезливость - чувства, которые мешают жить человеку и иногда бывают даже опасны. Или: доказать, что все люди равны в своих чувствах и надо уважать чувства каждого человека.

- Давайте сейчас на Машине времени перенесёмся в XVIII век.

Тема нашего урока: Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

- Какие цели мы наметим сегодня на урок?

Образуют группы.


Читают оду и составленный план.


В тетрадях записывают свою точку зрения и обсуждают в группе.

Некоторые ученики читают свои записи и аргументируют свои ответы.


Записывают эпиграф к уроку

Жить не есть писать историю,

трагедию или комедию,

а как можно лучше мыслить,

чувствовать и действовать,

любить добро,

возвышаться душой

к его источнику.






Формулируют цели урока.

III. Усвоение новых знаний


10мин.

Беседа по вопросам:

1. Что такое сентиментализм?

2.Назовите отличительные черты сентиментализма?

3. Назовите представителей сентиментализма в литературе?

Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?




Самостоятельное чтение статьи.

Ответы учащихся:

1.Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII - начале XIX века.

2. Самоназвание «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Автор сочувствует героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу. Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

3.Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский.

-Высказывают свои предположения.

IV. Закрепление новых знаний.


15

мин.

Чтение повести «Бедная Лиза»

  1. 1.Что можно сказать о композиции повести?

  2. 2.Присутствует ли автор в произведении?

  3. 3. Какова ведущая сюжетная линия в повести?

  4. 4. Какие проблемы подняты в повести?

5. Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?

Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.

  1. Ученице было дано задание: проследить по тексту изменение психологических состояний, через которые проходит Лиза. Она делится своими наблюдениями, а остальные ученики должны записать в тетрадь лексику, характеризующую эти состояния.

  1. Ученику было дано задание: проследить, какое изображение получает духовная жизнь Эраста. Остальные ученики записывают лексику, характеризующую духовную жизнь героя.

  2. Образ Природы

Существуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой.

В каком образе представлены высшие силы?

Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.

-Что обозначают ландыши в руках Лизы?

-Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?

-Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?

-Выборочное чтение эпизодов повести.

-Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.

-Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды - в минуту ее «заблуждения». Где? - Выборочное чтение эпизодов повести

-А связана ли Природа с Эрастом?

Подтвердите свой ответ цитатами.

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» - нравственное и эстетическое.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.


1.Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его.

2. Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие.

3. История трагической любви Лизы и Эраста.

4. Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек.

5. Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Ученица: Изображая поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой передаче душевных переживаний Лизы, вызванных важнейшими в ее жизни событиями. Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грустит. Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя... И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством. Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала: робость и смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение, Все это проявление безграничной любви.

Ученик: Изображая духовную жизнь Эраста, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви. Поэтому-то он и открывает читателю историю не жизни, а любви своего героя, его душу. Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он. Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

- Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь - все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.


V.Рефлексия.

3 мин.

Оцените свою работу.



Дети оценивают свою работу.

- Сегодня я узнал, что…

- Больше всего мне понравилось на уроке …

- Испытывал затруднения …


VI.Д/з

2мин.

1.Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

2.Составить портретную характеристику Эраста и Лизы.

3.Чтение повести.


Записывают домашнее задание.






















Русская литература 9 класс Сентиментализм как литературное направление

Русская литература 9 класс Сентиментализм как литературное направление

Русская литература 9 класс Сентиментализм как литературное направление


Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.

2. Жанр «Бедной Лизы»:

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:

А) осветить события, не выражая своей позиции;

Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.

5. Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

Б) отношение автора к герою;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев - Лизу и Эраста:

А) описывая их внешность;

Б) рассказывая об их отношении к труду;

В) повествуя об их родителях.

7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:

А) как о человеке чистом душой;

Б) с иронией;

В) как о легкомысленной девушке.

8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

9. Человек, духовно близкий Лизе:

А) мать;

Б) Эраст;

В) повествователь.

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

11. картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования;

Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;

Б) «И крестьянки любить умеют»;

В) «Смерть за отечество не страшна…».

13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

А) нищая;

Б) обездоленная;

В) несчастная.

14. Новаторство Карамзина проявилось:

А) в обличении социального неравенства героев;

Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;

В) в детальном изображении внутреннего мира героини.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

а

б

а

б

в

б

а

б

а

а

в

б

в

в





14


© 2010-2022