Методическая разработка урока в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нұртаза Эльвира Алимбаевна

Методическая разработка урока по русскому языку в 5-м классе

Тема: "Путешествие по стране Букв и Звуков".

(Урок обобщения знаний по теме "Фонетика")

Цель:



  1. Обобщить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела "Фонетика";

  2. Познавать познавательную активность;

  3. Воспитать интерес к изучению русского языка.

Ход урока



I. Организационный момент.

Запись даты, классной работы, темы, постановка задач урока.

- Ребята, мы с вами на этом уроке обобщим наши знания, умения и навыки, которые получили при изучении раздела "Фонетика". Урок будет необычный: путешествие по стране Букв и Звуков. А передвигаться по этой стране мы будем по карте.

Карта страны Букв и Звуков





Пик "Орфоэпия"

Город Алфавит

"Веселый привал"



Привал "У костра" Привал "Оценка"

Поселок Фонема

1. - Итак, начнем наше путешествие. Отправная точка - поселок Фонема.

На доске записаны пары слов:

Удар - ударь

Брат - Брать

Банка - банька

Ел - ель

- Какими звуками различаются эти пары слов? (твердыми и мягкими согласными)

- А все ли согласные имеют пары по твердости - мягкости? (нет, не все; всегда твердые /ж/, /ш/, /ц/; всегда мягкие /ч/, /щ/, /й/)

- А сейчас прочитайте загадки и запишите отгадки. (листочки с загадками раздаю заранее)

а) С глухим шипящим круглый, как мячик.

Со звонким, как огонь горячий. (шар-жар)

б) С глухим согласным наливаюсь в пол,

Со звонким - сам звеню в раздолье. (колос-голос)

в) С глухим траву она срезает,

Со звонким все листочки объедает. (коса-коза)

- Какие пары по звонкости-глухости прозвучали в отгадках? (/ш/-/ж/, /к/-/г/, /с/-/з/)

- А какие еще согласные образуют пары по звонкости-глухости? (/б/-/п/, /в/-/ф/, /д/-/т/)

- А какие согласные не имеют пар? (глухие согласные; /х/, /ц/, /ч/, /щ/; сонорные согласные; /л/, /м/, /н/, /р/, /й/)

- Таким образом, какой вывод можем сделать? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)



  1. Мостом через реку является фонетический разбор слов: баян, сяду. (ученики работают в тетрадях)

- Теперь давайте проверим. (на доске сделаны разборы с ошибками)

Баян Сяду

Б /б/ - согл., звонк., тверд. С /с/ - согл., глух., тверд.

А /а/ - гласн., безуд. я /й/ - согл., сонорн.

Я /й/ - согл., сонорн., тверд. /а/ - гласн., ударн.

/а/ - гласн., ударн. Д /д/ - согл., звонк., тверд.

Н /н/- согл., сонорн., тверд. У /у/ - гласн., безуд.

Ба-ян, 4 буквы, 5 звуков /байан/ Ся-ду, 4 буквы, 5 звуков, /сйаду/

- Ребята, почему одна и та же буква Я в первом слове обозначает два звука, а во втором слове - один звук? ( в слове БАЯН буква Я стоит после гласной А, а в слове СЯДУ - после согласной С)

- А еще в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова, после разделительных Ь и Ъ)

- Какие еще буквы обозначает два звука? (Е, Ё, Ю)



  1. Ребята, давайте немного отдохнем.

- Дошкольник Алеша знал уже буквы, а правил обозначения на письме мягких и твердых не занл. Помогите ему исправить ошибки.

Ньаньа Ньура! Я буду у Юры. Альоша. (предложение написано на доске, один у ученик работает у доски)

(Няня Нюра! Я буду у Юры. Алеша)

- Какого правила Алеша не знал? (что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость предыдущего согласного)



  1. Приближаемся к городу Алфавит. Перед городом ворота: с одной стороны Ъ, с другой - Ь. Они хотят услышать от нас ответы на вопросы; только тогда нам можно войти в город.

- Что такое алфавит и почему он имеет такое название? (из названий первых двух букв греческого алфавита: "альфа" и "вита")

- Каким другим словом можно назвать алфавит? (азбука, названиям первых двух букв русского алфавита: "аз" и "буки")

- В город мы вошли. По городу будем передвигаться группами. Ваши задания: придумать и записать.

1 группа 2 группа 3 группа

3 слова, в которых звуков больше 3 слова, в которых звуков меньше 3 слова, в которых

чем букв чем букв количество звуков

и букв совпадает

Проверка (по одному человеку по одному слову)



  1. Мы на горе Орфоэпия.

- Что изучает "Орфоэпия" как раздел науки о языке? (правила произношения звуков и ударения в словах)

- У вас на партах листочки со словами. Ваша задача: правильно прочитать слова, соблюдая ударение.

алфавит

ворота

досуг

звонить

кашне

километр

магазин

музей

повторить

6. У нас Веселый привал.

- Обратите внимание на доску, где записаны сочетания букв:

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ.

- В чем особенность написания слов с сочетаниями этих букв? (мягкий знак не пишется, потому что /ч/, /щ/ мягкие)

- Составим небольшой диктант, включая слова с этими сочетаниями. (один ученик выходит к доске и записывает слова, которые подсказывают другие ученики)

(точка, срочно, мечтать, овощной, кончить, посощник, сварщик)



  1. Вот и подошли мы с вами к привалу Оценка.

- На этом уроке мы обобщили наши знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела "Фонетика". Давайте подведем итоги.

8. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.



© 2010-2022