Рабочая программа по русскому языку. 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗДЕЛ 1.Пояснительная записка


Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В. и др. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа,2008.-С.63-110).

Русский язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет РУССКИЙ ЯЗЫК занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетеции учащихся.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании: овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Цели обучения


Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

  • Освоение знаний о причастии, деепричастии; служебных частях речи: предлоге, союзе, частице; междометии и звукоподражательных словах ; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и русского этикета;

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения информативности, соответствия сфере и ситуации общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • Применение полученных знаний на практике.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


В процессе обучения семиклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка в 7 классе совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (извлечение информации из различных источников, в том числе СМИ, Интернета, умение работать с текстом),организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию ).

Примерная рабочая программа по русскому языку в 7 классе опирается на Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, стандарт основного общего образования по русскому языку 2008 г., а также авторскую программу Бабайцевой В.В. и др.

На основании Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку в программу внесены следующие изменения:

Добавлены темы, входящие в блок культуроведческой компетенции:

  • Русский речевой этикет.

  • Текст как явление культуры. Анализ текстов научного, публицистического стилей, текстов художественной литературы. Сочетание типов речи в тексте.

«Морфология».

  • Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи.

  • Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в тексте.

  • Отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи.

  • Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.

  • Звукоподражательные слова.

  • Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности.

В 7 классе изучаются самостоятельные части речи - причастие. деепричастие; служебные части речи - предлог, союз, частица.

Программа предусматривает повторение в начале и в конце года, для чего выделены специальные часы.

В программе специально выделены часы на развитие речи - пятая часть всего времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы с текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма).

Программа рассчитана на 170 часов.












РАЗДЕЛ 2. Содержание курса.

№/п

Раздел программы

Количество часов

1

Вводный курс. Знакомство со структурой и содержанием учебника

1+10

2

Повторение изученного в 5-6 классах

9+2

3

Причастие

40+10

4

Деепричастие

15+4

5

Общее понятие о служебных частях речи

1+0

6

Предлог

15+2

7

Союз

15+4

8

Частица

25+4

9

Междометие

4+2

10

Повторение изученного в 5-7 классах

12+2

11

Резервные

3

Всего 170 часов,

из них 136часов-базовый уровень.

34 часа- региональный.














РАЗДЕЛ 3. Учебно - тематическое планирование.

Базовый уровень.

п\п

Содержание урока

Кол-во часов

Дата


1

Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.



2

Повторим изученное в 6 классе.

Правописание суффиксов существительных.



3

Повторим изученное в 6 классе.

Падежные окончания имен существительных.



4

Повторим изученное в 6 классе.

Глагол как часть речи.



5

Что такое текст.



6

Повторим изученное в 6 классе.



7

Подготовленный диктант.



8

Анализ работы.



9

Понятие о причастии



10

Понятие о причастии



11

Признаки прилагательного у причастия



12

Признаки прилагательного у причастия



13

Признаки глагола у причастия.



14

Причастный оборот и знаки препинания



15

Причастный оборот и знаки препинания



16

Диктант по теме «Причастный оборот».



17

Анализ диктанта.



18

Причастный оборот и знаки препинания



19

Причастный оборот и знаки препинания



20

Развитие речи. Типы речи. Описание общего вида местности. «Любимый уголок природы».



21

Правописание не с причастиями.



22

Правописание не с причастиями.



23

Действительные и страдательные причастия.



24

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.



25

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.



26

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.



27

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.



28

Контрольная работа по теме «Причастие»



29

Анализ работы.



30

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.




Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.



31

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.



32

Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих.



33

Развитие речи. Сочинение-описание по картине И.И.Шишкина « Парк в Павловске».



34

Диктант по теме «Причастный оборот»



35

Анализ диктанта.



36

Краткие причастия.



37

Правописание гласных перед н и нн в причастиях.



38

Правописание гласных перед н и нн в причастиях.



39

Правописание нн в причастиях.



40

Правописание нн в причастиях.



41

Повторение Причастие.



42

Повторение Причастие.



43

Повторение Причастие.



44

Описание действий.



45

Диктант по теме «Причастие»



46

Анализ диктанта.



47

Понятие о деепричастии.



48

Признаки глагола и наречия у деепричастия.



49

Деепричастный оборот.



50

Деепричастный оборот.



51

Образование деепричастий.



52

Переход из одной самостоятельных частей речи в другие.



53

Диктант по теме «Деепричастие» с грамматическими заданиями.



54

Анализ диктанта.



55

Развитие речи. Как создавать киносценарий в разных формах.



56

Понятие о служебных частях речи.



57

Предлог. Понятие о предлоге.



58

Предлог. Понятие о предлоге.



59

Отзыв о книге.



60

Правописание производных предлогов.



61

Правописание производных предлогов.



62

Правописание производных предлогов.



63

Отзыв о книге.



64

Правописание производных предлогов.



65

Систематизация и обобщение изученного в теме «Предлог».



66

Диктант по теме «Предлог».



67

Анализ диктанта.



68

Союз. Понятие о союзе.



69

Сочинительные союзы.



70

Подчинительные союзы.



71

Подчинительные союзы.



72

Характеристика литературного героя.



73

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ.



74

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз».



75

Публицистический стиль.



76

Повторим орфографию!



77

Повторим орфографию!



78

Подготовленный диктант.



79

Повторим пунктуацию!



80

Частица. Понятие о частице.



81

Формообразующие частицы.



82

Формообразующие частицы.



83

Раздельное и дефисное написание частиц.



84

Раздельное и дефисное написание частиц.



85

Значения частиц.



86

Значения частиц.



87

Значения частиц.



88

Отрицательные частицы НЕ и НИ. Их роль и значение.



89

Отрицательные частицы НЕ и НИ. Их роль и значение.



90

Различение на письме частиц НЕ и НИ.



91

Различение на письме частиц НЕ и НИ.



92

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ.



93

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ.



94

Правописание НЕ с существительными, прилагательными и глаголами



95

Развитие речи. Характеристика литературного героя.



96

Развитие речи. Правописание НЕ с причастиями и прилагательными, перешедшими из причастий.



97

Правописание НЕ с местоимениями.



98

Диктант по теме «Частица».



99

Анализ диктанта.



100

Развитие речи. Публицистический стиль речи.



101

Развитие речи. Интервью -жанр публицистики.



102

Практическая работа. Тесты.



103

Зачет по теме «Частица».



104

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.



105

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы».



106

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»



107

Анализ контрольной работы.



108

Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий.



109

Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий.



110

Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях.



111

Знаки препинания при междометиях.



112

Развитие речи. Контрольное изложение



113

Анализ изложения.



114

Развитие речи. Текст. Стили речи.



115

Контрольное сочинение.



116

Анализ сочинения.



117

Культура речи. Орфоэпическая норма.



118

Культура речи. Орфоэпическая норма.



119

Лексические нормы.



120

Лексические нормы.



121

Грамматические нормы.



122

Грамматические нормы.



123

Нормы построения текста.



124

Нормы построения текста.



125

Нормы построения текста.



126

Речевой этикет (нормы речевого поведения).



127

Повторение. Фонетика, словообразование



128

Повторение. Фонетика, словообразование



129

Повторение. Фонетика, словообразование.



130

Повторение Лексика и фразеология.



131

Повторение Лексика и фразеология.



132

Повторение .Синтаксис и пунктуация.



133

Повторение .Синтаксис и пунктуация.



134

Повторение. Стили и типы речи.



135

Итоговая работа.



136

Анализ итоговой работы.




Учебно - тематическое планирование.

Региональный уровень.

п\п

Содержание урока

Кол-во часов

Дата


1

Текст. Морфологические средства связи предложений в тексте.



2

План простой и сложный.



3

Типы речи. Описание.



4

Композиция описания.



5

Изобразительно -выразительные средства.



6

Изобразительно -выразительные средства.



7

Деепричастный оборот.



8

Рассказ на основе услышанного.



9

Повторение по теме «Деепричастие»



10

Контрольная работа по теме «Деепричастие».



11

Анализ работы.



12

Как создавать киносценарий в разных формах.



13

Повторим орфографию.



14

Повторим орфографию.



15

Повторим пунктуацию.



16

Повторим пунктуацию.



17

Повторение по теме «Предлог».



18

Сочинительные союзы.



19

Повторение по теме «Союз».



20

Интервью-жанр публицистики.



21

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.



22

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы».



23

Культура речи. Орфоэпическая норма.



24

Лексические нормы.



25

Грамматические нормы.



26

Нормы построения текста..



27

Повторение. Фонетика, словообразование.



28

Изобразительно -выразительные средства.



29

Повторение. Фонетика, словообразование.



30

Повторение Лексика и фразеология.



31

Повторение Лексика и фразеология.



32

Изобразительно -выразительные средства.



33

Повторение .Синтаксис и пунктуация.



34

Повторение .Синтаксис и пунктуация.







































РАЗДЕЛ 4.Требования к знаниям, умениям и навыкам.


1.Учащиеся должны знать/понимать

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого

общения;

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей , языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров публицистического стиля (интервью, публицистическое выступление, статья), научного стиля (отзыв);

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

2. Учащиеся должны уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом;

  • аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных видов и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения комму4никативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.











РАЗДЕЛ 5.Используемый учебно - методический комплект


1. Программа. Русский язык в 5-9 классах. Под ред. В.В. Бабайцевой. М: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 классы. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. М: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. (под ред. С. Н.Пименовой).

4. Русская речь. 7 класс. Е.И.Никитина.




РАЗДЕЛ 6. Оценка ответов учащихся.


Оценка устных ответов учащихся.


Оценка «5» ставится, если ученик: 1)полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свой суждения, применять знание на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка диктантов.


В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при пяти орфографических ошибках и 4-х пунктуационных ошибках.

Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1»ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.


Оценка сочинений и изложений.


оценка

Содержание и речь

грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

- Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании идо 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется более 7 орфографических и 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.































17

© 2010-2022