Занимательный материал по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № 1.

Занимательный материал по русскому языку.

«Неделя русского языка и литературы».

(5 класс).

«Игры Деда Буквоеда».

«Десять львов».

  1. . . . лев . .

Первый лев - властитель домны.

  1. Лев . . .

А второй - цветочек скромный.

3) . ле . . в . .

Третий лев пасёт оленей.

  1. Ле . в . .

Этот острый в мыльно пене.

  1. . лев . .

Пятый - корм для лошадей.

  1. . . лев . . . .

Лев - источник новостей.

  1. . лев

Здесь, в седьмом, бычок вздыхает.

  1. . . лев . .

Этот полю помогает.

  1. . . лев . .

Этот в руки взял штурвал.

10)Ле . . в . .

А десятый - очень вял,

На рисунке перед вами

Мирно дремлет вверх ногами!

Ответы: 1) сталевар; 2) левкой; 3) оленевод; 4) лезвие; 5) клевер; 6) телевизор; 7) хлев; 8) полевод; 9) рулевой; 10) ленивец.

Приложение № 2.

1. « Угадайте слова»:

1) дерево; 2) танец; 3) рыба; 4) часть патрона.


  1. . . Л Ь . .

  2. . . Л Ь . .

  3. . . Л Ь . .

  4. . . Л Ь . .

Ответы: 1) пальма; 2) полька; 3) килька; 4) гильза.

2. «Придумайте слова, в которых окончание одного было бы началом другого».

Например, поле - лето - тост - стол - олово - воля…

3. Пословица. «Отгадайте пословицу по двум словам»:

лес, дрова «Чем дальше в лес, тем больше дров».

лает, кусает « На смелого собака лает, а трусливого кусает».

Приложение № 3.

Занимательный материал по русскому языку

«Неделя русского языка»

(8 класс).


  1. «Составляем метаграммы».

Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса».

С «Г» - полезное растение,

С «Ш» - пугает нас порой,

С «П» - несёт нам разорение,

С «В» - навалено горой.

( Горох - шорох - порох -ворох)

С буквой «Н» он там, где строят

Эстакаду или дом.

С «Б» - животное морское,

С «Й» - крупнее, чем район.

( Кран - краб - край)

С буквой «Б» - его жуют,

С «В» - коровы в нём живут.

(Хлеб - хлев)

Приложение № 4.

Игра «Ромбы слов».

Используя принцип последовательного соединения слов двумя совпадающими буквами можно организовать интересную игру, развивающую умение находить нужное слово в закромах собственной памяти. Все играющие записывают на листах бумаги одно и то же двусложное нарицательное имя существительное, состоящее из четырёх букв. Договариваются, сколько слов должно быть написано вдоль стороны будущего ромба и затем, каждый старается быстрее составить ромб из слов, соблюдая принцип зацепления слов между собой. Например, игра начинается со слова «лото» и строится ромб со стороной в четыре слова. В итоге должна получится примерно такая картинка:

лото

сало тост

коса стол

ушко олух

кора укол

рана стук

наст

Все слова должны быть нарицательными существительными в единственном или во множественном числе.

Приложение № 5.

Игра «Я редактор».

Все предложения с прямой речью переделайте в сложные предложения и запишите получившийся рассказ.

Озорник.

Сказал Барбосу озорник: «Пойди сюда, кис-кис!» И пёс весёлый в тот же миг от огорченья скис. Кота окликнул озорник: «Цып-цып, иди сюда!» Наш кот, услышав этот крик, заплакал от стыда. А он уже кричит: «Кря-кря!» - кричит корове вслед. Обидел всех, обидел зря мой озорной сосед.

И я тогда сказал ему: «Все звери мне друзья, а ты их дразнишь. Почему? Так, девочка, нельзя! Что тут случилось! Озорник готов уж съесть меня. И долго раздавался крик: «Я мальчик! Мальчик я!»

М. Кудинов.

Исправьте ошибки.

Как - то раз во дворе из собачьей миски

5 чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у нас весь обед евонный!»

Закричала Хрюша - мать: «Отойди от будки!

Детям надо наполнять ихние желудки!»

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки!

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день!»

Говорю про поросят - намекаю на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам!

А.Хайт.

Приложение № 6.

Путешествие в мир слов.

1. Станция «В мире слов».

В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов - от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарём в 20000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 тысяч слов! А сколько слов знаете вы?

1. «Клетка».

Заполнить пустые клетки буквами, чтобы в каждом ряду можно было прочитать слово, начинающееся и заканчивающееся буквой К.

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

Ответ: 1). косяк; 2) кулёк; 3) кусок; 4) кулак; 5) казак; 6) кулик; 7) комок; 8) кивок.

  1. « Ступеньки»

Вписать в кружки слова, начинающиеся с буквы С.

О О О

О О О О

О О О О О

О О О О О О

Приложение № 7.


  1. « Кто больше?»

Какие слова, состоящие из трёх букв, вы можете вспомнить?

«Звёздный час».

  1. Конкурс «Раз! Два! Три!»

р

а

з

«Раз» - состоит из слов,

д

в

а

«Два» - небольшой засов,

т

р

и

«Три» - над рекой парит,

р

а

з

«Раз» - раскрыл рот, стоит,

д

в

а

«Два» - на углу растёт,

т

р

и

«Три» - ты берёшь в поход.

Приложение № 8.


  1. Конкурс «Поменяй местами».

Если вдруг все слоги Вот мы дим-ви му-ма,

Местами поменять, А у мы-ма ло-мы.

То ничего мы с вами Ма-ма ет- мо му-ра

Не станем понимать. Бы-что то-чис ло-бы.

Ответ: Вот мы видим маму,

А у мамы - мыло.

Мама моет раму,

Чтобы чисто было.


  1. Конкурс «Меню».

Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова.

  1. крот + каша =(картошка)

  2. бобр + редут =(бутерброд)

  3. суд + тень =(студень)

  4. тоска + пар =(простокваша)


  1. Конкурс «Головы и хвосты».

Из каждой пары слов остались только голова первого и хвост второго .Нужно угадать, что должно стоять посередине!

Го…ник (род - город, родник)

Клу…ал (бок)

Паро…глас (воз)

Приложение № 9.

Игра «Этимологический словарь».

Команде предлагаются слова: бездарь, волнушка, , графин, драп, жаргон, заголовок, изверг, проигрыватель, баранка, джинсы, заморыш, пломбир, тычинка.

Варианты ответов:

Бездарь - тот, кому ничего не подарили.

Волнушка - мелодрама.

Графин - муж графини.

Драп - бегство.

Жаргон - аспирин.

Заголовок - затылок.

Изверг - действующий вулкан.

Проигрыватель - игрок - неудачник.

Баранка - овца

Джинсы - чета джиннов.

Заморыш - человек, вернувшийся из кругосветного путешествия.

Пломбир - стоматолог.

Тычинка - указательный палец.

Приложение № 10.

Игра «Множественное число».(образовать)

Рука, яблоко, виноград, доктор, метро, море, багаж, мать, клей, нога, груша, мука, диво, грот, одеяло, Родина, шоссе, мох, еда, слива, сон, какао, рожь, шоколад, ружьё, пальто.

Игра «Назови пару».

Козёл -коза Муха - …

Бобёр - … Курица - …

Медведь - … Обезьяна - …

Осёл - … Баран - …

Оса - … Жираф - …

Стрекоза - … Слон - …

Ворона - … Ехидна - …

Волк - … Кот - …

Корова - … Шершень - …

Игра «Телеграмма».

Расшифровать слово

В Н У Ч К А

Ответ: Выезжаю, Новгород. Утренним. Чайник Купила, Аня.

Напиши ещё телеграмму.

Приложение № 11.

« Рассказ на одну букву».

В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.

П : Павел Петрович привёз папе потрясающего попугая Петьку.

« Фразеологическая викторина».

  1. Продолжите, вставив названия животных.

Голоден как… Нем как…

Хитёр как… Грязен как…

Труслив как… Упрям как…

Здоров как… Болтлив как…

Изворотлив как… Колюч как…

Надут как…

2.Кто больше назовёт фразеологизмов, связанных с : конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусем, свиньёй, курицей.

3.За 10 минут запишите как можно больше устойчивых оборотов со словами : голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.


  1. «Соберите пословицу».

Красит, труд, а, землю, солнце, человека.

Браться, за, ничего, всё, не сделать.


  1. « Добавьте букву».

шпага . к . атер ду . ло

база . по . т уго .

. удача с . тон ти . р

заря . . том с . вет



© 2010-2022