РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Культура – это творческий потенциал людей, их духовность и нравственность, отношение людей к самим себе, к своей деятельности, к миру природы, это качество , выраженное  в системах  ценностей, в личной культуре. Чтобы остановить тенденции обескультуривания  в современной школе , предлагается увеличить «культуроемкости» всех социальных  действий, в первую очередь- в системе воспитания. Ведь все , что человек представляет из себя ,- мысли , чувства, воображение- есть продукт культурного воспитания...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха ( Якутия)

Таттинское улусное управление народного образования

Туора- Кюельская средняя общеобразовательная школы












РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.


Автор: Алексеева Лилианна Эрнстовна, учительница русского языка и литературы,Туора- Кюельской средней общеобразовательной школы Таттинского улуса








Туора-Кюель, 2006.

Культура - это творческий потенциал людей, их духовность и нравственность, отношение людей к самим себе, к своей деятельности, к миру природы, это качество , выраженное в системах ценностей, в личной культуре.

Чтобы остановить тенденции обескультуривания в современной школе , предлагается увеличить «культуроемкости» всех социальных действий, в первую очередь- в системе воспитания. Ведь все , что человек представляет из себя ,- мысли , чувства, воображение- есть продукт культурного воспитания. Следовательно, поле культуры должно расширяться , интенсивно наращиваться именно в школе. Пути этого могут быть самые разные.

Вспомним, что определяя своеобразие искусства, Белинский говорил о его способности мыслить образами. Образ-это не только конечный результат деятельности художника, это и внутренний путь творчества, это то, что определяет характер видения художником жизни. К частным , хотя и очень важным формам образного мышления в искусстве относится метафорическое и метонимическое мышление. Мыслить образами - не обязательно мыслить метафорами и метонимиями. Но язык искусства , язык образов всегда точно тянется к метафоре, внутренне уподобляется ей. Уподобляется в том смысле, что всякое образное слово и картина, подобно метафоре и метонимии, есть не только знак собственного значения, но и значения подразумеваемого скрытого.

Образное мышление не является свойством только искусства. Здесь оно является законом, обязательным условием , но встречается и в нашей повседневной жизни. Особенно это относится к детям, которым органически присуще образное видение мира. Дети в силу живой непосредственности своего взгляда являются в известном смысле готовыми художникам.

Метафора- не просто стилистическая фигура , это- мировосприятие. Истинно художественное мировосприятие , ибо оно питает художественное творчество.

Метафора - как бы загадка, которую читателю , предложено разгадать. Если эта загадка слишком замысловатая и трудная, то ее разгадывание может помешать процессу восприятия. Но если метафора представляет из себя загадку посильную , не трудную, но и не банальную, читатель невольно испытывает удовлетворение и удовольствие. Процесс восприятия в таком случае становится и радостью познания, и радостью открытия в самом точном значении этого слова. Воспринимающий чувствует себя причастным творению, близким творцу.

Метафорический образ создается не только художником , но и в значительной мере читателем( зрителем). Так , «багряный убор» в пушкинских стихах каждый читатель представляет отчасти по -своему. Это и красивая листва, и яркая, и нарядная , и густая и т.д. Наше восприятие метафоры и метафорического слова может быть весьма разнообразным. Оно активно и довольно свободно и зависит от нашей способности видеть и сопоставлять предметы, от жизненного опыта, от характера нашего воображения и фантазии. Метафора и для художника , и для воспринимающего произведение искусства есть особый путь мысли, особый способ мышления.

Способность метафорически мыслить - это способность творить и образы , и самой язык.

У якутских школьников природой , предками заложены задатки метафорического мышления. Ведь продукты метафорического мышления - это олонхо, мифы предков,сказки, мир загадочный и удивительный. Способность метафорически мыслить делает человека духовно ,эмоционально богаче, побуждает его к творчеству. Необходимо развить в детях эти задатки к метафорическому мышлении. Это поможет сформировать ценностное восприятие мира. Сейчас очень много людей с предметным восприятием. Это значительно обедняет их жизнь

Уроки русского языка и литературы должны стать мастерской для развития метафорического мышления.

Каждый урок русского языка , по моему глубокому убеждению, должен быть уроком - открытием, уроком- любованием, уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых возможностей. Необходимо дать детям возможность погрузиться в язык , как в океан. Таким неиссякаемым океаном для речевого , интеллектуального, нравственного развития являются произведения нашей классики, в большом объеме изучаемой на уроках литературы. Ничто из классиков, выученное или просто знакомое учащимися, не должно лежать мертвым грузом. Язык великих писателей должен прежде всего поражать и вызывать желание подражать: «… пусть он ( ученик) усваивает те обороты речи, которые принадлежат Крылову, Пушкину , Чехову. Не заставляйте его передавать «своими словами» незаменимые точные и художественные выражения великих знатоков и мастеров родного слова»( В.Чернышев).

Учитель должен создать на уроке атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам, будить личную заинтересованность ученика в изучении проблемы.

В этом помогут следующие упражнения:

Придумайте сравнения .

Первый снег. Мартовская капель. Осенняя ночь. Последний лист. Смятый цветок.

Образцы работ учеников.

Первый снег мягкий, как волосики моего братика. Первый снег пушист, как пуховая шаль. Первый снег, как гипюровое покрывало.

Подберите метафоры к данным словам.

Береза- Береза кутается в кружевную шаль.Береза грустит о прошедшем лете. Береза шепчет о весне, о радости.

Печь Печь весело пожирает дрова. Печь свои дыханием согревает наш дом.

Последний листок. Последний листок умирает от ужаса одиночества. Последний листок надеется отыскать своих собратьев. Последний листок изо всех сил пытается удержаться у жизни на краю.

Подберите к данным словам эпитеты .

Глаза- колючие, ледяные, сияющие;голос- стальной, мягкий;взгляд - теплый, отталкивающий;смех - хрустальный, дребезжащий.

Распространите предложения с помощью эпитетов и метафор, сравнительных метафор. Голова болит. Голова , будто стянута обручем, болит невыносимо, мучает целый день. Проталинки появляются. Появляются проталинки- следы от поцелуев весны. Иней лежит. На ветках тонким нежным кружевом лежит иней.

Объясните ,почему Гете при характеристике чувства любви использовал следующее выражение:»Любовь - это зубная боль». Когда человека сравнивают с кошкоы на раскаленной крыше? Почему Лермонтов при характеристике скучной бесцельной жизни использует сравнения : «как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».

На уроках литературы необходимо организовать творческий процесс , побуждающий к ассоциативному метафорическому мышлению, открывающему окна воображению На уроках по изучению творчества М.Ю. Лермонтова учащиеся в результате удачного создания эмоционального настроя, включение подсознания, создания личного отношения к предмету обсуждения( учащиеся перед уроками работали материалами о Лермонтове) , заметили один из ключевых образов его поэзии, редко анализируемый исследователями. Это образ пустыни. Они изучили 225 стихотворений Лермонтова и в большинстве из них обнаружили этот символ. Две ученицы выбрали эту тему для исследовательской работы. Так на уроках дети находили некие загадки, для раскрытия которых необходимо было много изучить, понятьТак появились исследовательские работы на темы: «Образ дерева в поэзии С.Есенина и А.И. Софронова», « Образ моря в поэзии М.Цветаевой и Ивана Арбиты», «Модель антимира в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя» , «Социальные символы в «Рассказах охотника» И.С. Тургенева» идр.

Министерство образования Республики Саха

Таттинское улусное управление народного образования

Туора- Кюельская средняя общеобразовательная школа










Творческая мастерская письма

(конспект урока русского языка в 7 классе)

Автор разработки: Алексеева Лилианна Эрнстовна, учительница русского языка и литературы Туора- Кюельской средней общеобразовательной школы Таттинского улуса.









Туора-Кюель, 2006














© 2010-2022