Программа краеведческого кружка Моя малая Родина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ижемская средняя общеобразовательная школа»
село Ижма Ижемский район Республика Коми



Программа


краеведческого кружка "Моя малая Родина"

для 5- 11 классов






Программа краеведческого кружка Моя малая Родина












автор: преподаватель коми языка-

Колесникова Галина Юрьевна








Ижма, 2012


Пояснительная записка.


В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Республике Коми.

Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев- вот основные направления краеведческой деятельности.Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по историческому краеведению способствует развитию у учащихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Данный курс является реализацией национально-регионального компонента основного общего образования.

Цель: формирование у обучающихся целостного представления об особенностях истории Республики Коми как субъекта Российской Федерации.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с основными событиями истории региона, фактами, биографиями наиболее крупных политических деятелей, деятелей культуры этого периода.

  • сформировать представление об истории региона, населении и хозяйстве Республики Коми;

  • совершенствовать умение «читать» карту Республики Коми,

  • навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • воспитывать чувство любви к родному краю; развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Работа в архивах. Работа с документами из архива.

  • Исследовательская деятельность.

  • Просмотр видеофильмов.

  • Познавательные историко- краеведческие игры

  • Викторины

  • Конкурсы рисунков

  • Изучение краеведческой литературы

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей;

  • сбор материалов;

  • создание и оформление этнографического уголка в школе;

  • организация работы в архиве школы;

  • участие республиканских краеведческих конкурсах.

Настоящая программа составлена на основе примерной программы курса «История и культура коми края» для основных общеобразовательных учреждений под редакцией М.Б. Рогачева.

При контроле и выявлении уровня владения материалом используются следующие формы контроля: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, проверочная работа, тест, реферат, подготовка творческих работ (проект).

Режим работы кружка: 2 занятия в неделю по 1 часу. Рассчитана на учащихся 5-11 классов.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Средства, необходимые для реализации Программы: канцелярские принадлежности, фотоаппарат, видеокамера, компьютер.

Формы подведения итогов: тестирование, опрос, викторина, конкурс, контрольный урок, анкетирование, презентация.

Тематическое планирование занятий

Название раздела

Тема занятий

Формы занятий

Формы подведения итогов

Краеведение (1)

  1. Краеведение- наука о родном крае.

Инструкции по ТБ

Геральдика (8)

  1. Геральдика. Республика Коми на карте России

Беседа


  1. Геральдика. Герб Ижемского района.

Беседа


  1. Государственные символы РК (гимн, герб, флаг).

Работа с литературой


  1. Гербы городов и районов РК.

Работа в интернете

презентация

  1. Геральдика.

Беседа


  1. Геральдика.

Беседа

Опрос

  1. Геральдика.

Анкетирование


  1. Геральдика. Герб школы.

Беседа


История школы (5)

  1. Работа с архивом, документацией. Подготовка к вечеру встреч выпускников.

Работа в архиве


  1. Работа с архивом, документацией

Работа в архиве


  1. Работа с архивами и архивными документами

Работа в архиве


  1. Работа с архивом, документацией

Работа в архиве

Составление списков выпускников

  1. Работа с архивом, документацией

Работа в архиве

Оформление альбома для выпускников

Пермь Вычегодская (3)

  1. Пермь Вычегодская.

Беседа


  1. Пермь Вычегодская и Биармия.

Анкетирование


  1. Первые русские письменные источники по истории Перми Вычегодской.

Беседа

Опрос

Духовный мир древних пермян (8)

  1. Духовный мир древних пермян.

Посещение библиотеки


  1. Мифология.

Беседа


  1. Верования и культы.

Беседа


  1. Родильная и похоронно-поминальная обрядность.

Беседа.


  1. Промысловые культы.

лекция


  1. Рождение языческих божеств.

Беседа


  1. Пермский звериный стиль.

Беседа


  1. Викторина по теме «Духовный мир древних пермян»

Беседа

викторина

Стефан Пермский и христианизация коми края (4)

  1. Стефан Пермский и христианизация коми края (конец 14 века)

Просмотр видеофильма


  1. Детство и юность Стефана. Миссионерский поход.

Беседа


  1. Древнепермская письменность как памятник мировой культуры.

Беседа

Опрос

  1. Пермская епархия при Стефане Пермском.

Беседа


Коми край в 15 веке (5)

  1. Пермская епархия при преемниках Стефана Пермского.

Беседа


  1. Присоединение коми края к московскому государству.

Работа с литературой


  1. Коми край и соседние земли.

Практические занятия


  1. Работа с документацией.

Беседа


  1. Викторина «Что? Где? Когда?»

Беседа

викторина

Коми край в составе Московского государства (14 часов)

  1. Коми край в составе Московского государства (16-17 века).

лекция


  1. Территория и население.



  1. Основные типы населённых пунктов.

Экскурсия


  1. Административно-территориальное деление и управление.

Беседа


  1. Уездные центры: Яренск и Пустозёрск.

Беседа


  1. Социально-экономическое развитие.

Беседа


  1. Основные занятия коми населения.

Просмотр видеофильма


  1. Сельское хозяйство. Добывающие промыслы.

Беседа


  1. Строгановы и Серёговский солеваренный завод.

лекция


  1. Православная церковь. Раскол.

Беседа


  1. Храмостроительство. Монастыри.

Экскурсия


  1. Протопоп Аввакум и другие лидеры раскола в Пустозёрске.

Беседа

Опрос

  1. «Смутное время» и Коми край.

Практические занятия


  1. Викторина по теме «Коми край в составе Московского государства»

Беседа

викторина

Коми в Сибири

(2 часа)

  1. Участие коми в заселении Сибири в 16 веке.

Беседа


  1. Участие коми в заселении Восточной Сибири и Дальнего Востока в 16 веке.

Работа с литературой


Коми край в 18 веке

(18 часов)

  1. Коми край в 18 веке.



  1. Реформы административно-территориального деления и управления.

Посещение библиотеки


  1. Усть-Сысольск -первый город в Коми крае.

Беседа

тестирование

  1. Население Коми края и этнические процессы.

Беседа


  1. Расселение коми за пределами этнической территории.

Практические занятия.


  1. Исчезновение территориальных этнонимов и происхождение «зыряне».

Посещение библиотеки


  1. Сельское хозяйство и добывающие промыслы.

Беседа


  1. Землепользование. Внедрение картофеля в коми крае.

конкурс

Конкурс рисунков

  1. Промышленность и торговля.

Экскурсия в музей


  1. Фёдор Прядунов и основание нефтяного промысла на Ухте.

Беседа


  1. Особенности заводских поселений как поселений.

Работа с литературой


  1. Развитие торговли и торговых путей.

Беседа


  1. Екатерининский канал.

лекция


  1. Православная церковь и старообрядчество.

Практические занятия.


  1. Православная церковь и старообрядчество.

Контр. урок


  1. Викторина «Что? Где? Когда?»


викторина

  1. Оформление стенда.


Стенд

  1. Подводим итоги работы кружка. Выступления учащихся. Чаепитие.


Анализ работ

Литература:

  1. М.Б. Рогачев, И.О. Васкул, И.Л. Жеребцов История Республики Коми. М, 2000.

  2. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001.

  3. Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988.

  4. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982.



© 2010-2022