- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа краеведческого кружка Моя малая Родина
Программа краеведческого кружка Моя малая Родина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колесникова Г.Ю. |
Дата | 04.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ижемская средняя общеобразовательная школа»
село Ижма Ижемский район Республика Коми
Программа
краеведческого кружка "Моя малая Родина"
для 5- 11 классов
автор: преподаватель коми языка-
Колесникова Галина Юрьевна
Ижма, 2012
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Республике Коми.
Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев- вот основные направления краеведческой деятельности.Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по историческому краеведению способствует развитию у учащихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Данный курс является реализацией национально-регионального компонента основного общего образования.
Цель: формирование у обучающихся целостного представления об особенностях истории Республики Коми как субъекта Российской Федерации.
Задачи:
-
ознакомить учащихся с основными событиями истории региона, фактами, биографиями наиболее крупных политических деятелей, деятелей культуры этого периода.
-
сформировать представление об истории региона, населении и хозяйстве Республики Коми;
-
совершенствовать умение «читать» карту Республики Коми,
-
навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
-
воспитывать чувство любви к родному краю; развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Формы проведения занятий:
-
Экскурсия.
-
Работа в архивах. Работа с документами из архива.
-
Исследовательская деятельность.
-
Просмотр видеофильмов.
-
Познавательные историко- краеведческие игры
-
Викторины
-
Конкурсы рисунков
-
Изучение краеведческой литературы
Механизм реализации программы:
-
организация экскурсий в районный краеведческий музей;
-
сбор материалов;
-
создание и оформление этнографического уголка в школе;
-
организация работы в архиве школы;
-
участие республиканских краеведческих конкурсах.
Настоящая программа составлена на основе примерной программы курса «История и культура коми края» для основных общеобразовательных учреждений под редакцией М.Б. Рогачева.
При контроле и выявлении уровня владения материалом используются следующие формы контроля: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, проверочная работа, тест, реферат, подготовка творческих работ (проект).
Режим работы кружка: 2 занятия в неделю по 1 часу. Рассчитана на учащихся 5-11 классов.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Средства, необходимые для реализации Программы: канцелярские принадлежности, фотоаппарат, видеокамера, компьютер.
Формы подведения итогов: тестирование, опрос, викторина, конкурс, контрольный урок, анкетирование, презентация.
Тематическое планирование занятий
Название раздела
Тема занятий
Формы занятий
Формы подведения итогов
Краеведение (1)
-
Краеведение- наука о родном крае.
Инструкции по ТБ
Геральдика (8)
-
Геральдика. Республика Коми на карте России
Беседа
-
Геральдика. Герб Ижемского района.
Беседа
-
Государственные символы РК (гимн, герб, флаг).
Работа с литературой
-
Гербы городов и районов РК.
Работа в интернете
презентация
-
Геральдика.
Беседа
-
Геральдика.
Беседа
Опрос
-
Геральдика.
Анкетирование
-
Геральдика. Герб школы.
Беседа
История школы (5)
-
Работа с архивом, документацией. Подготовка к вечеру встреч выпускников.
Работа в архиве
-
Работа с архивом, документацией
Работа в архиве
-
Работа с архивами и архивными документами
Работа в архиве
-
Работа с архивом, документацией
Работа в архиве
Составление списков выпускников
-
Работа с архивом, документацией
Работа в архиве
Оформление альбома для выпускников
Пермь Вычегодская (3)
-
Пермь Вычегодская.
Беседа
-
Пермь Вычегодская и Биармия.
Анкетирование
-
Первые русские письменные источники по истории Перми Вычегодской.
Беседа
Опрос
Духовный мир древних пермян (8)
-
Духовный мир древних пермян.
Посещение библиотеки
-
Мифология.
Беседа
-
Верования и культы.
Беседа
-
Родильная и похоронно-поминальная обрядность.
Беседа.
-
Промысловые культы.
лекция
-
Рождение языческих божеств.
Беседа
-
Пермский звериный стиль.
Беседа
-
Викторина по теме «Духовный мир древних пермян»
Беседа
викторина
Стефан Пермский и христианизация коми края (4)
-
Стефан Пермский и христианизация коми края (конец 14 века)
Просмотр видеофильма
-
Детство и юность Стефана. Миссионерский поход.
Беседа
-
Древнепермская письменность как памятник мировой культуры.
Беседа
Опрос
-
Пермская епархия при Стефане Пермском.
Беседа
Коми край в 15 веке (5)
-
Пермская епархия при преемниках Стефана Пермского.
Беседа
-
Присоединение коми края к московскому государству.
Работа с литературой
-
Коми край и соседние земли.
Практические занятия
-
Работа с документацией.
Беседа
-
Викторина «Что? Где? Когда?»
Беседа
викторина
Коми край в составе Московского государства (14 часов)
-
Коми край в составе Московского государства (16-17 века).
лекция
-
Территория и население.
-
Основные типы населённых пунктов.
Экскурсия
-
Административно-территориальное деление и управление.
Беседа
-
Уездные центры: Яренск и Пустозёрск.
Беседа
-
Социально-экономическое развитие.
Беседа
-
Основные занятия коми населения.
Просмотр видеофильма
-
Сельское хозяйство. Добывающие промыслы.
Беседа
-
Строгановы и Серёговский солеваренный завод.
лекция
-
Православная церковь. Раскол.
Беседа
-
Храмостроительство. Монастыри.
Экскурсия
-
Протопоп Аввакум и другие лидеры раскола в Пустозёрске.
Беседа
Опрос
-
«Смутное время» и Коми край.
Практические занятия
-
Викторина по теме «Коми край в составе Московского государства»
Беседа
викторина
Коми в Сибири
(2 часа)
-
Участие коми в заселении Сибири в 16 веке.
Беседа
-
Участие коми в заселении Восточной Сибири и Дальнего Востока в 16 веке.
Работа с литературой
Коми край в 18 веке
(18 часов)
-
Коми край в 18 веке.
-
Реформы административно-территориального деления и управления.
Посещение библиотеки
-
Усть-Сысольск -первый город в Коми крае.
Беседа
тестирование
-
Население Коми края и этнические процессы.
Беседа
-
Расселение коми за пределами этнической территории.
Практические занятия.
-
Исчезновение территориальных этнонимов и происхождение «зыряне».
Посещение библиотеки
-
Сельское хозяйство и добывающие промыслы.
Беседа
-
Землепользование. Внедрение картофеля в коми крае.
конкурс
Конкурс рисунков
-
Промышленность и торговля.
Экскурсия в музей
-
Фёдор Прядунов и основание нефтяного промысла на Ухте.
Беседа
-
Особенности заводских поселений как поселений.
Работа с литературой
-
Развитие торговли и торговых путей.
Беседа
-
Екатерининский канал.
лекция
-
Православная церковь и старообрядчество.
Практические занятия.
-
Православная церковь и старообрядчество.
Контр. урок
-
Викторина «Что? Где? Когда?»
викторина
-
Оформление стенда.
Стенд
-
Подводим итоги работы кружка. Выступления учащихся. Чаепитие.
Анализ работ
Литература:
-
М.Б. Рогачев, И.О. Васкул, И.Л. Жеребцов История Республики Коми. М, 2000.
-
Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001.
-
Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988.
-
Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982.