Статья «Формирование и совершенствование техники чтения на уроках русского языка и литературы (5 - 7 классы)

"Описание материала: В статье рассматривается одна из важных проблем сельских школ - обучение детей специальных коррекционных классов. У обучающихся 5 - 7 классов отмечается чтение по слогам и непонимание прочитанного. А чтение - это такой вид деятельности, который важен на каждом уроке. Поэтому на учителе русского языка и литературы лежит ответственность по формированию и совершенствованию навыков чтения. В статье показана работа по данному направлению. Также есть приложения с текстами речевых...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование и совершенствование техники чтения на уроках русского языка и литературы

.

Одна из актуальных проблем сельских школ - проблема обучения детей с особыми образовательными возможностями (ОВЗ). Наша не исключение. В школе обучается более 30% детей с ОВЗ. По заключению ПМПК дети с такими нарушениями обучаются в коррекционных классах, где обучение ведётся в соответствии с их особыми образовательными возможностями. Целенаправленная коррекционная работа по формированию учебной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении, может не только устранить недостатки, но и компенсировать недостатки в их интеллектуальной и психической деятельности.

Считаю, что успешность обучения детей по всем предметам школьного курса зависит от того, как сформированы навыки чтения. Ведь чтение - это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Несформированность процесса чтения приводит к возникновению нарушений письменной речи, возникают трудности социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения в социумом, нарушаются коммуникативные функции.

Практика показывает, что многие учащиеся второй ступени слабо владеют навыками чтения, так как не могут за период обучения в начальной школе в полной мере овладеть полноценными навыками чтения, а это мешает получать информацию при чтении, а, как известно, основным источником информации является чтение. Такие учащиеся испытывают трудности в понимании смысловой стороны текста, установлении причинно-следственных зависимостей между отдельными информационными единицами. Низкий навык чтения обусловлен «неполноценностью интеллектуальных, психических процессов, сниженной анализаторной деятельностью» ( ИМ Бгажнокова). Поэтому на учителях русского языка и литературы лежит большая ответственность в формировании и совершенствовании полноценного чтения, которое включает в себя: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Под правильностью чтения понимают чтение без искажений, ошибок, под беглостью - темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста, под осознанностью - умение ребёнка ясно, глубоко понять содержание текста. Последнее умение складывается из понимания смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.

Работа по формированию и совершенствованию всех качеств полноценного чтения должна осуществляться в ходе изучения текста, на специально структурно выделенных частях урока литературы и русского языка. Например, это речевая разминка, речевая гимнастика, литературная пятиминутка. Речевая гимнастика и речевая разминка направлены на решение нескольких задач: совершенствование чёткости произношения, развитие дикции, правильного дыхания, способа чтения и увеличения темпа; способствуют совершенствованию выразительности речи, развитию приёмов выразительного чтения. Остановлюсь на речевой разминке.

Речевая разминка - это такой приём, который является наиболее действенным в плане влияния на совершенствование способов чтения и увеличения его темпа. Подбор текстов не одинаков. Предлагая познавательные тексты учащимся, нужно ориентироваться на темп чтения, осознанность читаемого и уровень сформированности правильности чтения. После прочтения про себя, учащийся должен так прочитать текст, чтобы вовлечённые в работу одноклассники поняли содержание текста и смогли ответить на вопросы. Первый вопрос информационный, второй - на понимание смысловых связей между отдельными информационными единицами текста. Он направлен на выяснение способности делать выводы на основании содержания текста. Далее, опираясь на текст, находят важные слова и определяют его главную мысль. Указанный приём дополняет игровая функция, тем более, что игра была, есть и будет излюбленной формой работы на уроках для детей 10 - 12 лет. Зная, что не менее значима для формирования техники чтения оперативная память, так как она позволяет читающему помнить не только ранее прочитанные слова, но и весь текст в целом, целесообразно использовать зрительные диктанты в процессе зрительной пятиминутки. Речевым материалом для диктанта является одно предложение с постепенным увеличением общего количества букв (знаков) (см Приложение №1)

Пятиминутка - этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником.

Также для совершенствования техники чтения можно вводить специальные тренировочные упражнения:

- упражнения на развитие зоркости, внимания, памяти

- упражнения на развитие анципации

- метод динамического чтения

- психологические упражнения (Приложение № 2)

Формирование и совершенствование навыка чтения продолжается и на уроках литературы в 7 - 9 классах. Изучение произведений у детей с ОВЗ вызывает затруднение при его чтении и понимании содержания, так как произведения разные по жанру и при работе с ними нужна вариативность. Дети учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события произведения, называть главных и второстепенных героев, оценивать их действия и события, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать обобщение, вывод.

Таким образом, формирование и совершенствование навыка чтения происходит в течение всего периода обучения ребёнка. Думаю, если в системе применять на уроках русского языка и литературы указанное выше, то можно развить общие способности учащихся, одновременно корректировать индивидуальные недостатки, что приведёт к положительной социальной адаптации, а это является основной задачей коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ.


Использованная литература :

1. АК Аксёнова . Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». «Владос»,2000 г.

2. А.Т Арсирий , ГМ Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка.

3.ИВ Булгакова «нестандартные уроки русского языка» (5 0 7 классы). Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г

4. РИ Лалаева. Нарушение чтения и пути их коррекции. Учебное пособие. СПб: Союз, 1998г.

4. ЮА. Костенкова. Методические рекомендации к обучению чтению учащихся коррекционно - развивающих классов . Дефектология, 1998 г, № 3.


Приложение №1


Тексты для учащихся 5 - 7 классов


Речевая разминка


Снег.

Снег укутал деревья. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берёз белый шарф. Молодая ёлочка спряталась в сугроб. Не страшен деревьям зимний холод и лютый мороз.

Вопросы:

1.Куда спряталась ёлочка?

2.Как выглядят деревья в снеженном лесу?
3.Почему не боятся деревья холода и мороза?

Синица.

Была холодная зима. Синица прилетела к окну и стала по нему стучать носом. Дети открыли форточку. Птица влетела в комнату, села на стол и стала клевать крошки. Решили дети оставить синицу дома. Жила птица у детей в комнате. Весной выпустили они её на волю.

Вопросы:

  1. Что открыли дети?

  2. 2. Что сделали дети весной?

  3. 3.Почему дети решили оставить синицу?

Загадка языка.

Давным-давно люди задумывались над тайной происхождения языка. Сколько увлекательных легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!

Одни доказывают, что язык - бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения обезьян в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык - это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.

Пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: язык делает человека человеком.

Мы постоянно разговариваем, общаемся, слушаем, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем…. И всегда используем родно язык.

Вопросы:

  1. Над какой тайной задумывались люди с давних времён?

  2. Какие предположения о происхождении языка существуют?

  3. Почему именно язык делает человека человеком?



Зрительный диктант.


Дни стали короче (14 слов - 12 секунд)

Деревья украсились хлопьями снега (30 - 10)

В пушистый снег зарылись маленькие ёлочки (36 - 13)




Приложение № 2

Для учащихся 5 - 7 классов

(дополнительный игровой материал)

1. Упражнения на тренировку слухового внимания.

Раздать карточки с изображёнными предметами, о которых пойдёт речь в стихотворении, учащимся. Услышав о «своём» предмете, дети должны отдать карточку учителю. Можно усложнить задание загадкой-складкой.

Так бегите же за мною Горошина, горошина,

На зелёные луга, Какая ты хорошая!

Где над синею рекою Какая ты хорошая,

Встала радуга - дуга. Зелёная горошина!

(река, радуга, луг) (горошина)

Смело в небе пролетает, Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что же это? … (самолёт)

2. Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза, слухового внимания, памяти, зрительного внимания, памяти.

После прочтения стиха выбираются два ученика, каждый должен запомнить один из слогов обыгрываемого слова. Затем встают рядом Первым произносит свой слог ребёнок слева, затем - справа, класс проговаривает слово целиком. Потом дети- «слоги» меняются местами и снова произносят слоги. Остальные отвечают на вопросы: «что изменилось? Какое слово получилось?»

Я - дерево в родной стране.

Найдёшь меня в лесах повсюду.

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду (сос - на, на - сос)

Если учащиеся не могут угадать слово, шараду можно сопровождать картинкой.

Или отгадывают просто шарады.

Моё начало - буква алфавита, А целое летает и жужжит,

Она всегда шипит сердито; То сядет на цветок, то снова полетит.

Вторую корабли боятся (ш - мель)

И обойти её стремятся.

3. Отработка интонации при чтении.

Чтение речеговорок с движениями.

«Летал, летал воробей». Дети при выполнении упражнения дети сопровождаю речь дивжениями.

Игра «Наборщики». Предлагается слово. Из букв, входящих в него, нужно за пять минут составить другие слова.

4.Запоминанию правописания некоторых слов с двойной согласной, а также ударения в них способствуют загадки.

Он на вокзалах есть всегда, Чтоб скорей в библиотеке

К нему подходят поезда, Отыскать ты книгу смог,

Двойное Р содержит оно В ней бывает картотека,

И называется …….перрон Специальный …………. каталог.

4

© 2010-2022