Урок по русскому языку: «Пословицы и поговорки»

"Описание материала: Урок разработан для учащихся 7 класса. Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 - М.: Просвещение, 2011.Урок очень интересный и включает в себя различные методы и приемы. Урок предусматривает индивидуальную работу, работу в парах, самостоятельную работу.Несмотря на то, что урок традиционный, он очень интересен и ребята с удовольствием будут работать на уроке. Учитель знакомит с таким...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: "Пословицы и поговорки".

Класс: 7

Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 - М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: Урок изучения нового материала, первичного закре-

пления знаний и формирования умений и навыков.

Форма урока: традиционный урок

Цели урока:

Образовательная - дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.;

Развивающая - развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

Воспитательная - привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Методы обучения:

- словесные;

- наглядные.

Метод контроля:

- устный;

- письменный.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

Оборудование: учебник Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 - М.: Просвещение, 2011.

Структура урока:

(продолжительность урока 45 мин)

I. Организационный момент (2 мин)

II. Этап проверки домашнего задания (5 мин)

III. Этап подготовки к активному усвоению знаний (15 мин)

IV. Физминутка (1 мин)

V. Этап закрепления знаний ( 15 мин)

VI. Этап информации о домашнем задании (2 мин)

VII. Подведение итогов (3 мин)

VIII. Рефлексия (2 мин)

I. Организационный момент (2 минуты)

Цель:

1. Проверка готовности обучающихся к уроку, их настроя на работу.

2. Создание условий по формированию сознательной дисциплины на уроке, атмосферы эмоционального подъёма и деловитости.

3. Обеспечение условий для положительного интереса к изучению литературы через создание ситуации успеха.

II. Этап проверки домашнего задания (5 минут)

Цель:

1. Установление правильности выполнения домашнего задания всеми учащимися.

2. Проверка оптимальности сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

III. Этап подготовки к активному усвоению знаний (15 минут)

Цель:

1. Подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

2. Помощь учащимся определить проблему и причину затруднения.

3. Обдумывание будущих учебных действий.

4. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

IV. Физминутка (1 мин)

Цель:

1. Помощь учащимся в снятии усталости, переключении с одного вида деятельности на другой.

2. Развитие умения владеть собой.

V. Этап закрепления знаний ( 15 мин)

Цель:

1. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

2. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

3. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей.

4. Осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

VI. Этап информации о домашнем задании (2 мин)

Цель:

1. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

2. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

VII. Подведение итогов (3 мин)

Цель:

1. Анализ поставленных и достигнутых целей.

2. Анализ и оценка успешности достижения цели и планирование перспективы последующей работы.

3. Соотнесение адекватности самооценки учащегося оценки учителя.

4. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.









Этап урока

Ход урока

Содержание

Время

Обоснование

I. Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

(2 мин)

Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

Использование фраз ежедневного обихода в организационном моменте в начале урока позволяет определить эмоциональное состояние детей, переключить учащихся на предмет «литература».

II. Этап проверки домашнего задания

Подобрать по 2-3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

(5 минут)

Этот этап урока позволяет установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

III. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Слово учителя.

Нашу работу по фольклору продолжат малые формы - пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.

Ответы учащихся.

Какие меткие народные изречения! И в каждой - совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

2. Работа по учебнику.

- Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.

Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ - намеками, иносказательно.

3. Беседа по вопросам.

- Что такое пословица?

- Что значит на все случаи жизни? (О труде - «без труда…», о проведении времени - «делу время…», питать на кого-то надежду - «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него - «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве - «не хвали себя…», об отношении к животным - «не гони коня кнутом…».)

Поговорка - часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)

- Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

4. Пушкин о пословицах и поговорках.

5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).

Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).

7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.

(15 минут)

Этот этап урока позволяет обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.Задания, используемые учителем на данном этапе, влияют на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, формирование коммуникативной культуры учащихся. В содержание урока включены универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Данный этап урока способствует дальнейшему формированию следующих необходимых навыков, умений и знаний:

IV. Физминутка

Прослушивание релаксирующей музыки. Использование приёмов аутотренинга:

- закройте глаза

- представьте, что вы на берегу моря, водопада

- рядом с вами друзья, товарищи, люди, с которыми приятно общаться

- скажите себе, что вы всё сможете, всё преодолеете, у вас всё получится

(1 мин)

Физминутка способствует снятию усталости, позволяет учащимся переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо отметить, что применение здоровьесберегающих технологий - необходимый элемент современного урока.

V. Этап закрепления знаний ( 20 мин)

Получение и осмысление новой информации, соотнесение полученной информации с уже имеющимися знаниями.

Подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, используя технологию погружения в самостоятельную деятельность.

1. Объяснить прямой и переносный смысл пословиц:

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

(Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.

Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.)

б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.

(Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.

Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек
(если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может - похвала)

в) Лес рубят - щепки летят.

(Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.

Переносный - во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

2.2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье - мать пороков» (французская).

И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

(15 мин)

Этот этап урока позволяет выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям.

VI. Этап информации о домашнем задании

подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра;

(2 мин

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ

VII. Подведение итогов

- Что такое пословица? поговорка?

Заключительное слово учителя.

Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.

(3 мин)

На данном этапе учащиеся оценивают уровень понимания изученного материала на уроке и, возращаясь в начало урока, говорят о том, что они узнали на уроке, достигли ли цели, решили все задачи, с какими трудностями встретились и определили пути их преодоления.

VIII. Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

(2 мин)

На листочках с самостоятельной работы необходимо выставить себе отметки, которыми вы оцениваете уровень усвоения изученного материала. Шкала от 1 до 5.









Итог проделанной работы.

Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить, что на уроке использовались все возможности ученика, его активного умственного роста для глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. Исходной идеей данного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования. Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения, основанного на коммуникативной компетенции. Необходимо отметить те факторы, которые способствовали формированию разнообразных навыков и умений:

 вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;

 обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями, формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

 эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;

 воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Целевые связи урока носят системообразующий характер. Учет реальных учебных возможностей учащихся класса, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся способствуют достижению цели урока, решению задач и целенаправленности в ликвидации пробелов в знаниях. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока обеспечили успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив помогли добиться действенного воспитательного влияния личности учителя.

Домашнее задание, которое было предъявлено с определением его содержания и объема, с комментарием смысла и рациональной методикой выполнения заданий, явилось логичным продолжение урока.

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что факторами, способствующими формированию познавательных мотивов, явилось:

- укрепление межпредметных связей (русский язык и литература);

- разнообразие методов обучения (прежде всего - исследовательского);

- сочетание приемов и способов обучения для стимулирования эмоционального отношения, волевого усилия, интереса и потребности в познавательной самостоятельности учащихся.

Интеллектуальная активность школьников во многом определила успешность усвоения учебного материала. Фактором , обеспечившим активность учащихся, явился принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала посредством оптимальной системы ситуаций исследовательского характера, выстроенных в определенной последовательности.



Литература:

1.Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

2. Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 - М.: Просвещение, 2011.

3. Примерные программы по учебным программам. Литература. Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011

4. Полькина С.Н. Изучение литературы в школе на основе деятельностного подхода. - Оренбург, 2010



© 2010-2022