Урок литературы И. С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя.


  1. Ф.И.О. (полностью) Касперова Елена Викторовна

  2. Место работы: Ростовская область, Орловский район, п. Орловский, МБОУ ОСОШ № 4

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Предмет литература

  5. Класс 10

  6. Базовый учебник:


  1. Цель урока:

Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

Метапредметных результатов:

В познавательной деятельности:

- умение структурировать объект познания;

- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивировано отказаться от образца, искать оригинальные решения;

В информационно- коммуникативной деятельности;

- умение приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

- умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

В рефлексивной деятельности:

- умение оценивать свои учебные достижения;

- владение умениями совместной деятельности;

- умение фиксировать затруднения; вести поиск и устранение причин возникших трудностей.

Личностных результатов:

- Развивать способность иметь собственное мнение;

- Развивать умение читать и учиться самостоятельно;

- Развивать умение выражать свои мысли в письменной форме;

- Развивать умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично;

- Более широкое представление об изучаемых в школе предметах, чем это необходимо для сдачи экзамена; знакомство с новой наукой, терминами;

8. Цели и задачи:

-Обучающая

- показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;

- знакомство с личностью писателя;

- с произведениями, созданными писателем в Спасском - Лутовинове.

Развивающая

- развивать умения выявлять главное из рассказа учителя и материала учебника;

-развивать эстетическое сознание личности каждого ученика;

-учить детей использовать полученные знания на практике;

-познакомить учащихся с основными этапами биографии известного русского живописца Г.Г. Мясоедова;

- привить интерес к русской природе и искусству: литературе, живописи, музыке.


Воспитывающая

- уважения к культурному и историческому наследию своей страны.

- чувства любви и уважения к родине;


  1. Тип урока:

  2. Методы обучения: беседа, наглядно-иллюстрированный метод, ИКТ, портреты И.С.Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, различные издания произведений писателя, созданных им в родовом поместье, видеозапись художественно - документального фильма о Тургеневе, презентация «Мир русской усадьбы в жизни и творчестве И.С.Тургенева».

  3. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная.

  4. Средства обучения: учебник русского языка, приложение; презентация, интерактивная доска, стихотворение А.А.Фета «Ты увидишь, за спиной косца», карточки.

  5. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.











Содержание урока

Деятельность учеников

Оборудование

1

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. У Вас хорошее настроение? Посмотрите внимательно вокруг, кого вы заметили на уроке? К нам пришли гости. Поприветствуем всех.

Слушание

2

- Урок я хочу начать со слов известного русского писателя, замечательного классика. чьё имя …

- Чьи это слова?

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Что на ваш взгляд вы ещё не знаете об великом писателе, что хотели бы узнать?

- А эпиграфом к уроку я выбрала слова Ивана Сергеевича Тургенева ..

Россия без каждого из нас

обойтись может, но никто

из нас без нее не может

обойтись...

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Вся моя биография

в моих сочинениях…

Вступительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы,

Слушание.







Слайд №4







Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

- Изучая творчество писателя, мы не можем не обратиться к его биографии.

Выступление учащегося с докладом: «Биография И.С. Тургенева».

Ученикам предлагается вспомнить произведения И.С.Тургенева, прочитанные ими раньше.

Выступление учащегося с докладом: «Мир романов И.С. Тургенева».

-Огромную роль в судьбе Тургенева И.С. сыграла его родовое поместье в Спасском-Лутовиново. А хотели бы вы совершить заочную экскурсию? Войти в атмосферу тургеневской мысли? Воображаемое путешествие, поможет вам пройти по аллеям парка, посетить любимые писателем уголки природы, почувствовать прелесть серо-золотистых бликов на земле, оцепенение замерших прудов, увидеть простор полей, окружающих Спасское, легкие разбеги рощ, взлетевших на холмы…

А заочную экскурсию проведёт гид нашего сегодняшнего урока - Старых Екатерина.

Видео 1мин.40 с.





Ответы учащихся.



Ответы учащихся.

Ответы учащихся.





Слушание.

Слайд№6

Слушание.

Слайд№5

(возвращаемся к картине)




mp3_1

Слушание



Слайд №7

иллюстрация в приложении к учебнику.
























Слайд№10




.





Слайд №11








Слайд №4

Обсуждение урока.

Запись в дневники.

Выставление оценок.


12


© 2010-2022