Конспект урока литературы в 10 классе -Роман Ф. М. Достоевского -Преступление и наказание-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: развитие нравственных качеств, личной ответственности за свои действия и поступки.

Задачи:

1. Обучать анализу текста.

2. Готовить к написанию сочинения.

3. Учить интерпретировать текст.

Проблема: отношение к преступнику проблематично.

Проблемный вопрос:

В чём преступление и в чём наказание Раскольникова?

Варианты решения:

  1. убил другого человека, в себе совесть, свою душу;

  2. наказан каторгой, угрызениями совести, душевными мучениями.

Оптимальный вариант: Совершено двойное преступление - против себя и другого человека, поэтому и наказание следует двойственное - осуждён за убийство и мучает себя сам.

Комментарий хода урока

Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов

Способы развития

  1. Звучит тревожная музыка.

Аудиальный канал

Создаётся атмосфера небольшого эмоционального напряжения, предваряющая серьёзный разговор на нелёгкую тему.


  1. Сравнение Петербурга в изображении Достоевского и Пушкина (учащиеся читают отрывки из произведений).

Умение сравнивать

Аудиальный канал

Учитель предлагает увидеть разницу в изображении Петербурга у разных авторов.

Учащиеся выявляют черты различия: у Пушкина Петербург светлый и весёлый, у Достоевского мрачный.


  1. Работа с текстом произведения.

Найти описание комнат персонажей романа.

- На что похожи? Как живут их обитатели?

Визуальный и кинестетический каналы восприятия

Эмоциональность

Учитель предлагает подобрать сравнения к комнатам персонажей.

Учащиеся описывают комнаты и передают своё эмоциональное состояние от прочитанного (тяжесть, мрачное настроение).


  1. - Какой выход нашёл герой из непростой жизненной ситуации?

Прав ли он?

Аналитичность мышления

Обращение к социально-значимому опыту учащихся



Учитель предлагает задуматься над тем, так ли уж ситуация безвыходна.

Учащиеся отвечают на вопрос, дополняя его своим суждением о том, правомерен ли, необходим ли совершённый поступок?


  1. Проблемные вопросы:

- Какое общество породило теорию Раскольникова (человеколюбивое или человеконенавистническое)?

- Если политика в государстве допустит пролитие «крови по совести», что станет с его обществом?

Глубина мышления

Умение видеть на шаг вперёд (воображение)

Вопросно-ответный ход рассуждения.

Учитель использует проблемные вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет»; вопросы, содержащие выбор ответа из двух предложенных вариантов, и обоснование одного из них.

Учащиеся формулируют проблемный вопрос.


  1. Задание для работы в группах: найти сходство в чертах характера Раскольникова и Свидригайлова.

Умение сравнивать

Умение работать в команде

Навыки публичного выступления

Учитель предлагает выявить сходство в чертах характера на основе сходства идей (циничность, эгоизм).

Учащиеся в ходе групповой работы сравнивают характеристики героев и выявляют сходство.

  1. Инсценирование отрывка «Разговор Раскольникова и Сони» учащимися

Артистизм

Визуальный и аудиальный каналы восприятия

Эмоциональность

Умение слушать и слышать

Учащиеся наблюдают за выступлением своих товарищей, представляя происходящее как рядовую жизненную ситуацию.


  1. - Какой выход предпочёл Раскольников из сложившейся ситуации? А Свидригайлов?

Умение сравнивать

Эмпатия

Учитель предлагает найти различия в поведении и поступках героев.

Учащиеся оценивают поведение двух разных героев с точки зрения приемлимости.



  1. Задание для работы в группах: найти доказательства готовности Родиона Раскольникова изменению, возрождению.

Системность мышления

Аналитичность мышления, аргументированность,

Умение выделять главное

Учитель предлагает найти в тексте отрывки, характеризующие изменения в Р.

Ученики доказывают, что такие изменения действительно произошли, подтверждая найденными отрывками.

  1. - В нашем селе есть семьи, которые находятся в трудном положении?

- Как можно им реально помочь? Что посоветовать?

Обращение к социально-значимому опыту уч-ся

Толерантность

Реалистичность

Умение решать проблемы

Учитель приглашает детей принять участие в диалоге на тему «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».

Учащиеся отвечают на вопросы и реплики других уч-ся, ища в коллективном обсуждении пути решения проблемы.


  1. Разноуровневое домашнее задание:

  1. разгадать кроссворд по тексту произведения,

  2. нарисовать образ Р.,

  3. написать сочинение-рассуждение «Тварь ли я дрожащая или право имею».

Свобода выбора





Учитель предлагает выбрать одно из 3-х заданий:

  1. репродуктивное задание, направленное лишь на воспроизведение информации,

  2. задание, направленное на развитие образного мышления и творческих способностей,

  3. задание, направленное на развитие логического мышления и творческих способностей.

Учащиеся выбирают задание в соответствии со своим желанием.


  1. Подведение итога урока:

Ответ на проблемный вопрос «В чём преступление и в чём наказание Раскольникова?»

Системность мышления Учитель и учащиеся приходят к единому выводу в ходе коллективной дискуссии.

Учитель задаёт проблемный вопрос и предлагает варианты ответа.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, выбирая оптимальный вариант.

  1. Рефлексия:

- Легко ли было читать эту книгу?

- Кто из героев вызывает наибольшую симпатию?

- Антипатию?

- Что принимаете в Р.?

- Что отвергаете?

- Чему научил вас этот роман?

Рефлексивность мышления

Умение отстаивать свою точку зрения

Умение грамотно аргументировать

Учитель проводит рефлексию в форме дискуссии по заданным вопросам.

Учащиеся оценивают степень полезности урока и своё состояние на нём, высказывают свои мысли и чувства по поводу прочитанного.


  1. Оценивание.

Умение оценивать

Учащиеся озвучивают самооценку групп.

Учитель даёт словесный комментарий отметкам.


© 2010-2022