Урок литературы в 7 классе

конспект урока лиетратуры по рассказу А.Платонова «юшка» (7 класс). Урок направлен на формировнаие читательской культуры и навыков осознанного чтения, развитие навыков устной и письменной речи, формирование нравственных качеств личности. ПЕРЕД УРОКОМ ПРОВОДИТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОГОТОВКА:УЧАЩИМСЯ НЕОБХОДИМО ПРОЧИТАТЬ РАССКАЗЫ ПЛАТОНОВА : «ЮШКА», «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» И ДРУГИЕ. УЧАЩИЕСЯ ТАКЖЕ ГОТОВЯТ  ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОЧИТАННЫМ ПРОЗВЕДЕНИЯМ, А НА УРОКЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАЮТ ЭПИЗОДЫ ИЗ РАССКАЗОВ.КЛАСС ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературы
по рассказу А.П. Платонова "Юшка"
( 7-ой класс)



Подготовила учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 1370 г.Москвы Ахтиманова Галина Анатольевна


Из зерна добра - цветок доброты

Предварительная подготовка к уроку.

  1. Прочитать рассказы А.П. Платонова: "Юшка", "Неизвестный цветок", "Цветок на земле" и другие рассказы по выбору учащихся.

  2. Индивидуально-групповые задания: иллюстрации к рассказу "Юшка", ответы на вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказов "Юшка", "Неизвестный цветок", "Цветок на земле".

Э п и г р а ф ы к у р о к у:

...На свете каждый кому-то нужен

от колыбели до самой смерти.

Г.Умывакина (современная воронежская поэтесса)

Сиротства человек не терпит, и оно - величайшее горе.

А.Платонов

О с н о в н о й в о п р о с у р о к а:
Какие нравственные заповеди оставил А.П. Платонов потомкам в своём рассказе "Юшка"?

Ход урока

С л о в о у ч и т е л я. Сегодня у нас урок-праздник и, надеюсь, урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что рассказ, над которым мы будем работать сегодня, - это нравственная заповедь, точнее - заповеди, обращённые к нам, потомкам А.П. Платонова. Цель нашего урока - попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа и глубоком, подготовленном разговоре о прочитанном.

К сегодняшнему уроку мы собирали материал усилиями четырёх групп: "человековедов", "слововедов", "литературоведов", "исследователей". У всех групп были конкретные задания и вопросы, большая часть которых представлена на стенде "Готовимся к уроку". Но одно задание у каждой группы тайное: нужно было нарисовать иллюстрацию к конкретному эпизоду рассказа. (Каждая группа демонстрирует свой рисунок, ребята ищут соответствующий фрагмент повествования, дети выразительно читают его. Потом учитель показывает символический рисунок цветка и задаёт вопрос: "С каким фрагментом рассказа соотносится этот рисунок? А с какими рассказами?" - "Цветок на земле", "Неизвестный цветок".)

Об этих рассказах нам тоже предстоит поговорить сегодня. Итак, я приглашаю вас к беседе и размышлениям о прочитанном. Вам слово, "человековеды".

В о п р о с ы и з а д а н и я, которые были предложены членам этой группы:

  1. Найдите опорные слова, предложения, соответствующие теме "лишнего", "ненужного" человека.

  2. Найдите словесное отражение темы доброты. Какую правду о жизни знает Юшка? Как она подтверждается?

  3. Какую закономерность в отношениях людей можно вывести из слов детей о Юшке: "Пусть он лучше злится, раз он вправду живёт на свете"?

  4. В рассказе мы видим отношение к Юшке детей и взрослых. Об этом у А.П. Платонова последовательное повествование. Почему дети так жестоки с Юшкой? (Чтобы помочь ученикам быстрее прийти к выводу, можно обратиться к высказыванию А.П. Платонова: "Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики...")

В процессе беседы учитель подводит детей к выводу о том, что Юшка не такой, как все, что для окружающих жить - злиться, а для Юшки жить - любить, что основные проблемы, поднятые в рассказе, - проблемы доброты и непохожести, а значит, ненужности человека. Автор наделил Юшку мудростью наивности и силой слабости, заставив читателя верить Юшке, переживать за него.

С л о в о у ч и т е л я. А теперь посмотрим, какие слова использует А.П. Платонов для создания столь своеобразного художественного образа, какими чертами наделён в произведении рассказчик. В разговоре принимают самое активное участие "слововеды".

В о п р о с ы и з а д а н и я, предложенные этой группе учащихся:

  1. Найдите в тексте рассказа "лишние" слова, речевые повторы, просторечные слова и выражения. Как вы думаете, в чём смысл их использования?

  2. Укажите олицетворения, эпитеты, метафоры. В какой части текста их больше? Почему?

  3. Как называет А.Платонов человека, ударившего Юшку? Как называет того, кто поднял умершего главного героя? Есть ли особая смысловая нагрузка в этих словах?

В беседе по предложенным вопросам учитель должен подвести детей к выводу о том, что рассказчик - человек неравнодушный, беспокойный, которому свойственны, как и герою, "детскость", добрый взгляд на мир, одухотворённость, вера в прекрасное будущее человеческого единения, который уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема и всегда плодовита, что человек важнее всего.

С л о в о у ч и т е л я. "Литературоведы" продолжают разговор о прочитанном.

В о п р о с ы и з а д а н и я этой группе:

  1. Найдите основные элементы сюжета: завязку, кульминацию, развязку действия. Почему само действие занимает в рассказе его меньшую часть?

  2. Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа? А можете ли вы указать место действия? Есть ли конкретные имена у героев? Как это соотносится с замыслом автора?

Вместе с учителем учащиеся должны сделать вывод о том, что рассказ носит характер притчи.

С л о в о у ч и т е л я. Давайте вспомним, ребята, когда мы ещё сталкивались с притчами? Что обозначает слово "притча"? Найдите значение термина в словарике в конце учебника. (Притча - моральное поучение, или, можно сказать, нравственная заповедь, формула глубоко нравственного отношения человека к окружающим.) Теперь мы подошли к ключевому вопросу урока: "Какие нравственные заповеди оставил А.Платонов потомкам в своём рассказе "Юшка""? Я обещала открытие на этом уроке. Внимание! Попытка открытия. Слово "исследователям". Слушаем содержание их домашнего задания: "Соотнесите три рассказа: "Юшка", "Неизвестный цветок" и "Цветок на земле". Что объединяет эти произведения?"

Учитель направляет детей к мысли о том, что никто на земле не лишний, ничто не проходит бесследно, прах даёт прекрасный цветок; если человек дарит доброту, доброта неизбывна в мире, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливая веру в прекрасное.

С л о в о у ч и т е л я. Давайте послушаем, как тянется к солнцу первый цветок весны, как рождается красота, подумаем, как велика воля к жизни. (Звучит начало пьесы П.И. Чайковского "Подснежник". Далее дети выразительно читают отрывок из рассказа "Неизвестный цветок" ("А однажды упало из ветра одно семечко... Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть"). Вновь звучит музыка из пьесы П.И. Чайковского. На фоне музыки читается ещё один абзац рассказа.)

А сейчас вопрос-загадка. Надеюсь, вы внимательно прочитали вступительную статью В.Чалмаева, посвящённую А.Платонову. Какая фраза в ней объединяет рассказы "Неизвестный цветок" и "Юшка" и судьбу их автора? (Самый конец статьи.)

Неизвестный цветок - символ непохожести, беззащитности и силы одновременно, символ "прекрасного и яростного мира", символ мечты о гармонии.

Д о м а ш н е е з а д а н и е. Сочинение-миниатюра по теме урока "Из зерна добра - цветок доброты".

Г р у п п о в ы е з а д а н и я:

  1. составить кроссворд по рассказам А.П. Платонова, написанным для детей;

  2. составить викторину о жизни и творчестве писателя.




© 2010-2022