- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Дефис в неопределённых местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных ( 6 класс)
Урок русского языка Дефис в неопределённых местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных ( 6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Быковская Л.А. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Гимназия имени Андрея Платонова
Левобережного района городского округа город Воронеж
Урок русского языка
«Дефис в неопределённых местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных»
(6 класс)
Учитель
русского языка и
литературы ВКК
Быковская Людмила Алексеевна
2014 - 2015
Тема: Дефис в неопределённых местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица); анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, осуществлять контроль и оценку; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать других.
Предметные:
6ЛР: анализировать неопределённые местоимения-прилагательные и местоимения-числительные, опознавать неопределённые
местоимения в тексте и группировать их по общности грамматического значения (существительные, прилагательные, числительные).
4ЛР: находить орфограммы в неопределённых местоимениях и правильно писать слова с этими орфограммами, графически
объяснять выбор написания.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка
- Прочитайте предложения и составьте схемы только сложных предложений.
Очень острым зрением обладают хорьки, лисы, волки. Есть птицы, чьё зрение ещё острее. Лучше всех видят совы, у которых глаза улавливают даже слабый свет.
- Составьте схемы этих предложений.
- Найдите местоимения в записанных предложениях. К какому
разряду они относятся?
- Назовите имена прилагательные. Чем они отличаются? (Сравнительная форма острее, полное прилагательное слабый.)
- Какими членами предложения являются эти прилагательные?
- Какая орфограмма есть в местоимении? (чьё)
- Чем осложнено 1 предложение? Расставьте в нём знаки препинания.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
3. Владеть навыками отбора и систематизации материала.
4. Анализировать, сравнивать, группировать, обобщать.
III. Введение в тему урока с постановкой проблемы урока. Формулирование темы урока.
- Чем выражены союзные слова в СПП? Назовите разряд. ( относительные местоимения-прилагательные).
- Напишите группу относительных местоимений.
- Какой разряд местоимений образуется от данных с помощью приставки НЕ? (неопределённые.)
- Назовите части речи, которые составляют эту группу местоимений. (мест-сущ., мест-прил., мест-числ.)
- Что вы ещё знаете о способах образования неопределённых мест-существительных? (кое-, -то, -либо, -нибудь)
- Можно ли подобными способами образовать неопределённые мест-прилагательные и мест-числительные? (да)
- Как вы считаете, это новое правило или уже изученное? Аргументируйте свой ответ.
Какова же тема сегодняшнего урока? (Дефис в неопределённых местоимениях)
Сформулируйте цель нашего урока. (Научитьтся писать через дефис неопределённые местоимения)
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и цель урока.
IV. Открытие новых знаний.
Самостоятельная проверка предварительно сделанных выводов на этапе формулирования проблемы урока.
Работа в парах по заданиям .
1.Обратитесь к учебнику. Прочитайте правило на стр. 15.
2.Охарактеризуйте неопределённые местоимения с учётом новой информации.
некоторый, несколько, чьими-то, сколько-нибудь
1. Установите особенность значения местоимений-прилагательных и
местоимений-числительных.
2. Понаблюдайте, как они пишутся.
3. Сделайте общий вывод, как они изменяются.
О какой ещё особенности неопределённых местоимений
нужно помнить? (раздельное написание местоимений с предлогами: кое у кого)
Проверка графической модели изученных видов орфограмм (с не, а также -то, -либо, -нибудь). (индивидуальное задание)
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений.
1. Упр. 435 - развивается умение писать неопределённые местоимения, группировать словосочетания с местоимениями разных грамматических классов.
Возможно выборочное осложнённое списывание по вариантам, рядам и т.д.
2.Распределение неопределённых местоимений по столбикам по видам орфограмм. Учащиеся сами определяют названия столбиков по виду орфограмм. (кое-что, кое на чём, о нескольких, кое с какой, кое у кого, некто, с чем-нибудь, нескольким, на некоторых, нечто, кое с чем, кое у кого, кое перед кем, некоторые, сколько-нибудь, кое о ком) Возможен более продуктивный вариант : выборочный диктант.
-
В сообщении кое-что касалось и нас.
-
Нескольким ученикам надо было пойти в медпункт.
-
Кое перед кем я чувствую себя виноватым.
-
Кое-кто из нас пытался себя чем-либо занять.
-
Женя пришила несколько оторванных пуговиц.
-
Володя пытался сосредоточиться на какой-то книге.
-
Пёс лежал на чьём-то одеяле.
-
Петя тихо сказал, что был кое у кого в гостях.
-
Нечто похожее на лошадь показалось вдалеке.
-
«Придумай хоть сколько-нибудь примеров!»- взмолилась Катя.
-
«Костя Ручьёв кое в чём прав»,- сказала Галина Николаевна.
-
Полковник посмотрел на Диму; «Перед тобой было некое загадочное явление, и тебе надо было его исследовать».
-
Мама попросила прийти через некоторое время.
-
Гаврик понимал, что Терентия надо кое с кем посоветоваться.
Познавательные УУД
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.
VI. Рефлексия.
1. Написать только цифры справедливых утверждений.
1. Неопределённые местоимения-прилагательные и местоимения-числительные имеют сходные с прилагательными и числительными непостоянные признаки.
2. Местоимение несколько не изменяется по родам и числам.
3. Неопределённые местоимения образуются от личных.
4. Написание неопределённых местоимений (существительных,
прилагательных, числительных) подчиняется единым правилам.
5. Неопределённые местоимения с приставкой кое- всегда пишутся через дефис. (1,2,4)
Аргументируйте свою точку зрения.
( учащиеся обмениваются тетрадями, оценивают ответы друг друга)
2. Вспомните цель урока. Достигли мы её?
-Научились ли вы писать правильно неопределённые местоимения?
- С какими трудностями столкнулись?
- Что надо сделать, чтобы их преодолеть?
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.
1. § 56,
Упр. 436 (сгруппировать местоимения по разрядам:
I вариант - списывает и находит местоимения в предложениях 1- 4,
II вариант - в предложениях 4-7.
2. Выучить слова в рамках.