Развитие речи на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи на уроках литературного чтения: проблемы, поиски решения.

Развитие речи на уроках чтения, русского языка и литературы является одной из задач, стоящих перед учителем-словесником. В настоящее время эта задача становится приоритетной - всё большую тревогу вызывает теперь не только безграмотность как таковая, а неумение выразить свою мысль, что обусловлено и бедностью словаря, и ограниченностью в выборе грамматических конструкций и всеобщим упрощением речи, и т.д. И в поисках истоков подобных затруднений мы неизбежно выходим на недостаточное уделение внимания чтению.

Проблемы чтения младших школьников обусловлены, на мой взгляд, следующими факторами: бессистемность и бесконтрольность в выборе книг, отсутствие ориентиров в мире чтения, незнание авторов и т.п.

К сожалению, современные реалии таковы, что ребёнок буквально с очень маленького возраста оказывается предоставлен самому себе. А точнее - влиянию сверстников, телевидения и компьютера. Несомненно, всеобщая компьютеризация захватила общество от мала до велика, и никуда от этого не деться - слишком уж мы привыкли к благам цивилизации и к тому комфорту, который нам дают машины. Но вот в чём проблема: мы, взрослые, имеем уже достаточный жизненный и личностный опыт, чтобы отфильтровывать из той массы информации, что буквально обрушивается на нас каждый день с различных экранов, то, что соответствует в какой-то мере нашим интересам, потребностям, ценностям и т.д. Ребёнок же, младший школьник или подросток, такой способности не имеет. Он всё принимает за чистую монету, не вдаваясь во временной, социальный, национальный или какой-либо другой контекст. Такое проникновение в неокрепший разум вызывает уже не просто опасения или тревогу - порой становится страшно.

Подобные неутешительные мысли появились у меня в этом году, когда я, учитель преимущественно старшей школы, все последние годы работавшая с выпускниками 9-х и 11-х классов, волей судьбы стала преподавать русский язык и литературное чтение в 4-м классе. Казалось бы - это ещё тот возраст, когда ребёнок, как чистый лист, готов воспринимать всё то лучшее, что предлагает ему наша литература на страницах школьных учебников. Не тут-то было.

Первый «звоночек» прозвучал для меня, когда из уст четвероклашки я услышала слово «барыга». Меня заинтересовало, откуда он его знает и понимает ли его значение? Конечно, со значением всё очень смутно, да, как оказалось, оно никого и не волнует - просто это такой персонаж в игре, естественно - компьютерной. И вот от такого незначительного эпизода мои наблюдения привели к осознанию одной из основных, на мой взгляд, проблем - отсутствию ценности слова. Слова для детей теряют свою многозначность, эмоциональную окрашенность, сферы употребления - они становятся просто каким-то набором букв. Поэтому так сложно объяснить, почему нельзя употреблять в речи, например, нецензурную лексику. Если раньше мы всё списывали на «неблагоприятную семейную обстановку», то теперь уже сталкиваемся с тем, что эти слова звучат в фильмах, передачах и компьютерных играх. Получается, что мы, учителя, постоянно выставляя детям какие-то границы, вводим их в конфликт с действительностью, где таких границ нет, либо они размыты.

Далее я решила проследить круг чтения своих учеников. Ибо это заблуждение, что дети сейчас ничего не читают. Они как раз читают, но вот вопрос - что? На этот вопрос я получила ответ, когда попросила каждого ребёнка к уроку внеклассного чтения подготовить презентацию своей любимой книги. Конечно, здесь были и традиционно детские авторы, такие, как Носов, Волков, Драгунский и др. Но когда я увидела книгу «Убить Зону» - была, мягко говоря, удивлена. Как книга, рассчитанная на взрослую аудиторию, попала в круг чтения младшего школьника? Купила мама. Понятно, что жанр фантастики привлекателен для мальчишки, но ведь эта конкретная книга изобилует сценами насилия и сопровождается соответствующей лексикой! Это понимает и ребёнок, потому что когда я взяла книгу в руки, чтобы пролистать её, он мне сказал, что я не должна этого делать, так как там «плохие слова».

Итак, следующий вопрос - вопрос, ставший в нашей культуре традиционным, - что делать? И ответ, пожалуй, тоже традиционен - заниматься нравственным воспитанием через привитие культуры чтения.

Формы и методы реализации этой задачи:

  • Подбор произведений для внеклассного чтения в соответствии с той или иной тематикой

  • Ознакомление с кругом авторов, произведения которых рассчитаны на данную возрастную категорию

  • Аналитическое чтение как форма изучения произведения

  • Характеристика персонажей с аргументацией своего мнения

  • Иллюстрирование эпизодов произведений с целью более эмоционального проникновения в текст

  • Ознакомление с многообразием жанров художественной литературы: сказка, рассказ (приключенческий, юмористический, исторический и др.)

  • Знания по теории литературы: автор, герой, завязка, юмор и т.д.

  • Использование аудио и видеоматериалов

  • Интеграция с уроками музыки и изобразительного искусства

  • Создание своего произведения и представление его классу

Этот список можно продолжить, и он непременно будет пополняться в ходе дальнейшей работы. Главное - установить взаимосвязь между литературным произведением и действительностью, между героем, персонажем книги и тобой сегодняшним с твоими вопросами, проблемами и задачами. Мне кажется, что первые шаги по этой дорожке мы уже делаем: ребята начинают узнавать в героях своих товарищей, а может и себя, и от анализа поступков персонажей переходят к самоанализу - а это и есть главная задача нравственного воспитания.

© 2010-2022