Работа со слабоуспевающими. Выступление на педсовете

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа со слабоуспевающими. Выступление на педсовете.

В последнее время психологи и педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Актуальная проблема школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Как правило, слабоуспевающие учащиеся приходят к нам в среднее звено из начальной школы, думаю, что там работа по выявлению причин и преодоление отставания по предметам ведется постоянно, но, тем не менее, такие учащиеся остаются. Самое интересное, что они так и остаются за редким исключением неуспевающими в среднем и старшем звене. Конечно, появляются и новые, но мало. Я предлагала провести исследование по слабоуспевающим: ответить на вопрос, увеличивается или уменьшается количество слабоуспевающих по сравнению с начальной школой и причины этой слабой успеваемости. По-моему, очень хорошая тема для анализа работы.

Мне кажется, что работа со слабоуспевающими должна вестись во внеурочное время, так как в основном причина отставания в учебе заключается в том, что им для усвоения и запоминания нужно больше времени, чем остальным. Тем не менее, есть такие приемы, которые будут работать именно на слабоуспевающих. Эти приемы известны, и многие их, я думаю, используют, и «Америки» я в данном случае не открою, приведу примеры тех способов, которые кажутся более эффективными и интересными мне, которые использую я на уроках, практически постоянно.

Вот один из способов, который позволяет мне проконтролировать, на каком уровне усвоен материал конкретно каждым учеником (в первую очередь слабоуспевающим).

В начале урока раздаю листочки, на которых мы записываем фамилию, вопрос, который будет рассматриваться на уроке. Например, «Спряжение глаголов», что я знаю про спряжение глаголов? Отвечаем на вопрос. Пишут, кто что помнит… Есть ответы - ничего.

В конце урока на этом же листочке вопрос: «Что узнал нового? Дети, уже зная, что листочки соберут, ухитряются по ходу урока там уже что-то записать. Я делаю вид, что не замечаю, пусть пишут - полезно. Значит, уже что-то вспомнили или узнали… Как правило, листок пустым не остается ни у кого… Потом собираю, просматриваю, иногда даже оценки ставлю, для стимула, хорошие только. Понятно, что слабоуспевающие в данном случае без внимания не остаются, это как раз на них и рассчитано.

Поскольку причин отставания в обучении много, то в данном случае к каждому ученику должен быть индивидуальный подход: кто-то правило не может запомнить , а кто-то применить его не может, хотя и знает наизусть, а некоторым все трудно. И все же, так называемая психологами «ситуация успеха» действует на каждого ученика, поэтому стараюсь , чтобы этот ученик хотя бы раз или два за урок мог дать правильный ответ. Когда ученики выполняют самостоятельно какое-нибудь письменное задание, прохожу по классу, заглядываю ко всем в тетради, комментирую, объясняю, подсказываю, говорю, правильно или нет… Если вижу, что у слабого ученика что-то правильно сделано, даже если я ему подсказала, спрашиваю его именно это. Весь класс выполняет 100%, слабый - 50%. Только правильно, дома закончить.

На уроках, где требуется пересказ, слабый ученик отвечает с тетрадью по составленному на предыдущем уроке плану. Разрешается всем, но слабому ученику обязательно.

Конечно же, разноуровневые задания. Задание: выписать из предложений глаголы в два столбика. В первый - I спр. Во второй - II спр. Слабому ученику выдается карточка-шпаргалка, где написано, что в первом спр. в окончании пишется - е, а во втором - и. Или разрешаю пользоваться тетрадью для правил.

Повторение теории. Пока сильные ученики записывают правило в тетрадь или устно отвечают на вопросы более сложные, слабые ученики по карточкам - словам восстанавливают правило. (Правило разделено на отдельные слова, нужно его правильно собрать).

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать. Можно впоследствии продолжить правило. - Потом читаем, что получилось.

Еще один способ вовлечения в работу слабых учеников.

Комментированное списывание.

Работает, сеет, любит, режет, хвалит, лечит, вертит, играет, ищет, гонит, ненавидит…

Задание: выделить личные окончания глаголов, объяснить правописание. Слабый ученик выделяет окончание, сильный объясняет правописание. Слабому ученику предлагается повторить объяснение.

Краткая шпаргалка, которую надо запомнить и записать на доске.

II спр. I cпр.

-ить - все остальные

+ 11 глаголов (гнать, держать, + брить, стелить

Смотреть, обидеть, слышать, Е

видеть, ненавидеть, дышать,

Вертеть, зависеть, терпеть)

И

Пример творческого задания. Слабым ученикам предлагается вставить в тексте глаголы в нужной форме (выдаются карточки), т. е. во 2 лице единственного числа, а сильные ученики пишут сочинение-миниатюру, используя глаголы 2 лица, ед. ч. Просыпаешься… (Утро) - 5-6 предложений.

Мое любимая работа на уроке - совместное составление правила или алгоритма.

Как узнать спряжение глагола?

1. Они пишут… четко слышим _-ут, -ют (это I спр.)

2.Они стелют… не слышу, нужен инфинитив.

Что делать? Стелить. См. карточку.

Дальше алгоритм составляется по карточке. Здесь подключаются слабые ученики.

И последнее: Игра «Чепуха», которую можно использовать при повторении или изучении правил. Каждый пишет на доске по одному слову, как бы выставляет свой кирпичик в общее здание, что в итоге получится, правило или чепуха?

Глагол -это…

Проверяем, исправляем, дополняем вместе.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. Все эти способы и приемы дадут возможность слабому ученику почувствовать себя уверенней и способствуют его личностному становлению и развитию.


© 2010-2022