- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузовлева Т.С. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №57» г.Оренбурга
Утверждаю: Одобрено Рассмотрено
Директор МОАУ на заседании МС на заседании ШМО учителей
«СОШ №57» г.Оренбурга _____________ русского языка и литературы
__________Т.А.Редникова Протокол №1 Протокол №1
от от от
Календарно-тематическое планирование
по литературному краеведению
5 класс
Разработчик программы:
Кузовлева Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ «Оренбургский край в русской литературе» под редакцией А.Г.Прокофьевой. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998.
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным, этнографическим особенностям края.
Цели регионального литературного курса:
-
интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры;
-
формирование нравственно-эстетических идеалов личности, её ценностных ориентаций;
-
расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся на близком им материале родного края, его культуры.
Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:
-
Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.
-
Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.
-
Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их внетекстовом контексте.
-
Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
-
Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.
Общая характеристика учебного предмета
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нём.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, но связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края.
Для создания литературно-краеведческого курса как основы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:
-
наличие писателей-земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нём, писавших о нём;
-
художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
-
определённый объём материала, достаточный для создания целого курса.
Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования.
Место курса «Литературное краеведение» в базисном учебном (образовательном) плане
Курс как дополнительный к основному по литературе рассчитан на 1 час в неделю - 34 часа.
3. Учебно-тематический план
№
Название раздела
Кол-во часов
Введение
1
Фольклор Оренбургского края
7
Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае
9
Произведения о природе Оренбургского края, о доме, о родном крае.
17
Итого:
34
4.Содержание курса
Фольклор Оренбургского края
Жанры фольклора. Русские народные сказки. Основной мотив сказок - борьба добра со злом. Пословицы. Прибаутки. Скороговорки. Загадки. Исторические песни. Воплощение в фольклоре народных представлений о жизни.
Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Прославление в сказке доброты, любви, верности. Изображение взаимоотношений человека и природы. Пространство и время в сказке. Н.Н.Каразин. «Дедушка Буран, бабушка Пурга». Русская зима. Разбушевавшиеся силы природы и человек. В.И.Одноралов. «Сказка про грибного царя». Человек и животный мир. Защита человеком природы. Л.В.Исаков. «Мёртвые соли». Природа Оренбуржья, её красота и подземные тайны.
Произведения о природе Оренбургского края, о доме, о родном крае.
С.Т.Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом», «Осень», «Послание в деревню», из «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» («Гусь», «Лебедь»). Сельский и городской дом в представлении Аксакова. Оренбургская осень глазами поэта. Воспевание деревенской жизни. Наблюдение охотника за птицами.
Оренбургская природа в поэзии и прозе авторов XX века. А.Возняк. «Опять грустит по лету дождь», «Снегири». А.А.Тепляшин. «Перекаты Урала». Р.Герасимов . «Край родной». К.Мусорин. «Отчий край». И.А.Бехтерев. «Старый Оренбург», «Родные». В.Одноралов. «Град».
С.П.Антонов. Повесть «Царский двугривенный». Изображение Оренбурга 20-х годов XX века. Дом в жизни маленьких героев.
5.Требования к результатам изучения предмета «Литературное краеведение» в основной школе
В результате изучения литературного краеведения ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературного краеведения ученик должен уметь:
-
работать с книгой;
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
6.Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению в 5 классе
№
п/п
план
факт
Тема урока
час
Элементы содержания
Планируемые результаты
Примечание
1
4.09
4.09
Введение. Знакомство с программой курса.
1
Знакомство с программой курса.
Предметные: познакомить уч-ся с предметом изучения.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России.
Чтение народных сказок
Фольклор Оренбургского края(7ч.)
2
11.09
11.09
Жанры фольклора.
1
Народные сказки, их жанры, темы, образы
Предметные: познакомить с основными жанрами и особенностями оренбургского фольклора
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Сделать записи фольклорных произведений разных жанров
3
18.09
18.09
Пословицы, прибаутки, скороговорки, загадки.
1
Произведения УНТ, записанные в Оренбургском крае фольклористами А.В.Бардиным и П.Т.Завьяловским.
Предметные: познакомить с основными жанрами и особенностями оренбургского фольклора
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Устный рассказ по одной из пословиц Какие пословицы и поговорки встречаются в речи оренбуржцев?
4
25.09
25.09
Исторические песни.
1
Какие исторические события, происходившие на территории Оренбургского края, отражены в народных песнях, преданиях
Предметные: показать основную тематику исторических песен.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Выразительное чтение, анализ Прочитать ист. песни о Пугачеве
5
2.10
2.10
Оренбургские предания.
1
Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае
Предметные: Знать, откуда повелись некоторые названия в Оренбургской области.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим события
Выразительное чтение, иллюстрирование, пересказ Дайте описание: оренбургской степи, реки, горы (на выбор) в разное время года, суток.
6
9.10
9.10
Оренбургские предания.
1
Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае
Предметные: Знать, откуда повелись некоторые названия в Оренбургской области.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим события
Выразительное чтение, иллюстрирование, пересказ Дайте описание: оренбургской степи, реки, горы (на выбор) в разное время года, суток.
7
16.10
16.10
История улиц Оренбурга
1
Материал для сообщения об этимологии оренбургских названий улиц
Предметные: знать, откуда повелись некоторые названия в Оренбургской области.
Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий
Регулятивные: постановка учебной задачи, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий) Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям
Устные сообщения, презентации
8
рр
23.10
23.10
Сочинение-описание «Моя любимая улица Оренбурга»
1
Предметные: Уметь создавать текст типа описания
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска Регулятивные: постановка учебной задачи, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России.
Фотографии любимых уголков Оренбурга
Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае(9ч.)
9
30.10
30.10
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
1
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
Предметные: знать краткие хронологические сведения об Аксакове и историю создания сказки.
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям
Чтение по ролям Иллюстрации к сказке
10
13.11
13.11
Прославление в сказке доброты, любви, верности.
1
Композиция, развитие сюжета, герои
Предметные: показать, что сказка представляет собой оренбургский вариант развития сказочных мотивов
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Выразительное чтение, иллюстрирова
ние, пересказ Как воплощаются в сказках народные представления о жизни?
11
20.11
20.11
Изображение в сказке взаимоотношений человека и природы.
1
Художественное пространство в сказке
Предметные: показать, что сказка представляет собой оренбургский вариант развития сказочных мотивов
Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Рассказ о героях
12
27.11
27.11
Н.Н.Каразин. «Дедушка Буран, бабушка Пурга».
1
Особенности изображения русской зимы в сказке.
Предметные: определить особенности повествовательной манеры Н.Н.Каразина
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формировать ценностное отношение к происходящим событиям
Словесное рисование Читать сказки Н.Н.Каразина
13
4.12
28.11
4.12
28.11
Разбушевавшиеся силы природы и человек.
1
Особенности изображения русской зимы в сказке.
Предметные: определить особенности повествовательной манеры Н.Н.Каразина
Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Составить отзыв на сказку. Иллюстрации к сказке
14
11.12
5.12
11.12
5.12
В.И.Одноралов. «За грибным царем»
1
Особенности изображения человека и животного мира.
Предметные: познакомить с творчеством В.И.Одноралова.
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Выразительное чтение, иллюстрирование, пересказ Почему надо защищать природу?
15
12.12
12.12
18.12
В.И.Одноралов. «За грибным царем»
1
Особенности изображения человека и животного мира.
Предметные: познакомить с творчеством В.И.Одноралова.
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Выразительное чтение, иллюстрирование, пересказ Почему надо защищать природу?
16
19.12
19.12
25.12
Л.В.Исаков. «Мертвые соли».
1
Показать красоту природы оренбургского края, ее подземные тайны.
Предметные: определить основные мотивы лирики Л.Исакова. Выделить «оренбургские» темы в его творчестве.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Словесное рисование Опишите, какими в изображении Л.Исакова предстают соль-илецкие места Оренбуржья
17
26.12
26.12
Л.В.Исаков. «Мертвые соли».
1
Показать красоту природы оренбургского края, ее подземные тайны.
Предметные: определить основные мотивы лирики Л.Исакова. Выделить «оренбургские» темы в его творчестве.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Словесное рисование Опишите, какими в изображении Л.Исакова предстают соль-илецкие места Оренбуржья
Произведения о природе Оренбургского края, о доме, о родном крае (17ч.)
18
16.01
16.01
Родной край в произведениях оренбургских авторов
1
Родной край в произведениях оренбургских авторов
Предметные: показать, какой видят природу Оренбуржья писатели и поэты, определить основные мотивы лирики, выделить «оренбургские» темы творчестве писателей
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: постановка учебной задачи, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий) Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий Личностные:осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России.
Анализ пейзажного стихотворения одного из оренбургских поэтов Подберите пейзажное стихотворение одного из оренбургских поэтов и выучите его наизусть.
19
23.01
23.01
С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».(Отрывки)
1
Родной край в произведениях оренбургских авторов
Предметные: рассмотреть, как представляет сельский и городской дом Аксаков. Какими видит некоторых птиц писатель
Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Составить хронологическую таблицу посещений С.Т.Аксаковым Оренбургского края. Подготовить подборку цитат-описаний природы Оренбуржья из пр-я Аксакова.
20
С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».(Отрывки)
1
Родной край в произведениях оренбургских авторов
Предметные: рассмотреть, как представляет сельский и городской дом Аксаков. Какими видит некоторых птиц писатель
Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Составить хронологическую таблицу посещений С.Т.Аксаковым Оренбургского края. Подготовить подборку цитат-описаний природы Оренбуржья из пр-я Аксакова.
21
С.Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом», «Осень», «Послание в деревню»
1
Родной край в произведениях оренбургских авторов
Предметные: показать, какой видят природу Оренбуржья писатели и поэты, определить основные мотивы лирики, выделить «оренбургские» темы творчестве писателей
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Анализ текстов Выразительное чтение стихотворений
22
А.Возняк. «Опять грустит по лету дождь», «Снегири».
1
Природа Оренбургского края в русской литературе
Предметные: показать, какой видят природу Оренбуржья писатели и поэты, определить основные мотивы лирики, выделить «оренбургские» темы творчестве писателей
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.
Анализ текстов Выразительное чтение стихотворений
23
А.А.Тепляшин. «Перекаты Урала».
1
Родной край в произведениях оренбургских авторов
Предметные: показать, какой видят природу Оренбуржья писатели и поэты, определить основные мотивы лирики, выделить «оренбургские» темы творчестве писателей
Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Анализ текстов Выразительное чтение стихотворений
24
Р.Герасимов . «Край родной».
1
Родной край в произведениях оренбургских авторов
Предметные: показать, какой видят природу Оренбуржья писатели и поэты, определить основные мотивы лирики, выделить «оренбургские» темы творчестве писателей
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Анализ текстов Выразительное чтение стихотворений
25
К.Мусорин. «Отчий край».
1
Природа Оренбургского края в русской литературе
Предметные: показать, какой видят природу Оренбуржья писатели и поэты, определить основные мотивы лирики, выделить «оренбургские» темы творчестве писателей
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Личностные: формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.
Анализ текстов Выразительное чтение стихотворений
26
И.А.Бехтерев. «Старый Оренбург», «Родные».
1
Природа Оренбургского края в русской литературе
Предметные: показать, какой видят природу Оренбуржья писатели и поэты, определить основные мотивы лирики, выделить «оренбургские» темы творчестве писателей
Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Анализ текстов Выразительное чтение стихотворений
27
РР
Конкурс на лучшего чтеца стихотворения.
1
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
Регулятивные: постановка учебной задачи, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Чтение наизусть
28
РР
Пишем стихи о родном крае.
1
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: постановка учебной задачи, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий) Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Устные сообщения, презентации Читать рассказы Одноралова
29
В.Одноралов. «Град»
1
Композиция, развитие сюжета, герои, художественное пространство
Предметные: познакомить с творчеством В.И.Одноралова. Определить особенности повествовательной манеры
Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Личностные: формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.
Устные сообщения, презентации, анализ текста
Читать повесть Антонова
30
С.П.Антонов. Повесть «Царский двугривенный»
1
Композиция, развитие сюжета
Предметные: познакомить учащихся с понятием автобиографии, сопоставить мир детства современных детей и детей, живших 70 лет назад в нашем городе
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Пересказ, анализ отрывка Подготовить
ся к изложению
31
С.П.Антонов. Повесть «Царский двугривенный»
1
Развитие сюжета, герои, художественное пространство
Предметные: познакомить учащихся с понятием автобиографии, сопоставить мир детства современных детей и детей, живших 70 лет назад в нашем городе
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Пересказ, анализ отрывка Подготовить
ся к изложению
32
С.П.Антонов. Повесть «Царский двугривенный»
1
Герои, художественное пространство
Предметные: продолжить знакомство учащихся с понятием автобиографии, сопоставить мир детства современных детей и детей, живших 70 лет назад в нашем городе
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Пересказ, анализ отрывка Подготовить
ся к изложению
33
РР
Изложение эпизода из повести «Царский двугривенный»
1
изложение
Предметные: Уметь писать сжатое изложение
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные: постановка учебной задачи, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
изложение
34
Литература на лето
Подведение итогов года
1
Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина.
Задания для летнего чтения.
Предметные: пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; характеризуют героев; строят развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументируют свою точку зрения.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: оценивают результаты своей работы.
Коммуникативные: строят монологические высказывания.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
7.Учебно-методическое обеспечение курса «Литературное краеведение»
-
Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора: Хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов. Составители: А.Г.Прокофьева и В.Ю. Прокофьева. - Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003
-
Бессараб М.П. Владимир Даль. - М., 1970.
-
Большакова Л.Н. По следам оренбургской зимы. - Челябинск, 1982.
-
Машинский С.Г. Аксаков. Жизнь и творчество. - М., 1973.
-
Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. - Челябинск, 1977.