Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. И. Цветаевой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И. Цветаевой

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И. Цветаевой

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И. Цветаевой



Звон колоколов

1-й чтец:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов:

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

2-й чтец:

В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

И чем дальше уходим мы от года ее смерти, тем лучше помним ее судьбу. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории ее жизни и любви.

Звучит музыка. Шопен. «Вальс» (№7 до-диез минор). Звучит громко, затем идет фоном.

1-чтец:

Осенью 1910 года 18-летняя гимназистка, дочь известного ученого, профессора Московского Императорского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в частную типографию А.И. Мамонтова сборник своих стихов «Вечерний альбом». В книгу вошли стихи, написанные в 15-17 лет (некоторые еще раньше), которые получили высокую оценку известных поэтов - Максимилиана Волошина и Валерия Брюсова.

Стихотворение М. Волошина «К вам душа так радостно влекома»

Одобрительно отозвался о книге и Николай Гумилев: «Марина Цветаева внутренне своеобразна…Эта книга,- заключал он свою рецензию,- не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».

Хоть оценки и казались завышенными, Цветаева их вскоре оправдала.

2-й чтец:

Но почему же книга называлась «Вечерний альбом»? Порог юности - вечер детства. А детство было прекрасным. Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Ее мать, Мария Александровна, была талантливой пианисткой. Отец - создатель Музея изобразительных искусств. Не удивительно, что и Марина была образованнейшим человеком.

С детства она была погружена в атмосферу А.Пушкина, в юности открыла для себя Гете и немецких романтиков, очень любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь»

Звучит романс М.Таривердиева «У зеркала» на стихи Марины Цветаевой.

1-й чтец:

Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие-то год-два,

прошедшие после первых наивно-отроческих стихов, была другою. За это время перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки - все эти «примерки» оставили в ее творчестве прекрасные и яркие стихи.

Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, русской истории. В одном из ее стихотворений -«Генералам 1812 года» речь идет о братьях Тучковых, участниках Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою.

Звучит песня на стихи Цветаевой «Генералам 1812 года»

2-й чтец:

Посвящено это стихотворение мужу Марины - Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж Марина Цветаева вышла в январе 1912 года. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось в ту пору 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной, но недолго. И эти первые 5-6 лет были самыми счастливыми в ее жизни.

Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

Писала я на аспидной доске,

И на листочках веера поблёкших,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом не стёклах,-

И на стволах, которым сотни зим…

И, наконец,- чтоб было всем известно!

Что ты любим, любим! любим! любим!-

Расписывалась радугой небесной.

1-й чтец:

Где-то в начале совместной жизни она сказала: «Только при нём я могу жить так, как живу: совершенно свободно». Он был единственным, кто её понял, и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила её сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.

А вообще, в жизни её было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: «… всю жизнь напролёт пролюбила не тех…». Её доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причины частых и горьких разочарований.

Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» на стихи Марины Цветаевой.

2-й чтец:

Это стихотворение, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных у Марины Цветаевой, так называемая песнь к любимому. Помните?

Звучит стихотворение «Вчера еще в глаза глядел».

1-й чтец:

Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк:

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры М.Минцу.

Звучит романс М.Таривердиева «Мне нравится» на стихи Марины Цветаевой.

До революции Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить собственный голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений.

2-й чтец:

С 1917 года для Цветаевой настает пора испытаний. Она хотела жить исключительно личной, частной жизнью, но Время неустанно вторгалось в эту жизнь. Существует мнение, что «политика была ей глубоко чужда, что она была к ней равнодушна». Это действительно почти так…Но, только почти…Конечно, Цветаева не занималась политикой, но, как незаурядная личность, она ощущала трагизм революционных событий, не принимая жестокости и насилия. Особенно, когда это касалось привычного ей круга людей и тех, кто был для неё истинно дорог и любим.

1-й чтец:

В ноябре 1917 года её муж Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то очень сильный духом. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию.

Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо»

Почти три года жила Марина в голодной красной Москве, не получая вестей от мужа. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках у неё остались две дочери: Ариадна - старшая, и Ирина - трех лет. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки поменять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как надо бы, не так, как у всех… Она была слишком неумела в быту.

Стихотворение «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак».

2-й чтец:

Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, умершую в приюте от голода.

Стихотворение «Две руки».

Таково было ее хождение по мукам. «Жизнь, где мы так мало можем…»,- писала Цветаева. Зато как много она могла в своих тетрадях! Как ни удивительно, никогда ещё не писала она так вдохновенно, напряженно и разнообразно. Но голос поэта резко изменился. Из её стихов навсегда ушли прозрачность, легкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью и задором.

Стихотворение «Пригвождена»

1-й чтец:

Спустя время выяснилось, что Сергея волной отступления армии Корнилова унесло в Чехию, он стал эмигрантом. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Он не мог вернуться в Россию. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась её семнадцатилетняя Одиссея за рубежом - сначала недолго - Германия, потом - Чехия. В Чехии они прожили более трех лет. Здесь в феврале 1925 года у них родился сын Георгий.

2-й чтец:

В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло» - это был своего рода пик, после которого наступил резкий спад - не в смысле творчества, а в отношении изданий. Судьба, давшая передышку, снова замкнула её выход к читателю.

И, наконец, Франция… Здесь Цветаева прожила тринадцать с половиной лет. Вскоре после приезда, в феврале 1926 года, в одном из парижских клубов состоялся её литературный вечер, который принес ей триумф, известность, но и одновременно нелюбовь и зависть очень влиятельных людей.

В эмиграции Цветаева не прижилась. Все чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались и газетами и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник «После России», включивший в себя стихи 22-25-го годов. Но ведь Цветаева писала по крайней мере ещё пятнадцать лет.

1-чтец:

Нищета, унижение, бесправие окружали поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что её читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно всё равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

……………………………..

Всяк дом мне чужд,

Всяк храм мне пуст,

И сё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина…

2-й чтец:

Письма её знакомым и близким полны сетований на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи…Главным адресатом её стихов в России, в Москве, был Пастернак. Его мнением она дорожила. Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Вспомним одно из них.

Читается стихотворение «Рас-стояние: версты, мили…»

1-й чтец:

Спустя годы это стихотворение приобрело особое звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Вёрсты, дали, мили разделяли в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Исторические события 1917 года расслоили и развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили надолго, а то и навсегда, с Родиной.

Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном 18 июня 1939 года. Дочь и муж - двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа. Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. «Уж коль впустили, то нужно дать хоть какой-то угол! И у дворовой собаки есть конура. Лучше бы не впускали, если так…» - это из писем, разговоров со знакомыми.

2-й чтец:

«Жить - это неудачно кроить и беспрестанно латать, ничто не держится ( ничто не держит меня, не за что держаться, простите мне эту печальную, суровую игру слов).

Захлёбываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

1-й чтец:

Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её «одиночества верховный час». .

О черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора - пора - пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь - жить.

С волками площадей

Отказываюсь - выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть -

Вниз - по течению спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один - отказ.

2-й чтец:

Ариадна была приговорена к восьми годам лагерей. Эфрона расстреляли в октябре 1941 года. В 1944 году погиб на фронте Георгий. Но всё это было уже за той чертой, которую Марина Цветаева провела, отделив себя от живущих, 31 августа 1941 года в Елабуге.

Звучит «Реквием» на стихи Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»

© 2010-2022