Программа внеурочной деятельности Путешествие в мир русского языка

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к родному языку. Особое внимание уделено углубленному изучению тем: «Морфемика», «Морфология», «Графика», «Пунктуация»,  «Лексика», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». Значительное количество времени уделяется практическим занятиям, творческим работам учащихся. Данная программа внеурочной деятельности может быть использована педагогами русского языка и литературы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»


Рассмотрено на заседании Принято на педагогическом Утверждаю

методического объединения совете приказ №__

от___ 2013г от________

протокол №___от____2013г протокол №__от «__»__2013 Директор__

Гуляева Т.В.






«Путешествие в мир русского языка»

рабочая программа внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

5 класс











Автор - составитель:

Корсакова Юлия Петровна,

учитель русского языка и

литературы













Тяжинский 2013


Автор - составитель Ю.П.Корсакова, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»
































Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к родному языку.

Особое внимание уделено углубленному изучению тем: «Морфемика», «Морфология», «Графика», «Пунктуация», «Лексика», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». Значительное количество времени уделяется практическим занятиям, творческим работам учащихся.

Данная программа внеурочной деятельности может быть использована педагогами русского языка и литературы.



1.Пояснительная записка

Внеурочной работе по русскому языку придается огромное значение, потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык - инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития - это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком - условие успешной работы по всем учебным предметам. Изучение родного языка, понимание его структуры - естественная база для изучения иностранных языков.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путешествие в мир русского языка» тесно связана с уроком, но она стремиться к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание и методы обучения в рабочей программе внеурочной деятельности «Путешествие в мир русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками 5 класса прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цель программы: создать условия для развития у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитания бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, любви и уважения к русскому языку.

Задачи программы:

Обучающие:

- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, помогая обучающимся лучше усвоить программный материал;

- совершенствовать навыки анализа различных фактов языка;

- расширять лингвистический кругозор школьников;

- воспитывать языковое чутье;

- повышать общую языковую культуру учащихся;

- выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

Воспитывающие:

- воспитывать культуру обращения с книгой;

- формировать и развивать у учащихся разносторонних интересов, культуру мышления.

Развивающие:

- развивать творческие возможности;

-совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

- приобщать школьников к исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Общая характеристика программы

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. После освоения программы учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к предмету.

Формы проведения занятий:

- практические занятия,

- интеллектуальные игры,

- тренинги,

- защита проектов,

- презентация,

- интерактивные занятия.

Программа рассчитана на 1 год, 35 часов. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю по 45 минут. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 11-12 лет, т.е. 5 класс.

  1. Планируемые результаты освоения программы

«Путешествие в мир русского языка»

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу изучения курса:

Обучающиеся должны знать:

- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

- особенности ударения в русском языке;

- основные правила орфоэпии;

- основные способы образования слов;

- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

- правила русской орфографии;

- морфологические признаки частей речи;

- нормы употребления в речи языковых единиц;

- виды словосочетаний;

- виды предложений;

- основные группы пунктуационных правил;

Обучающиеся должны уметь:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определенному типу речи;

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

- редактировать чужие и собственные тексты;

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые слова;

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех частей речи;

- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся

Личностные результаты:

- развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера, внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности - качества, весьма важные в практической деятельности любого человека;

- воспитывать чувство справедливости и ответственности;

- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, выборочно анализировать их.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст, редактировать его, составлять собственные тексты;

- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные УУД:

- расширять представление о русском языке, развивать эстетические чувства;

- создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания);

- производить фонетический разбор;

- наблюдать за использованием звукописи;

- овладевать основными правилами нормативного произношения;

-находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков;

- правильно писать слова с названными в теме орфограммами;

- овладеть основными понятиями лексикологии;

- различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), омонимы и многозначные слова;

- применять знания морфемики и словообразования в практике правописания; находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам;

- излагать в письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно);

- выделять морфологические признаки слов разных частей речи с опорой на формообразующие морфемы;

- определять части речи в тексте;

-различать самостоятельные и служебные части речи.

3. Учебно-тематическое планирование и содержание программы. Учебный план

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Контроль

Тема 1. В глубь веков на машине времени.

3

1

2


Тема 2. Путешествие на Лингводилижансе.

4

1

2

1

Тема 3. Господин Синтаксис и ее величество Пунктуация.

3


3


Тема 4. Волшебная страна Фонетика

4

1

2

1

Тема 5. Занимательная Лексика

5

1

3

1

Тема 6. Морфемика.

4

1

2

1

Тема 7. Морфология.

13

4

8

1

Итого часов

35

9

22

5

Содержание программы

Тема 1. В глубь веков на Машине времени.

Красота и выразительность мира русского языка. Письменность и книга на Руси. Мировой язык современности.

Тема 2. Путешествие на лингводилижансе. В мире звуков.

Где живут хитрые буквы? В гостях у Слова. Презентация альбома «К истокам слова».

Тема 3. Господин Синтаксис и ее величество Пунктуация. Станция Краснословие. В царстве Предложений. Строим диалог.

Тема 4. Волшебная страна Фонетика.

Шаги в науку. Царство гласных и согласных звуков. Станция Словарная.

Презентация кроссвордов по «Фонетике».

Тема 5.Занимательная Лексика.

Мир Лексики и его обитатели. Пёстрое семейство синонимов. Великое противостояние антонимов. Слова-двойники. Омонимы.

Тема 6. Морфемика.

Эти простые сложные звуки. Госпожа Морфема. Коварные сестры-приставки. Чудеса в стране морфем. Алфавит встречает гостей.

Тема 7.Морфология.

Разноцветный мир существительных. Станция Ономистика. Какие бывают имена? О чем рассказывают географические названия. Словари - сокровища языка. Очень занимательное имя прилагательное. В мире лингвистических сказок. Фокусу глагола. Необычные правила. Путеводные звезды орфографии. Не с глаголами в стране невыученных уроков. Скорая орфографическая помощь.

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование темы, раздела

Вид деятельности

Вид контроля

Организационная форма

1

Красота и выразительность мира русского языка.

Коллективная работа, чтение и анализ высказываний о русском языке

Беседа

2

Письменность и книга на Руси.

Выступления летописцев о появлении письменности на Руси, о первых книгах.

Чтение справочной литературы

3

Мировой язык современности.

Групповая практическая работа

Составление рекламы современного русского языка

4

В мире звуков.

Коллективная работа

Лекция учителя с элементами беседы.

5

Где живут хитрые буквы?

Коллективное заочное путешествие.

Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».

6

В гостях у Слова.

Групповая работа

Игра «Продолжи слово», конструирование слов.

7

Презентация альбома «К истокам слова»

Индивидуальные выступления обучающихся.

Защита проекта

Работа над проектом

8

Станция Краснословие.

Коллективная работа

Конкурс скороговорок, составление собственных.

9

В царстве Предложений.

Творческая групповая и индивидуальная работа.

Составление сказок о предложении.

10

Строим диалог.

Занятие - консультация

Рассказ учителя, выступление помощников-консультантов, инсценирование.

11

Шаги в науку.

Занятие- открытие

Выступление консультантов-помощников

12

Царство гласных и согласных звуков.

Занятие-игра

Рассказ учителя «Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом».

13

Станция Словарная.

Занятие-исследование

Знакомство со справочниками и словарями. Самостоятельная работа со справочной литературой.

14

Презентация кроссвордов по «Фонетике».

Коллективная и групповая работа

Творческий отчет

Составление и разгадывание кроссвордов обучающихся.

15

Мир Лексики и его обитатели.

Экскурсия

Посещение школьной библиотеки, знакомство с лексическими словарями.

16

Пёстрое семейство синонимов

Коллективная работа

Знакомство со словарями синонимов, устный репортаж «Об одном и том же - разными словами».

17

Великое противостояние антонимов

Занятие-консультация

Знакомство со словарями антонимов, выступление консультантов-помощников.

18

Слова-двойники. Омонимы

Устный журнал

Выступление знатоков русского языка, игра «Словесный мяч». Игра - собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

19

Итоговое занятие.

Защита знаний

Выступления обучающихся в самостоятельно выбранной ими форме.

20

Эти простые сложные звуки. Госпожа Морфема.

Коллективная

Игра «Вопрос - ответ», редактирование и конструирование текстов.

21

Коварные сестры-приставки.

Групповая работа

Игра «Много ли на свете приставок», «Секрет безошибочного письма», тренировочные упражнения, игры и упражнения с приставками

22

Чудеса в стране морфем.

Сюжетно-ролевая игра

Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

23

Итоговое занятие. Алфавит встречает гостей.

Коллективная работа

Защита знаний

Круглый стол.

24

Разноцветный мир существительных.

Коллективная работа

Выбор темы мини-проекта

25

Станция Ономистика.

Творческая мастерская

Разработка плана работы над мини-проектом, распределение «ролей».

26

Какие бывают имена?

Творческая мастерская

Выполнение индивидуальных заданий мини-проекта.

27

О чем рассказывают географические названия.

Индивидуальные выступления учащихся

Сообщение историй происхождения географических названий Кемеровской области.

28

Словари - сокровища языка.

Практическая работа

Беседа о значении словарей. Работа с толковым и орфографическим словарями.

29

Очень занимательное имя прилагательное.

Создание собственных сказок, выборочный анализ текста.

30

В мире лингвистических сказок.

Практическая работа

Чтение лингвистических сказок, создание собственных сказок на лингвистические темы.

31

Фокусы глагола.

Соревнование

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих».

32

Необычные правила.

Коллективная и групповая работа

Выпуск экстренных теленовостей консультантами-помощниками.

33

Путеводные звезды орфографии.

Работа в группах

Игра «Что? Где? Когда?»

34

Не с глаголами в стране невыученных уроков.

Работа в группах

Выбор формы защиты своего проекта участниками группы.

35

Скорая орфографическая помощь. Занятие-отчет «Наши выступления».

Работа в группах

Защита идей

Работа групп по завершению проекта. Презентация проекта: конференция.

Материально-техническое обеспечение

1.Анашина, Н.Ю. День словесности в школе: интеллектуальные игры и развлечения[Текст] / Н.Ю. Анашина. - Ярославль. Академия развития, 2006.- 130 с.

2. Баранов, Н.Т. Методика преподавания русского языка [Текст] / методич. пособие/ Н.Т. Баранов.- М.; Просвещение, 1990 - 218 с.

3.Коновалова, Е. И. Нестандартные уроки [Текст] / методич. рекомендации / Е. И. Коновалова.- М.; Дрофа, 2002

4. Мельникова, А.М. Праздники в средней школе: сценарии, капустники, развлечения, турниры, игры [Текст] / А.М. Мельникова.- Волгоград, «Учитель», 2003.

5. Петухова, Е.Ю. Весёлые вечера в школе [Текст] / Е.Ю. Петухова.- М.: Русское слово, 2004.

6.Ромашина, Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме [Текст] / Н.Ф. Ромашина.- М.: Глобус,2007.

7. Руденко, В.И. Новые школьные КВНы и конкурсы [Текст] / В.И. Руденко.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

8. Скороходова, Т.Н. Внеклассная работа по русскому языку[Текст] / Т.Н. Скороходова.- Волгоград, «Корифей», 2007.

9. Текучев А.В. Хрестоматия по методике русского языка [Текст] / А. В. Текучев. 1982

10. Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия [Текст] / Н. Б. Троицкая.- М.; Астрель, 2004.



© 2010-2022