Урок по теме: «Сложносочиненные предложения»

""Описание материала: "РОДИНА (Отечество, мать, родные, народ, язык, природа, дом, патриот, Отчизна, улица, школа, друзья ...) Задание шестое. Путешествие продолжается. "Проверочная работа "«Кодовый" "диктант».  С помощью комбинации «буква – цифра» укажите крылатые выражения, фразеологизмы, значения которых поясняются: А.То, что порождает ссору 1.Маминкин сыночек Б.Уязвимое место 2.Ни свет, ни заря В.Несамостоятельный человек 3.Яблоко раздора Г.Дети богатых людей 4.Ахиллесово пята ... Грамматическая тема: Сложносочиненные предложенияЛексическая тема: Путешествие по родному краюЦели урока: а) образовательные: закрепить и углубить знания, умения и навыки о ССП, выделять виды ССП, союзы, составлять их схемы, ставить в них знаки препинания и использовать такие предложения в речи; б)развивающие: совершенствовать умение классифицировать ССП по значению и союзам, анализировать различные виды ССП с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грамматическая тема: Сложносочиненные предложения

Лексическая тема: Путешествие по родному краю

Цели урока:

а) образовательные: закрепить и углубить знания, умения и навыки о ССП, выделять виды ССП, союзы, составлять их схемы, ставить в них знаки препинания и использовать такие предложения в речи;

б)развивающие: совершенствовать умение классифицировать ССП по значению и союзам, анализировать различные виды ССП с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

в)воспитательные: воспитать любовь и бережное отношение к природе родного края, к Родине;

Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений

и навыков

Вид урока: урок - путешествие

Метод: практический, частично - поисковый,тестирование,

словесный

Оборудование: асtіvоd, интерактивная доска, видеоролик,

отпечатанные тексты, смайлики, стикеры



Ход урока:

І. Орг. момент

Подготовка к уроку

II. Психологический настрой:

Коррекция настроения:

  • Погладьте себя по голове .

  • Обнимите себя.

  • Пожмите соседу руку.

  • Улыбнитесь друг другу.

  • Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

III. Блиц - опрос. Асtіvоd.

1.Определите ССП:

А.Разговор то оживлялся, то смолкал.

В.Покраснела рябина, и посинела вода.

С.Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.

Д.Она говорила скучновато, или устало.

2.Укажите сочинительные союзы:

А.что, бы

В.если, не

С.тоже, ни - ни

Д.чтобы, как

3.Укажите ССП с соединительным союзом:

А.Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

В.Вошло солнышко, все вокруг ожило.

С.То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.

Д.К вечеру небо очистились от туч, и ночь обещала быть

холодной.

4.Определить ССП с противительным союзом:

А.Ночью шел тихий дождь, но утром погода разгулялась.

В.Как вчера, так и сегодня стоит теплая погода.

С.Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.

Д.Месяца на небе не было, звезды тоже не светили.

5.Определить ССП с разделительным союзом:

А.Морозы распушили деревья и рисуют на стеклах лебединые

перья.

В.То падал как будто туман, то припускал косой дождь.

С.За окном брезжил рассвет, да громко кричали петухи.

Д.Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.

ІV.Вступительное слово учителя:


  • Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы туристы и краеведы.Будем вместе добираться на высокую вершину,название которой - ССП. Запишем его полностью - Сложносочиненные предложения. Естественно, любое путешествие сопровождается трудностями и у нас они тоже будут. Но мы также очень хорошо знаем, что с помощью знаний мы можем преодолеть любые препятствия.Чтобы легче было преодолевать любые расстояния, мы станем одной командой, и будем помогать друг другу.

1.Вот мы подошли к первому препятствию «Переправа».

Первое правило:

- Вести себя правильно при переправе:

Вспоминаем порядок разбора ССП:


  1. Прочитать предложение.

  2. Определите, какое это предложение.

  3. Указать, сколько в нем простых предложений.

  4. Прочитать каждое простое предложение.

  5. Укажите союз.

  6. Составить графическую схему пркдложения.

Первое задание: Сделать полный разбор предложений:

1.Мы поднимались в гору, но путь нам преградила лавина.

2. Горы были сожжены солнцем, и в нем парили орлы.

Второе задание:

«Первая высота»

Вставить союзы:

1.Тучи рассеялись, ... выглянуло солнце.

2.Только иволги кричат, ... кукушки наперебой отсчитывают кому - то непрожитые годы.

3.Ночь прошла под большой чистой луной, ... к утру лег первый снежок.

4. ... было ранне утро, ... уже наступал вечер.

Задание третье

«Отдых». Предлагаю отохнуть, но не просто отдохнуть: а еще поиграть с пользой.

Игра «Звездочка моя».Условие игры: нарисовать звездочки за 15 секунд, кто сколько захочет.

В итоге, если вы нарисовали за это время :

От 1 до 5 звездочек - вы очень стойкий

От 5 до 10 звездочек - спокойный

От 10 до 15 звездочек - работоспособный

От 15 и более звездочек - невыдержанный, вспыльчивый

Задание четвертое

«Игра в кубики». Бросая кубики, мы выбираем себе вопросы и отвечаем на них.

1.Какие предложения называются ССП?

2.Назовите сочинительные союзы?

3.На какие группы делятся ССП?

4.В каких случаях между частями ССП запятая не ставится?

5.Чем отличается ССП от ПП?

6.Чем отличается ССП от ССП?

Задание пятое.

Один из ответственных моментов путешествия называется «Туристическая каша».

Работа над текстом о Родине:

Где бы не носила переменчивая судьба человека по волнам жизни, где бы он не находился, но вновь и вновь, пусть даже мысленно, возвращается он к той единственной земле, где, по образному мнению казахов, пролилась капля крови из перерезанной при твоем рождении пуповины. Родина - это начало всех начал, и это отправная точка каждого человека.

Каждый человек любит Родину по-своему, и каждому она дорога.Любовь к Родине - в каждом из нас.Она в нас с рождения, она в нас от наших отцов и дедов.

а) Чтение текста

б) Найти из текста ССП и сделать синтаксический разбор

в) Подобрать к слову Родина ассоциации:

РОДИНА

(Отечество, мать, родные, народ, язык, природа, дом, патриот, Отчизна, улица, школа, друзья ...)

Задание шестое.

Путешествие продолжается.Проверочная работа «Кодовый диктант».

С помощью комбинации «буква - цифра» укажите крылатые выражения, фразеологизмы, значения которых поясняются:

А.То, что порождает ссору 1.Маминкин сыночек

Б.Уязвимое место 2.Ни свет, ни заря

В.Несамостоятельный человек 3.Яблоко раздора

Г.Дети богатых людей 4.Ахиллесово пята

Д.Бывалый человек 5.Не разгибая спины

Е.Очень рано 6.Троянский конь

Ж.Дар врагу с целью его погубить 7.Золотая молодежь

З.Очень много работать 8.Стрелный воробей

Задание седьмое.

Творческая работа.Написать эссе по теме «Природа родного края»,используя ССП.Просмотр видеоролика «Природа Казахстана».

Итак,мы добрались до конечной запланированной цели.Обычно туристы с большой пользой для себя и для других возвращаются из любых поездок.И я надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром, у вас появились новые идеи и цели.

Задание восьмое. Конечная остановка.

«Хлопки в ладоши»

Если это ССП - 1хлопок, если СПП - 2хлопка,если ПП - 3хлопка

1.Плох тот солдат,который не метит в генералы.

2.Луны не было, и ночь обещала быть темной.

3.Мальчик шел, задумавшись и не смотря под ноги.

4.За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

5.Я услышал смутный шум,но лежа на спине,видел лишь небо.

6.Принесли букет цветов и поставили в вазу.

V. Оценивание учащихся.

«Мудр не тот, кто много знает, а чьи знания полезны»

Эсхил

VІ.Домашнее задание

1. Выполнить упражнение №212(по учебнику)

2. Подобрать из любого художетвенного произведения

5 ССП

© 2010-2022