Элективный курс Виды языкового разбора

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Целью данного профильного курса является развитие интереса учащихся крусскому языку, форми-рование языкового, логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся, воспи-тывает навыки самостоятельной работы и является прекрасным средством повторения, закрепления и проверки знаний по грамматике.

Грамматический разбор является одним из эффективных способов доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений. Он дает возможность иметь дело одновременно с большим количеством однородных фактов, при частой повторяемости которых надежно закрепляются знания по проходимому разделу курса; позволяет по мере надобности включать в текст, предназначенный для разбора, самые разнообразные факты из ранее пройденных разделов курса; дает возможность экономить время.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственномутестированию. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ЕНТ.
Курс «Виды языкового разбора» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на знание и повторение

теоретического материала.

Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов

общеобразовательной средней школы

Программа рассчитана на 2 года , 34 часа в год, 1 час в неделю.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование

языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления,

расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

Курс «Виды языкового анализа» предназначен для овладения учащимися различными видами разбора.

Задачи дисциплины:

Курс «Виды языкового анализа » призван решать следующие задачи:

  • формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости;

  • формирование навыков комплексного анализа текста;

  • углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

  • формирование речевой и коммуникативной компетентности.











Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексика;

  • фонетика;

  • морфемика и словообразование;

  • орфография и морфология;

  • синтаксис;

  • пунктуация;

  • языковые нормы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: особенности фонетического, лексического, словообразовательного, морфемного, синтаксического разборов и филологического анализа текста, схемы всех видов языкового анализа.

Уметь: анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости, пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах, правильно выполнять все виды языковых разборов, предусмотренных в школьной и вузовской программах.

Владеть: нормами литературного языка и грамотного письма, необходимой языковой эрудицией, правилами и схемами проведения всех видов языкового анализа.


Краткое содержание курса.

Особенности фонетического разбора в школе. Особенности орфографического разбора в школе. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова в школьной программе. Лексический разбор в школе. Морфологический разбор в школе. Синтаксический разбор в школе. Пунктуационный разбор в школе. Стилистический разбор в школе. Фонетический анализ. Анализ гласных звуков. Анализ согласных звуков. Фонологический анализ и его особенности. Графический анализ слова. Орфографический анализ слова. Анализ лексического значения слова. Анализ многозначного слова. Анализ фразеологических единиц. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Морфологический анализ слова. Особенности анализа словосочетаний. Анализ простого предложения. Анализ сложного предложения. Анализ предложений с чужой речью. Анализ сложного синтаксического целого. Анализ языка художественных произведений как вид языкового анализа. Определение текста. Своеобразие художественного текста. Общие принципы строения художественного текста. Характеристика семантического пространства текста. Речевая структура художественного текста и её особенности. Анализ лексических средств выразительности речи.











Элективный курс для 10-го класса

Общественно-гуманитарного направления

Виды языкового разбора



урока

Теоретическая часть

Практическая часть

К-во

часов

Сроки

Введение

1.

Роль языка в жизни общества

Общенациональный и литературный русский язык.

Составление тезисного плана учителя, определение основной задачи и значения языка, сопоставление понятий общенациональный и литературный языки.

1

3.09.13

2.

Основные разделы науки о русском языке. Виды языкового разбора.

Знакомство с основными разделами языкознания и видами языкового разбора.

1

10.09

Виды языкового разбора

Фонетический разбор

3.

Фонетические средства русского языка.

Наблюдение над условиями образовния звуков речи речевым аппаратом.

Повторение сведенийй из фонетики о типах фонем, их особенностях и основных признаках.Выполнение фонетического разбора.

1

17.09

Морфемный и словообразовательный разбор

4.

Морфемный состав слова и словообра-зование.

Повторение изученного материала о составе слова и способах словообразования, выполнение морфемногои словообразовательного разбора на основе образца.

1

24.09

Лексический разбор

5.

Лексика. Порядок лексического разбора слова.

Сопоставительный анализ особенностей лексичес-кого и грамматического значении слов, работа со словарями. Характеристика слов по их употреблению и происхождению.

1

1.10

Орфографический разбор

6.

Принципы русской орфографии и раз-делы русской орфографии.

Наблюдение над основными принципами русской орфографии, повторение орфографических правил, словарный диктант, орфографический разбор слов.

1

8.10

7.

Основные орфографические правила

Повторение основных правил написания слов, объя-снительный диктант, работа с орфографическим словарем, орфографический разбор слов.

1

16.10

8.

Имя существительное. Лексико-грам-матические разряды существитель-ных.

Наблюдение над лексико-грамматическими раз-рядами существительных, составление лингвис-тического рассказа, сопоставительный анализ имен существительных русского и казахского языков.

1

22.10

9.

Изменение существительных.

Склонение существительных, словарный диктант, составление обобщающей таблицы, морфологичес-кий разбор.

1

29.10

10

Имя прилагательное. Лексико-грам-матические разряды прилагательных.

Наблюдение над лексико-грамматическими раз-рядами прилагательных, составление обобщающей таблицы, индивидуальная работа по карточ-кам.

1

12.11

11.

Склонение прилагательных

Работа с электронным учебником, склонение прилагательных, сопоставительный анализ анализ прилага-тельных казакского и русского языка, составление связного рассказа, морфологический разбор прилагательного.

19.11

12

Имя числительное. Лексико-грамма-тические разряды и склонение числи-тельных

Составление обобщающей таблицы, сопостави-тельный анализ слов разных частей речи, склонение числительных, морфологический разбор.

26.11

13.

Местоимение. Разряды местоимений.

Наблюдение над разрядами местоимений и упот-реблением их в речи, морфологический разбор мес-тоимения, распределительный диктант.

3.12

14.

Глагол. Инфинитив глагола. Вид и наклонения глагола.

Наблюдение над глаголами и его видовыми форма-ми, конструирование предложении с глаголами раз-личных наклонений, сопоставительный анализ глаголов различных временных форм.

10.12

15.

Спряжение глагола. Морфологический разбор.

Сопоставительный анализ глаголов І и ІІ спяжении, выполнение контрольных заданий по электронному учебнику, составление обобщающей таблицы, морфологический разбор глагола.

18.12

16.

Причастие - неспрягаемая форма глагола

Повторение изученного о причастий, работа с образцом морфологического разбора причастий, распределительный диктант, составление обобщающей таблицы образования причастий действительного и страдательного залогов.

24.12

17

Деепричастие -неизменяема форма глагола

Составление лингвистического рассказа о деепричастий и его основных признаках, составление обобщающей таблицы образования причастий, решение тестовых вопросов, морфологический разбор причастия .

9.01

18.

Наречие и слова категории состояния.

Составление обобщающей таблицы о лексико-грамматических разрядах наречия, наблюдение над способами образований наречий, сопоставитель--ный анализ слов категориии состояния и их отли-чия от кратких прилагательных и наречий.

14.01

19.

Предлоги, союзы, частицы.

Сопоставительный анализ служебных знамена-тельных частей речи, выполнение контрольных заданий по электронному учебнику, работа по интерактивной таблице, работа с образцом морфологического разбора служебных частей речи.

21.01

20.

Модальные слова и междометия.

Знакомство с разрядами модальных слов по значе-нию, наблюдение над образованием модальных слов и междометий, сопоставительный анализ междо-метий и знаменательных слов, морфологический разбор.

28.01

21.

Словосочетание

Повторение изученного о синтаксисе, составление обобщающей таблицы связи слов в словосочетаний, строений и классификций словосочетаний, их грамматическом значений, марфологический анализ словосочетаний.

1

4.02

22

Простое предложение

Повторение изученного о прочто предложений, заполнение таблицы классификаций простых предложений по строению и грамматическому значению, составление предложений с опорными словами и словосочеитаниями, синтаксический разбор.

1

11.02

23.

Двусоставное предложение. Синтаксический разбор главных членов предложения.

Составление обобщающей таблицы «Виды сказуе-мого», «Способы выражения подлежащего»; работа по образцу синтаксического разбора главных членов предложений.

1

18.02

24.

Односоставное предложение

Составление обобщающей таблицы о способах выражения сказуемого, составление предложений с опроными словами и словосочетаниями, разбор предложений по составу.

1

25.02

25.

Строение предложения.

Составление обобщающей таблицы о классифика-ций втиоростепенных членов предложений, наблюдение над строением и употреблений полных и неполных предложений, распространенных предложений, работа по образцу синтаксическог разбора простого предложения.

1

4.03

26.

Осложненные предложения.

Повторение изученного об однородных и обособ-ленных членах предложения, наблюдение над причинами обособления членов предложения, составление предложений с опорными словами и словосочетаниями, выполнение контрольных заданий по электронному учебнику, синтаксический разбор предложений.

1

11.03


18.03

27.

Сложносочиненное предложение.

Составление обобщающей таблицы о видах союзов вССП, анализ строения ССП, выполнение контрольных заданий по электронному учебника, синтаксический разбор по образцу.

1

18.03

28.

Сложноподчиненное предложение.

Составление обобщающей таблицы о видах придаточных в СПП, составление СПП с опорными словами и словосочетаниями, синтаксический разбор СПП по образцу.

1

2.04

29.

СПП с несколькими придаточными и

с однордным подчиненеием

Наблюдение над строением СПП с несколькими придаточными и однородным подчинением, выполнение контрольной работы по элоектронному учебнику, синтаксический анализ.

1

8.04

30

СПП с неоднородным подчинением.

Анализ СПП с неоднородным подчинением, контрольный диктант, синтаксический разбо по образцу.

1

15.04

31

СПП с последовательным подчиненеием

Анализ СПП с последовательным подчинением, составление структурной схемы строения СПП, выполнение контрольных заданий по электронному учебнику.

1

22.04

32

СПП с комбинированным подчиненеием.

Наблюдение над строением СПП комбинированным подчинением, выполнение контрольной работы по элоектронному учебнику, составление предложе-ний, синтаксический анализ.

1

29.04

33

Бессоюзное сложное предложение

Повторение изученного оБСП, составление обобщающей таблицы классификаций БСП, составление БСП , синтаксический разбор БСП.

1

6.05

34

Многочленные сложные предложения с разными видами связи. Предложения с прямой речью

Знакомство с особенностями МСП, анализ МСП, составление МСП, работа с образцом синтаксического разбора МСП. Наблюдение над структурным строением предложений с прямой речью, составление схемы, составление предложений с прямой речью, разбор предложжений с прямой речью по образцу.

1

13.05

Наблюдение над структурным строением предложений с прямой речью, составление схемы, составление предложений с прямой речью, разбор предложжений с прямой речью по образцу.

1

20.05





© 2010-2022