КВН по русскому языку Занимательная фонетика (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КВН «Занимательная фонетика» 5 класс

Цель

  1. Повторить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Фонетика».

  2. Развивать интерес к изучению русского языка

Задачи:

  1. Формировать умение применять знания, полученные на уроках, на практике.

  2. Развивать умение думать сообща, признавать правоту другого, с уважением выслушивать мнение товарищей.

  1. Сплачивать коллектив и развивать коллективное творчество.

  2. Развивать речь учащихся, умение высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.

Мероприятие проводится в форме брейн-ринга. Перед началом игры учащиеся делятся на три команды, выбирают капитанов, придумывают название, девиз и эмблему.

  1. Разминка.

  • Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)

  • Назовите звуки речи, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая преграды. (гласные: [а о у и э ы]

  • Назовите звуки речи, которые состоят только из шума (Глухие согласные: [п ф к т ш с]

  • Как называются согласные звуки, в которых голос преобладает над шумом? (сонорные согласные : [л м н р й]

  • Назовите раздел науки о языке, в котором изучается обозначение буквами звуков речи на письме. (Графика).

  • Буквы, расположенные в определенной последовательности, называются … (Азбука или алфавит).

  1. «Веселые жонглеры»

Замените в словах один согласный звук, чтобы образовалось новое слово:

Галка - Палка Колено - Полено

Блин - Клин Цвет - Свет

Дуб - Зуб Игра - Икра

Вера - Мера Колос - Голос, волос

  1. «Озорные буквы»

Отгадайте метаграмму (для этого нужно заменить в слове одну букву (или звук) другой)

Я с Л смягченным под землей,

Бываю каменный и бурый,

А с твердым - в комнате любой,

В геометрической фигуре. (Угол - Уголь)

Со звуком С я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (Соль - моль)

С твердым Л я на стене,

Книги, например, на мне.

Но как только Л смягчите -

Сразу в танец превратите. (полка - полька)

С глухим шипящим я - числительное,

Со звонким - имя существительное. (шесть - жесть)

С П - на дереве весною,

С Т - писать кончаешь мною,

С Б - я тара в магазине,

С К - в болотистой низине. (почка - точка - бочка - кочка)

С Ч летаю над волною,

С Л не дам волкам покою,

С М - рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали (чайка - лайка - майка - зайка - гайка)

  1. «Буква заблудилась!»

Найдите ошибки и правильно запишите слова.

Фамолет - Самолет Маразин - магазин

Стакач - стакан Варильки - васильки

Мозлята - Козлята Пеливан - пеликан

Олотник - Охотник Капусла - капуста

Ченточка - ленточка Лумка - сумка

  1. «Зазеркалье»

Читаем слова слева направо. При чтении учитываем качество звуков, составляющих звуковую оболочку слова. Какие слова получились?

Сев - весь

Лей - ел

Лог - гол

Ток - кот

Шелк - клеш

Рос - сор

  1. «Фонетические прятки»

Подчеркните только те слова, в которых есть звук [Й]

Майский день, семья, съемка, Семка, Юра, веселые люди, люблю ездить, мячик, белье,яблоко, елка.

  1. Конкурс Капитанов «Секреты азбуки»

Капитаны в алфавитном порядке называют слова на тему «Животные мир» начинают с команды, набравшей наименьшее количество очков. Проигравшим считается тот, кто не правильно назвал слово.

Например: Аист - белка - ворона - гусь - дикобраз - енот - ёжик - жираф - заяц - ишак - кот - лев - медведь - носорог - осел - панда - рысь - собака - тюлень - утконос - филин - хорек - цапля - чайка - шакал - щука - эму - юрок - ящерица

  1. «Сладкие парочки»

Выберите пары слов по образцу:

Лето - лыжи (в первом слове Л - мягкий согласный, во втором слове Л - твердый согласный).

Белка, молоко, гусь, карандаш, люстра, сено, ворона, барабан, кепка, мел, лампа, верблюд, гербарий, сабля.

Ответ: Белка - барабан

Молоко - мел

Гусь - гербарий

Карандаш - кепка

Люстра - лампа

Сено - сабля

Ворона - верблюд

«В гостях у королевы Фонетики»

( на сцене появляется Королева Фонетика, ее дочь Орфоэпия, вбегает перепуганный Барон Ударение)

Королева Что случилось, Барон Ударение?

Барон Ударение Понимаете, Ваше Величество королева Фонетика, я пошел на соседний квартал за газетами, прихожу, а квартала нет.

Королева А что же там есть?

Барон Ударение Страшно сказать. Вместо квартАла там… квАртал!

Королева О! (теряет сознание)

Орфоэпия Барон Ударение, да как Вы смеете! Разве можно так говорить? Надо говорить не квАртал, а квартАл!

Барон Ударение В том-то и весь ужас! Впрочем, еще не весь. Когда я там стоял и пытался прийти в себя, за моей спиной вдруг кто-то…

Королева (очнувшись) Что? Что случилось?

Барон Ударение Мне не хотелось бы Вас испугать, Ваше Величество.

Королева Ну что там случилось у Вас за спиной? Кто-то выстрелил?

Барон Ударение Хуже! За моей спиной кто-то кашлянУл!

Королева О Боже! (теряет сознание)

Орфоэпия Может быть, кАшлянул?

Барон Ударение Если бы так! Тогда было бы все естественно. Но и это еще не все. Я обернулся и увидел машину, в которой сидел…Боюсь даже произнести…

Королева (вновь очнувшись) Кто там сидел, Барон? Крокодил? Разбойники?

Барон Ударение Хуже. Там сидел…ШОфер.

Королева Ах, какой ужас!

Орфоэпия Вы не ошиблись? Может быть, там сидел шофёр?

Барон Ударение Нет-нет, шофёра я бы не испугался. Там сидел именно этот… боюсь и произнести.

Орфоэпия Кажется, я догадываюсь, в чем дело…

Королева Дочка, Орфоэпия, объясни нам скорее, что случилось?

Орфоэпия Ах, мама! Мне не хотелось бы тебя пугать. Но я думаю, что в нашем королевстве появился злодей Неуч…

Барон Ударение Что же теперь нам делать? Как спасти королевство?

Королева Фонетика Ребята, помогите нам изгнать злого Неуча! Для этого выполните следующие задания.

  1. «Расставь ударение»

Представители команды по очереди читают слова, записанные на карточке. Первый, кто ошибается, считается проигравшим.

Алфавит, километр, диалог, начать (начал, начала, начали), свекла, кухонный, баловать, компас, портфель, сирота, столяр, статуя, магазин, звонит, красивее.

  1. «Порешаем примеры»

На доске записано предложение. Участникам команд предлагается ответить на вопрос: «Когда результат сложения будет правильным, а когда - нет?»

Сто сорок плюс сто сорок будет двести сорок.

  1. «Произноси правильно»

Командам раздаются карточки, на которых записаны слова. Сообща решается, как эти слова нужно произносить.

Конечно, бог, чтобы, гигантский, машинистка, счастливо, модель, ателье, яичница, дождь.

  1. Конкурс скороговорок (домашнее задание).

Команды приготовили противникам скороговорки, но сначала эти скороговорки нужно проговорить самим.

Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб.

Сено граблями, краб, грабь!

Пришел прокоп - кипит укроп!

Ушел Прокоп - кипит укроп!

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипит укроп!



© 2010-2022