Эссе на тему Новая миссия учителя в учебном процессе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Эссе:

«Новая миссия учителя в учебном процессе.»











Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 103

Кандрашина Ольга Геннадьевна















Н.Новгород

2016г.

«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель… Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.»

Н. Рерих.

Профессия учителя во все времена была в почете. К учителям всегда относились с огромным уважением. Но время не стоит на месте, оно движется вперед. С ним появляются и новейшие технологии, а с ними в систему образования входят и новые стандарты. Возникает вопрос: какова же роль, миссия современного учителя в самом учебном процессе? Эта тема, на мой взгляд, является актуальной, поэтому она меня и заинтересовала. И в своем сочинении я постараюсь максимально ее раскрыть.

Большой вклад в развитие общества внесли своими трудами ученые, врачи, космонавты, государственные деятели, но не менее важную миссию несут с собой и учителя, которые идут в ногу со временем и оказываются впереди планеты всей. И я горжусь тем, что когда-то очень давно мне довелось выбрать профессию учителя.

С каждым годом все меняется, наше общество также развивается, меняется и социальная обстановка в стране, меняются нормы и правила работы преподавателя в целом, а, соответственно, меняется и миссия учителя в самом учебном процессе. Мы стали отходить от шаблонных методов преподавания, стали меняться и степени свободы в действиях преподавателя. Для каждого учителя стало важной задачей - внести «новую волну» в учительское общество, перейти к новым стандартам.

По новым государственным образовательным стандартам учитель обязательно должен быть полностью погружен в жизнь школы. А сама реализация стандарта - это дело каждого конкретного учителя.

В моей педагогической практике был значительный перерыв, по иронии судьбы я была вынуждена освоить и поменять несколько профессий.

Но ни в какой другой сфере деятельности я не чувствовала себя так комфортно и уютно, как в профессии учителя. И я решила снова вернуться в эту профессию. И ваши курсы помогли мне убедиться в этом еще раз.

Мне хочется идти в ногу со временем, быть «на одной волне» со своими учениками! В нашем современном обществе важно, чтобы будущие его члены, столкнувшись с проблемой выбора, могли бы самостоятельно искать ответы на жизненно важные вопросы и принимать самостоятельные решения. И вот я ставлю перед собой сверхзадачу - отыскать и раскрыть в моих учениках те личностные качества, которые помогут им выстоять в этом непредсказуемом и порой «безумном» мире: справедливость, патриотизм, милосердие, самостоятельность, уважение к людям и другие.

В работе учителя по новому стандарту в первую очередь необходим системно-деятельный подход. И деятельность здесь становится основным инструментом формирования каждой отдельной личности. Также необходима и компетентность, чтобы умело совмещать теорию и практику. А системно-деятельный подход определяют универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

У каждого учителя в его педагогической работе формируется свой стандарт, сложившийся в результате опыта. И ему необходимо использовать все виды учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, которые способствуют развитию личности каждого отдельного ученика. А для этого мы, учителя, создаем необходимые условия, провоцирующие детей на эти самые действия.

Мы - не истина в последней инстанции. Наши дети могут знать что-то лучше нас. У ребенка должна быть полная свобода в применении им полученных знаний на практике. А учитель, исходя из этого, должен выбирать учебно-методический комплекс. Мы должны научить детей добывать необходимую информацию и отделять истину от лжи. А для этого каждый учитель должен стать первоклассным методистом, чтобы суметь донести необходимую информацию и знания до детей.

Учитель - это своего рода наставник, проводник для своих учеников в светлое и счастливое будущее.

И новая миссия учителя заключается в том, чтобы вложить в каждого своего ученика жажду познания, потому как учитель - это не просто профессия, а призвание и, по большому счёту, дар Божий. Учитывая высоту и важность этой миссии, каждый из нас, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание - значит быть призванным. Кто нас призывает и к чему? Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и, особенно, радость и духовное наслаждение, которое испытывает учитель в своей деятельности.

Не случайно, этимология слова «учитель» восходит к древнеиндийскому слову со значением «находить удовлетворение».

И я считаю, что не имеющий призвания, но взявшийся за учительство только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, сам становится мучеником, а для детей - мучителем. Он вечно всем недоволен, его тяготит скромная доля учителя, ему надоедают дети, к которым у него нет любви, учительство не приносит ему радости, он постоянно занят мыслью подыскать профессию повыгоднее. Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого - это звание миссионера. При скудном вознаграждении учительство требует самоотвержения. Учитель не принадлежит себе. Характер учительского труда можно в полной мере назвать служением.

Учитель - человек, не только получивший специальное педагогическое образование, но и мыслитель, который ощущает на себе всю ответственность за судьбу доверенного лица.

Проработав в должности учителя четыре года, я поняла, что в школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши пороки повторяются в наших учениках - об этом нам надо знать и помнить. Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и свое призвание и при этом проявлять смирение перед великой тайной личности ученика. Учитель должен знать, на что он способен и как эти способности лучше использовать. Одни учителя - прекрасные рассказчики и умеют приковать внимание всего класса. Они превосходно объясняют самые сложные вещи, другие проявляют себя как неплохие художники или музыканты. Я же стараюсь пробуждать детскую энергию и проявляю особую наблюдательность к способностям детей. А некоторые учителя не могут в полной мере раскрыть всех своих способностей по тем или иным причинам. И это вовсе неправильно. В связи с развитием нашего общества, каждый учитель также должен стараться самовыражаться, развиваться и самосовершенствоваться. А это - огромный труд. Еще великий Лев Николаевич Толстой в своей педагогической практике взял девизом строчки из стихотворения Николая Заболоцкого:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!»

Человек должен постоянно развиваться духовно. А лень и бездействие подобно смерти. Так понимал предназначение учителя Лев Толстой. Учитель должен не просто нести в мир «хорошее, доброе, вечное», но и постараться в своей профессии превзойти самого себя, остаться доволен самим собой. И это никогда не пройдёт бесследно. А для этого он должен быть творцом, то есть, прежде всего, творческой личностью. А если учитель работает творчески, то он ориентируется на ученика, на его развитие. Ведь творчество происходит от слова творить - то есть создавать.

А теперь попробуем сформировать задачу для современного учителя по-другому: помочь ученику найти истину, пропустить через себя, принять или отвергнуть, а если принять, то применить в нужный момент. Может, в этом миссия учителя: научить детей ориентироваться в современном мире и понимать, зачем им нужны те или иные знания и умения, где их применить, а, главное, для чего? Научить подрастающее поколение планировать свои действия для достижения своей цели, оценивать себя, окружение, вырабатывать стратегию своего развития и самообразования. Увидеть талант ребенка и развить его, не дать погаснуть искре Божьей, помочь сориентироваться в таком сложном мире и найти свой путь.

Учение - это жизнь, а жизнь - это учение. Для учителя и ученика - это взаимообучение, ибо «уча другого, учишься сам». На современном уроке нет строгого деления на учеников и учителей, есть сотрудничество единомышленников, личностей, уважающих друг друга и понимающих, что есть личная ответственность за свои слова, поступки и даже мысли. Может, миссия учителя состоит в том, чтобы воспитать свободную, ответственную личность так, чтобы потом нас ждала «счастливая старость», как сказал Антон Семёнович Макаренко. Великий педагог считал, что нужно воспитать человека на пользу общества, ведь правильное воспитание - залог гуманных общественных отношений в будущем. «В любом человеке есть доброе начало, только нужно уметь его отыскать,» - пишет Люси Мод Монтгомери.

Педагогическая терминология меняется из года в год, появляются новые технологии обучения, и учитель может быть не с мелом у доски, а в стороне, в качестве помощника, тьютера, соратника. В течение урока он будет немногословен. Все это - приемы, методы, средства. Это не суть. Главным остается отношение, преданность своему делу и любовь к детям.

И я уверена, что, подарив ученику свою любовь, мы научим его находить любовь в этом мире, научим видеть прекрасное и доверять самому себе и окружающим его людям, а это уже немало, если мы сумеем все сделать.

Так может наша миссия - просто любить и, следуя своему сердцу, учить?

Мы живем в такое, на мой взгляд, замечательное время, когда шаблоны и стереотипы не главенствуют, когда каждый сам «кузнец своего счастья». Мне хотелось бы, чтобы современный учитель был не просто кузнецом, а ювелиром человеческих душ.

Вот в этом и заключается новая миссия учителя в учебном процессе. И пусть слова «Учителями славится Россия!» будут актуальны всегда. Славные учителя - залог славных поколений.



© 2010-2022